Психолого-педагогические технологии в повышении качества предметной подготовки по иностранному языку
Автор: Пивоварова Екатерина Владимировна
Рубрика: 8. Филологическое образование
Опубликовано в
Дата публикации: 08.01.2019
Статья просмотрена: 170 раз
Библиографическое описание:
Пивоварова, Е. В. Психолого-педагогические технологии в повышении качества предметной подготовки по иностранному языку / Е. В. Пивоварова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 28-33. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/321/14758/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматривается вопрос использования психолого- педагогических технологий на пути повышения качества предметной подготовки по иностранному языку.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, физиологические особенности, педагогическая поддержка.
Освоение иностранных языков в настоящее время нельзя признать даже удовлетворительно разрешенной проблемой в обществе. Те учащиеся, которые добиваются реальных результатов, достигают их с помощью трудного, стрессового и длительного обучения.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых психолого-педагогических технологий для повышения качества обучения иностранному языку. Если рассматривать учащегося как потребителя продукта, который ему предлагает современное общество в виде предложения освоить иностранный язык тем или иным способом, то можно сразу заметить рыночную игру, во время которой предлагаются различные программы зачастую несбыточные, такие как «Английский — за три недели, Три месяца — и Вы говорите», «Кодирование — залог успеха», «25-й кадр учит без учебы» и т. д., не дающие никаких гарантий.
Есть реальный и жесткий фактор — способности учащегося. Начинается обучение, и в результате, многие из учеников получают «диагноз»: «У Вас нет способностей к языкам». Именно применение новых психолого-педагогических технологий призвано разрушить стереотипы прошлых лет и доказать на практике, что способности к освоению иностранного языка есть у каждого человека, т.к любой ученик, приступающий к изучению нового языка, уже доказал свою состоятельность и продемонстрировал всем свои способности — он освоил первый, т. е. родной язык, причем, в самых «трудных» условиях: без учебников, аудиокассет и дипломированных специалистов.
В. П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии: «Педагогическая технология — это систематическое воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса». [1] Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счёт повышения интереса и мотиваций к нему у учащихся.
Из этого следует, что для достижения положительного эффекта необходимо учитывать как профессионализм, мотивацию и психологическую подготовленность преподавателя, так и интеллектуальные и физиологические особенности изучающих язык. И на основе всего этого применять комплексные психолого-педагогические методики.
Как уже было сказано, в настоящее время применяется большое количество самых разнообразных технологий для обучения иностранным языкам. Хорошо зарекомендовали себя обучающие игры, позволяющие смоделировать реальные жизненные ситуации, оказывающие корректирующее влияние на психологию учащихся, т. к. они лишены психологической напряженности, присущей традиционным формам обучения.
Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие образования на новый уровень, информационные технологии стали новой революцией в современном обществе. В обучении иностранным языкам телекоммуникации и компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний.
Но все же ни все новшества научно-технического прогресса, ни внедрения прогрессивных методик в процесс обучения не заменят альянса «учитель — ученик», а лишь только дополняют и улучшают его. Но в свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы «учитель-ученик» к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве. Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, дает возможность учебным заведениям выбирать любую модели педагогического процесса, включая авторские. В этих условиях преподавателю иностранного языка предоставлена определенная свобода творчества, свобода выбора инновационных моделей и технологий обучения, без которых немыслим современный образовательный процесс.
Традиционные методы обучения иностранному языку предполагают усвоение знаний в искусственных ситуациях, вследствие чего будущий выпускник не видит связи изучаемого предмета со своей будущей профессиональной деятельностью. Наиболее эффективным средством развития мышления будущих выпускников является имитационное моделирование. Подобный подход в обучении обеспечивает имитацию элементов профессиональной деятельности, ее типичных и существенных черт. Его применение на занятиях иностранного языка дает возможность формировать навыки и умения общения; развивает привычку самоконтроля, способствует реальной подготовке студентов к предстоящей деятельности и жизни в обществе в целом; помогает сделать занятия иностранного языка более живыми, интересными, содержательными, дают возможность учащимся больше и чаще высказывать собственные мнения, выражать чувства, мысли, оценки, т.е мыслить на иностранном языке. В качестве приемов, обеспечивающих повышение профессиональной направленности изучения иностранного языка, могут выступать: общение — диалог по поводу профессиональной информации, прочитанной на иностранном языке, анализ социальных и профессиональных ситуаций, выполнение творческих заданий с профильным содержанием, игровые ситуации, ролевые игры, викторины. Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны как с радикальной сменой методической парадигмы, так и с техническим обновлением процесса обучения, что выражается в массированном наступлении новых средств обучения, прежде всего, мультимедийных компьютерных программ, Интернет, мультимедийных учебников. Последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка широчайшие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новую основу. Технологические возможности мультимедийных средств велики, т. к. они позволяют организовать разнообразную учебную деятельность учащихся, значительно повышают эффективность и мотивацию обучения.
Особенность предмета «иностранный язык» состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, т. е. о языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности (коммуникативная компетенция). Язык есть культура, т.е культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичный языковой материал. Учащиеся все чаще встречаются в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Метод активного обучения направлен на организацию развития, самоорганизации, саморазвития личности. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка, так как опирается на активную мыслительную деятельность.
Широкое использование приобрел эвристический метод в обучении иностранным языкам. Психолого-педагогические признаки термина «эвристический» стимулирование интереса к исследованию, вдохновение к самостоятельному поиску. Применение эвристических методов развивает у студентов самостоятельность, способность к самообразованию, творческое мышление. Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований и др.
Интересные технологии обучения разработаны инициативной группой, получившей название «Римский клуб». Суть этой психолого-педагогической технологии сводится к индивидуализации обучения в целом и иностранному языку в частности. Её назвали ИСУД (технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика). Но при этом термин «индивидуализация» приобретает новую трактовку: обучать не всех, но каждого. Индивидуализация — это не когда учитель один на один с ребёнком и не когда один учитель видит одновременно всех детей класса, как каждого в отдельности. Физиологи заявляют, что в реальности такого не бывает. Человек одновременно может фиксировать не более 5–6 человек в качестве отдельных субъектов, адекватно реагируя на изменения их поведения. Кстати, эти цифры максимальны у артистов и учителей.
Вспомните, что вы делаете, когда хотите, чтобы весь класс 5 минут «весь как один», затаив дыхание, слушал ваш монолог? Правильно. Вы переводите взгляд с одного ученика на другого, уделяя несколько секунд деятельного внимания каждому. В индивидуализированном учебном процессе учитель всегда знает, кому, когда и зачем он нужен, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха каждому ученику, и имеет достаточное ресурсное обеспечение, чтобы это сделать. Разработчики этой технологии успешно проектируют алгоритмы построения индивидуальных программ обучения иностранному языку и управления их реализацией.
Несомненно то, что в новой образовательной реальности от преподавателя иностранного языка требуется высокий уровень владения навыками дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим наиболее конструктивным путём оказывается рефлексивное переосмысление и преобразование преподавателями своего опыта на основе развития качества и роста уровня профессиональной компетентности педагога, как носителя высокого уровня методической и управленческой культуры. Педагогу необходимо не только выбирать в конкретных условиях соответствующие методы, методики, и приемы обучения, но и создавать собственные их модификации, чтобы обеспечить каждому ученику возможности для успешного обучения. Многие преподаватели не обладают достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной работы, если возникает ситуация, требующая индивидуализации или хотя бы дифференциации учебного процесса для обеспечения необходимых учебных достижений конкретным учащимся или группами учащихся. Возникает необходимость в реализации таких образовательных технологий, которые, обладая инвариантностью, отображающей требования ФГОС и других государственных документов, учитывали бы вариативность субъектов учения, для каждого их которых учебный успех может иметь индивидуальную структуру и уровень достижения. Отбор и модификацию таких технологий может осуществлять только преподаватель с высоким уровнем управленческой культуры. Согласно требованиям ФГОС, основной школы и СПО преподаватель обязан осуществлять индивидуализацию учебного процесса, реализуя проектирование индивидуальных траекторий развития обучающихся [3].
Если ещё два десятилетия назад понятия «управленческая компетентность учителя» и «управленческая культура учителя» воспринимались педагогическим социумом как научные термины, мало связанные с реалиями образовательного процесса, то сегодня от школы требуется не просто грамотное управление качеством в образовательной системе «учитель — ученик», но и акцентирование прогностической функции управления в этой системе. А это уже не просто управление, но «опережающее управление», позволяющее прогнозировать результаты, гарантировать и обеспечивать их успешную реализацию.
Результаты исследований уровня компетентности преподавателей в области развития внутренних ресурсов студента, проведённые в аудиториях с различными категориями слушателей, подтвердили необходимость разработки и реализации таких образовательных методик и технологий, которые обеспечивали бы проектирование вероятностных алгоритмов управления деятельностью учеников.
Использование передовых психолого-педагогических технологий дает впечатляющие результаты. Внедряя их в свою профессиональную деятельность, педагог не только добивается лучших показателей качества знаний со стороны учащихся, но и сам развивается, совершенствуется, растёт взаимопонимание между преподавателем и учеником, их духовная связь, а это залог новых побед на поприще образования, науки и государства в целом, ведь «в конце концов, успех в преодолении трудностей человечеством будет решаться не столько в кабинетах правительства, сколько за школьной партой каждого государства» [2].
Литература:
- Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. Спб,1994, Ч.2 с.33.
- Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / Под ред. Д. М. Гвишиани. — М., УССР, 1997 — С.69.
- Е. А. Леванова. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании МПГУ, 2017.- С.25.
Похожие статьи
Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза
В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения
В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.
Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка
В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.
Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении
В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.
Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей
В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.
Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности
В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.
Современные педагогические технологии как эффективное средство подготовки выпускников общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по обществознанию
В статье автор раскрывает роль современных образовательных технологий в подготовке обучающихся общеобразовательных школ к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
К вопросу о значимости психолого-педагогических особенностей подростков при обучении иностранному языку в школе
В статье автор рассматривает подростковый возраст с учетом его психолого-педагогических особенностей, дает определения ключевым аспектам и составляющим данного возраста, которые играют важную роль при обучение иностранному языку.
Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)
В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.
Похожие статьи
Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза
В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения
В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.
Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка
В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.
Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении
В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.
Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей
В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.
Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности
В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.
Современные педагогические технологии как эффективное средство подготовки выпускников общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по обществознанию
В статье автор раскрывает роль современных образовательных технологий в подготовке обучающихся общеобразовательных школ к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
К вопросу о значимости психолого-педагогических особенностей подростков при обучении иностранному языку в школе
В статье автор рассматривает подростковый возраст с учетом его психолого-педагогических особенностей, дает определения ключевым аспектам и составляющим данного возраста, которые играют важную роль при обучение иностранному языку.
Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)
В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.