Концепт «учеба» в пословичной картине мира английского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шалагина, М. А. Концепт «учеба» в пословичной картине мира английского языка / М. А. Шалагина. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1839/ (дата обращения: 16.11.2024).

История образования Англии может быть прослежена со времен заселения английской территории англо – саксами или даже ранее, со времен римского владычества. На протяжении многих веков образование занимало второстепенную роль в жизни простого народа. Однако, уже во времена Эдуарда VI Тюдора появилась система бесплатных грамматических школ, где все желающие могли изучить грамоту [1]. Несмотря на ряд серьезных проблем, с которыми сталкивались реформаторы на пути развития английской образовательной системы, эта система постепенно совершенствовалась: появлялись новые школы и университеты, создавались условия для обучения людей из разных слоев общества, расширялись списки изучаемых дисциплин. Поэтому неудивительно, что большое количество лексики английского языка связано с образованием, а пословицы об образовании занимают значительное место в пословичном фонде этого языка.

В результате изучения данных англо-русских и русско-английских словарей был сделан вывод о том, что наиболее точно значение русского слова «учеба» передает английское слово «study» [4, c. 576], [5], [6], [7, c. 676], [8], [10, c.960], [11, c.769], [12, c. 608], [13, c. 330].

Впервые употребление слова «study» зарегистрировано в английском языке в начале 12 века. Существительное «study» произошло от соответствующего глагола to study, который в свою очередь был заимствован из старофранцузской формы estudie, которая произошла из studiare (средневековая латынь), а еще ранее – от stadium (лат. – учеба, прилежание; первоначальное значение этого слова было – пыл, рвенье, старание). Использование существительного «study» в английском языке впервые было зарегистрировано в 1300 году [14].

Опираясь на данные толковых словарей, выделяем три основных значения слова «study»:

  1. Получение новой информации, приобретение знаний о каком-либо явлении, предмете, процессе и т.д.:

Adam does not spend enough time on his studies. – Адам не тратит достаточное количество времени на свою учёбу.

At the café the students were discussing their studies at the University and their plans for the future. – В кафе студенты обсуждали свою учёбу в университете и свои планы на будущее.


2. Тщательное, детальное исследование, изучение или анализ предмета или ситуации:

An earlier study, by top researcher professor Martin Gardner, suggested that a mutation in the father… – В соответствии с ранее проводимым исследованием топ-исследователя профессора Мартина Гарднера было предположено, что мутация в дальнейшем…

A recent study by the North London Polytechnic shows that about 27 per cent of men have been victims… – Недавнее исследование Северного Политехнического Института г. Лондона показывает, что около 27 процентов мужчин были жертвами..

A study of Shakespeare`s plays is a part of our school program. – Изучение пьес Шекспирачасть нашей школьной программы.

3. Комната, используемая для академической работы или спокойной работы в доме, такой работе как «чтение» или «письмо».

The third bedroom was used as a study.Третья спальня использовалась как рабочий кабинет.

Our study is the best in the world. Наш кабинетсамый лучший в мире.

Кроме того, слово «study (-ies)» часто является составляющей названий курсов и предметов: the department of business/media studies – Факультет Бизнеса и СМИ, an undergraduate course in transport studiesбазовый университетский курс по транспортоведению. Это слово также может обозначать часть работы, в особенности это касается написанных для получения практических навыков или в качестве эксперимента картин, может обозначать вещь или человека, которые являются олицетворением или хорошим примером чего-либо: He perched on the edge of the bed, a study in confusion and misery – Он взгромоздился на край кровати, изучая беспорядок и нищету.

В поле анализируемого материала входят пословицы, содержащие такие компоненты образовательной лексики, как learning, teaching, teacher, to learn, to teach, to school.

В ходе работы было проанализировано 27 пословиц. Среди них центральное место занимают пословицы, в которых показывается важность учёбы и значимость приобретения знаний (10 ед. (37 %)):

1) Live and learn. – Живи и учись.

2) Experience is a good teacher. – Учиться всегда пригодится.

3) Live a century and learn a century. – Век живи, век учись.

4) Learning is the eye of the mind. – Ученьесвет, а неученьетьма.

5) Learning makes wise, ignorance otherwise. – Ученьесвет, а неученьетьма.

6) When house and land are mostly spent then learning is most excellent. – Грамоте учиться всегда пригодится.

7) Learning is better that fortune. – Знание лучше богатства.

8) A man of learning heralds place abreast with him of noblest race. – Знание лучше богатства.

К этой категории также можно отнести две пословицы, которые употребляются в простонаречном языке:

1) Live a hundred years, learn a hundred years and die a fool. – Век живи, век учись, а дураком помрёшь.

2) He who learns till he dies may realize he isn`t yet wise. – Век живи, век учись, а дураком помрёшь.

Ко второй по численности группе принадлежат пословицы, в которых содержится информация о том, что знания можно приобрести в результате получения личного опыта или на основе опыта других людей (5 ед. (18.5%)):

1) We learn by our own mistakes. – На ошибках учатся.

2) Experience schools all careless fools. – Опыт учит всех беззаботных дураков.

3) Wise men learn by other`s mistakes, fools – by their own. – Умные учатся на ошибках других, дуракина своих.

4) Experience is the teacher of all fools. – Опытучитель всех дураков.

5) Learn on your neighbour`s skaith. – Учись на ошибках соседа.

Третью группу образуют пословицы, в которых говорится о бесполезности обучения той или иной категории людей (4 ед. (15 %)):

1) You can never school a testing fool. – Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить.

2) Don`t teach fishes to swim. – Не учи рыбу плавать.

3) Don`t teach your grandmother to suck eggs. – Яйца курицу не учат.

4) Experience keeps a dear school but fools learn in no other. – Дуракам закон не писан.

Следующую группу образуют пословицы, общий смысл которых заключается в том, что знания не даются просто так, легко – для того, чтобы получить знания требуется прикладывать много усилий, много работать, учиться (3 ед. (11%)):

1) Failure teachers success. – Намучишьсянаучишься.

2) There is no royal road to learning. – Идти в наукутерпеть муку.

3) No man is born wise and learned. – Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться.

В настоящем исследовании также встретились пословицы, которые не были отнесены к определенным группам, но их можно отнести к пословичному фонду образовательной тематики (5 ед.(18.5 %)):

1) пословица, свидетельствующая о том, что знания приходят к человеку не сразу – человек постигает науку постепенно:

Learn to walk before you run. – Сперва аз да буки, а потом науки.

2) пословица, указывающая о необходимости доведения любого дела до конца, в данном случае это касается учёбы:

Better untaught than ill-taught. – Недоученный хуже ученого.

3) пословица, которая учит нас прислушиваться к мнению других людей, потому что чужой взгляд на ту или иную проблему может быть иногда полезен и может помочь выявить недостатки и недочёты:

Learn wisdom by the follies of others. – Cо стороны виднее.

4) пословица, свидетельствующая о том, что знания легче получать в молодом возрасте:

Wit once bought is worth twice taught. – К мягкому воску – печать, а юному человеку – ученье.

5) пословица, подтверждающая общеизвестный факт: с кем поведешься – того и наберешься, в данном случае это правило применимо к ученику и учителю, который его обучает; иными словами, эта пословица несет мысль о том, что ученики берут пример со своего учителя, каков учитель – таковы и его ученики:

Like teacher, like pupil. – Каков учитель, таков и ученик

На основании проанализированного материала, можно сделать предварительный вывод о том, что концепт учеба в английском пословичном фонде имеет два основных значения:

  1. учёба – важная составляющая нашей жизни, получение знаний необходимо и очень важно.

  2. учёба – приобретение знаний в результате получения личного опыта или на основе опыта других людей.


Литература:

1. Википедия, свободная энциклопедия. История английского народного образования. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/История_народного_образования_в_Англии (дата обращения 27.01.2012)

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4т. Т.4 Р-У. М.: Рус.яз., 1998. 688 с.

3. Кусковская С.Ф. Русские пословицы и поговорки с соответствиями в английском языке. Мн.: УП «Космос», 2006. 263 с.

4. Мюллер В.К., Боянус С.К. Англо-русский словарь. М.: Локид-ПРЕСС, 2003. 687 с.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова. URL: http://www.ozhegov.ru/

(дата обращения 10.10.2011)

6. Словарь Мультитран. URL: http://www.multitran.ru/c/m.exe?l1=1&l2=2&s=%F3%F7%B8%E1%E0

(дата обращения 23.01.2012)

7. Смирницкий А.И. Русско-английский словарь. М.: Рус.яз., 1989. 766 c.

8. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. Слов., 1935-1940. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Ушакова/~Уч/3/

(дата обращения 08.08.2011)

9. British National Corpus. URL: http://corpus.byu.edu/bnc/

(дата обращения 12.08.2011)

10. Сhambers`s Twentieth century dictionary of the English language. London & Edinburgh.: W&R Chambers.1255 p.

11. Hornby A.S. Oxford student`s dictionary of current English. Moscow: Prosveshcheniye publisher, 1983.769 p.

12. Longman. Active study dictionary of English. М.: Рус.яз., 1988. 710 с.

13. Maine G.F. The New Modern Etymological Dictionary. London & Glasgow: Collins clear-type press, 1970. 384 p.

14. Online Etymology Dictionary URL:

http://www.etymonline.com/index.php?allowed_in_frame=0&search=study&searchmode=none (дата обращения 23.01.2012)

Основные термины (генерируются автоматически): пословица, английский язык, век, Дурак, знание, личной опыт, основа опыта, пословичный фонд, приобретение знаний, результат получения.