Деривационное значение — особый компонент семантики производного слова | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпова, С. Е. Деривационное значение — особый компонент семантики производного слова / С. Е. Карпова, Е. Н. Васильева. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/325/14543/ (дата обращения: 16.10.2024).



В производных словах внутренняя форма есть всегда, причем она характеризует не только окказиональные, но и обычные узуальные слова. Понятие «внутренняя форма слова» до сих пор не имеет однозначного определения. А. А. Потебня, один из первых русистов, обратившихся к анализу этого явления, понимал под внутренней формой «ближайшее этимологическое значение слова» [3, с. 56 -114]. Современный этап изучения проблемы характеризуется более широким подходом к этому понятию. Вслед за современными исследованиями мы будем считать проявлением внутренней формы любой признак, лежащий в основе наименования, не только уже утраченной носителями языка, но и живой. Внутренняя форма мотивирующего слова представляет собой деривационное или словообразовательное значение.

В современных исследованиях деривационное значение определяется противоречиво. По определению Е. А. Земской, «деривационное значение— является общим для производных данного типа иустанавливается на основании семантического соотнесения производящего ипроизводного». [1, с. 86 -106].

Учитель, мучитель … «тот, кто выполняет действие, названное производящей основой», — это общее значение является деривационным значением.

В этом определении выделены два признака деривационного значения:

во-первых: оно проявляется в отношении значения производного к значению производящего.

во-вторых: оно характеризуется обобщенностью — «является общим для всех производных данного типа».

Деривационное значение характеризует обе структуры, только в первом оно абстрактно, отвлеченно, а во втором — конкретно. Так, в случае «пейзажист» — значение «тот, кто имеет какое — либо отношение к предмету» более обобщенно. Оно характеризует целый ряд производных.

Е. А. Земская уточняет, что «установив семантические отношения между производящими и производными, мы тем самым определяем словообразовательное значение данного типа. В семантике слова для словообразования важна не конкретная лексическая индивидуальность, а то общее, что отражается в его строении». [1, гл.5].

Перейдем к определению семантической структуры слова и её компонентов.

Некоторые исследователи отмечаю, что:

‒ словообразовательное значение производных слов разных типов обладает разной степенью конкретности. Наряду с такими конкретными значениями, как детеныши животного, названного производящей основой, существуют такие отвлеченные значения, как «обозначения признака, связанного каким-либо образом с тем, что названо производящей основой». Именно так формулируется деривационное значение прилагательных с суффиксами –н-, -ов-, производимых от слов существительных (лесной, автомобильный, дорожный, бензиновый, асфальтовый, парковый).

‒ Словообразовательные значения могут быть как общие, так и частные. Общее деривационное значение — это значение словообразовательного типа. Тип — основная единица словообразовательной системы. Это «схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц в «Русской грамматике», характеризующихся:

1. общностью части речи непосредственно мотивирующих слов и

2. формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. То общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих является — словообразовательным значением слов этого типа; носителем словообразовательного значением является формант [Русская грамматика, 1980 г., гл. 198].

Глаголы «прыгнуть, свиснуть, толкнуть, принадлежат к одному и тому же словообразовательному типу, так как они мотивируются глаголами прыгать, свистеть, толкать; имеют общий формант — это суффикс -ну- со словообразовательным значением однократности.

  1. Словообразовательные значения — неоднородны.

Сложные слова, сращения, аббревиатуры (то есть, все производные слова, наделенные производной базой, включающие несколько слов) имеют словообразовательные значения иной природы. Такое деривационное значение предложено называть синтагматическим.

Оно сводится к идее соединения составляющих производное простых слов. В тех случаях, когда словосложение соединяется с аффиксацией, синтагматическое деривационное значение осложняется значением, вводимым аффиксом:

значением отвлеченного действия (в основах типа скороход — о, канатоход-ец, орденонос-ец, стекло — о и т. д.).

По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:

  1. типы, у которых эти отношения во всех словах или в подавляющем большинстве слов одинаковы: дом — домик, стол — столик.
  2. типы, у которых эти отношения нетождественны и число этих отношений неограничено.

У словообразовательных типов второй группы эти компоненты сводятся к более общему значению, которое и является словообразовательным значением типа — общим словообразовательным значением.

Так, существительные с суффиксом –к(а) кожанка «кожаное пальто или куртка», дюймовка «дюймовая доска», анисовка «анисовая водка» образуют словообразовательный тип с общим значением «предмет, обладающий признаком, названным мотивирующим прилагательным, носителем признака».

Можно выделить повторяющиеся в ряде слов наиболее распространенные значения, более узкие по сравнению с общим словообразовательным значением типа. Это частные словообразовательные значенияони составляют более узкие единицы — семантические подтипы врамках типа.

В производных словах с суффиксом –лк(а) выделяют следующие семантические подтипы:

  1. Предмет, предназначенный для выполнения действия (молотилка);
  2. Предмет, приспособление, являющееся субъектом действия (коптилка);
  3. Помещение, предназначенное для выполнения действия (читалка);
  4. Лицо, субъект действия (читалка).

Таким образом, сделаем выводы:

‒ необходимо разграничивать два проявления деривационного значения. Деривационное значениевсловообразовательном типе (модели) и в словообразовательном акте (производном слове);

деривационное значение — как неотъемлемый компонент семантической структуры любого производного слова;

существуют разные проявления деривационного значения словообразовательного типа: общее ичастное, более обобщенное иконкретное;

разный характер деривационного значения ваффиксах производных ив сложных словах.

Литература:

  1. Земская Е. А. Словообразовательное значение. Современный русский язык/Под.ред. В. А. Белошапковой.М., 1981 г.

2. Кадькалова Э. П. Исследование способов отображения однотипного содержания производных слов разных словообразовательных типов https://cyberleninka.ru

  1. Потебня А. А. Теоретическая поэтикам: Высшая школа.1990. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met137/node4.html.
  2. Хохлачева В. И. Проблема словообразовательного значения/Грамматика и норма. — М.: Наука, 1977 г.
Основные термины (генерируются автоматически): деривационное значение, общее значение, слово, словообразовательный тип, тип, внутренняя форма, производящая основа, общее словообразовательное значение, производное слово, словообразовательное значение.