Особенности лексико-тематических групп (на примере учебников по русскому языку для 5 класса) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Филологическое образование

Опубликовано в

V международная научная конференция «Филология и лингвистика в современном обществе» (Казань, март 2019)

Дата публикации: 26.02.2019

Статья просмотрена: 2962 раза

Библиографическое описание:

Граф, Т. А. Особенности лексико-тематических групп (на примере учебников по русскому языку для 5 класса) / Т. А. Граф. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 28-35. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/325/14879/ (дата обращения: 19.12.2024).



В процессе познания реального мира, изучая вещи и факты, определяя в них общие и отличительные черты, человек идентифицирует предметы и явления, формирует понятия о классах предметов и их свойствах, устанавливает между ними определённые связи и взаимозависимость. Результатом такого познавательного процесса является классификация, максимально передающая и распределяющая закономерные связи существенных черт в вещах, явлениях, процессах [6, c. 125]. Такая классификация предполагает объединение явлений и предметов в один класс на основе того или иного принципа, то есть их категоризацию. Если рассматривать категорию как результат когнитивной и классификационной деятельности человека, направленную на создание системы классов на основе универсального семантического признака, то такими категориями можно считать время, форму, размер, цвет, оценку и т. д.

Системная организация лексического аспекта языка разными лингвистическим школами и исследователями понимается по-разному. Вследствии этого такой разнобой в дефинициях и терминологии. В основу классификаций лексических групп берутся различные характеристики, поэтому выделяются лексико-семантические группы, лексико-тематические группы, семантические классы, тематические парадигмы, семантические / тематические поля и др. Чёткого, всеми признанного определения лексико-семантической (тематической) группы до сих пор не сложилось. Поэтому каждый исследователь употребляет данные термины по своему разумению. Например, лексическую группировку «эмоции» можно считать и лексико-семантической (тематической) группой и тематическим полем, так как она многогранна и включает различные лексические единицы, как по форме, так и по смысловому наполнению.

Объектом данного анализа выступает комплекс УМК, содержащих толковые словари школьных учебников «Русский язык. 5 класс». Особенностью этого языкового материала является то, что лексические единицы можно классифицировать по словотворным моделям, по понятийному принципу, по наличию/отсутствию оценочного компонента. Подобную классификацию можно создать только с помощью когнитивного анализа, а присутствие оценочного суждения в той или иной лексико-тематической группе можно описать с позиции ономасиологии.

Ономасиологический анализ раскрывает акт номинации як речемыслительный акт, в ходе которого то, что обозначается, подводится под определённую категорию. В основе проведенного исследования лежит тернарная модель исходного слова, разработанная Е. С. Кубряковой [5, с. 56], согласно которой исходное слово включает ономасиологический базис, ономасиологический признак и предикат, или атомарный предикат, далее именуемые просто базис, признак и предикат.

Базисы можно описать формально и содержательно. Впервые понятие базиса было введено М. Докулилом. Базис играет роль понятия, положенного в основу обозначения какого-нибудь класса предметов. По структуре можно выделить базис-суффикс и базис — полнозначное слово. Среди суффиксов можно назвать такие, которые вводят предмет в класс, например, топонимов или имён собственных, суффиксы-спецификаторы и суффиксы экспрессивной оценки. Изучение специальной литературы свидетельствует о том, что особое внимание лингвистов обращено на эмоциональный аспект, выраженный с помощью словообразовательных средств. Например, эмоционально-экспрессивные суффиксы могут указывать как на позитивное, так и на негативное отношение человека.

В основу классификации словарного состава учебника русского языка для 5 класса можно поместить смысловой базис «номинации жизненных реалий», который будет объединять слова на основе ономасиологического подхода. Такая группа слов предполагает и парадигматические и синтагматические отношения. Все характеристики, которые приписываются базису посредством предиката, можно также сгруппировать по формальным и семантическим признакам. По структуре они могут быть простые и сложные. С точки зрения семантики лексико-тематические группы толкового словаря учебника 5 класса можно определить следующим образом: движение (осуществляемое человеком / неодушевлённым предметом), эмоции, качество, цвет, оценочно-экспрессивные признаки, природные явления (флора, фауна), инструментарий, дом (быт/постройка), виды человеческой деятельности. Остальной состав словаря включает различные лексическо-тематические классы, такие как состояние, религия, школа, величины, профессии.

Большая группа слов толкового словаря пятиклассника включает оценочный компонент. Это лексико-тематические группы эмоции (напр., негодование, недоумение, ретивый, суетный, неистовствовать, раскаяться), качество/цвет (напр., бессердечный, душевный, жестокий, сизый, янтарный), оценочно-экспрессивные признаки (напр., заветный, заманчивый, незыблемый), инструментарий (напр., приманка, тарантас, челнок).

Категория оценки неоднократно служила объектом лингвистических исследований [2, с. 35]. Большинство лингвистов сходятся во мнении, что в понятийном аппарате человека существует определённая шкала, согласно которой выделяются позитивные и негативные черты объектов реальной действительности. Это оппозиционное явление, поэтому данную шкалу назвают шкалою градуальной оппозиции. Как отмечают Г. Кларк и Е. Кларк, «хорошо» всегда позитивно, а «плохо» — негативно. Связь между «плохим — хорошим» и «позитивным — негативным» очень тесная. Нормальное состояние воспринимается позитивно, а ненормальное — как отсутствие нормального, то есть негативно [1, с. 538–539]. По мнению М. В. Грековой, оценивание происходит путём сравнения со стандартом, нейтральным эталоном. Лексику, которая формирует этот эталон, исследователь называет «супернейтральной» [3, с. 72]. В то же время, обращает на себя внимание тот факт, что оценочный компонент в названных лексико-тематических группах выделяется только благодаря тому, что данные слова кроме прямого имеют переносные значения. Именно благодаря метафоризации смысла некоторые из названных единиц могут содержать эмоционально-оценочный оттенок.

Оценочные характеристики детально проанализированы Н. Д. Арутюновой [2, с. 65], которая выделяла общий и частный оценочный компонент, позитивную, негативную, нейтральную оценку.

Позитивная оценка не передаётся прямо, то есть это единицы, несущие смысловую нагрузку «хорошо». Например, лексико-семантическая группа виды человеческой деятельности, которая должна бы включать слова с нейтральной коннотацией, содержит глаголы с положительной оценкой (например, лелеять, созерцать). Видим, что оценка выражена не прямо, а посредством определённых культурологических концептов, которые ассоциируются с позитивом. Словарь для 5 класса содержит ряд прилагательных, содержащих положительную оценку. Лексико-семантическая группа качество изобилует положительными оценочными моментами (например, душевный, заветный, заманчивый, отзывчивый).

Лексико-тематические группы профессии иприродные явления включают нейтральную оценку (например, жокей, жюри, ритор); (айсберг, вал, земля, озимь, проталина, пурга) и др.

Негативная оценка более эксплицитна, она социально обусловлена и связана с культурными концептами носителей языка. Та же лексико-семантическая группа качество включает множество слов с семой «плохо» (бессердечный, бесчеловечный, жестокий, медвежий). Зооним медвежий отображает животное, вызывающее негативную оценку (неповоротливый, большой). Приведённые примеры указывают на то, что оценочные суждения, даваемые человеком, отображают черты быта, образа мышления и культурных традиций русского социума. Самым «отрицательно эмоциональным» классом слов выступает лексико-тематическая группа эмоции (негодование, неистовствовать, свирепый, хмурый).

Среди негативных оценочных черт можно выделить и те, которые указывают на «неуважение, призрение». Например, в лексико-тематической группе эмоции (нисходить).

Таблица 1

Схема наличия оценочного компонента влексико-тематических группах толкового словаря УМК учебников по русскому языку 5 класс

Лексико-тематическая группа

Присутствие оценочного компонента

Учебник 1

Ладыженская, Баранов

Учебник 2

Львов

Учебник 3

Бабайцева

Учебник 4

Разумовская

Учебник 5

Рыбченкова

движение

9 лексических единиц

5 лексических единиц

10 лексических единиц

5 лексических единиц.

-

состояние / существование

3 лексических единицы

6 лексических единиц.

7 лексических единиц.

5 лексических единиц

7 лексических единиц.

эмоции

5 лексических единиц

10 лексических единиц.

12 лексических единиц.

4 лексических единиц

4 лексических единиц

признак предмета, качество

26 лексических единиц

20 лексических единиц

30 лексических единиц.

15 лексических единиц.

8 лексических единиц

цвет

8 лексических единиц

9 лексических единиц

10 лексических единиц.

9 лексических единиц.

8 лексических единиц

дом (быт / строение)

8 лексических единиц.

15 лексических единиц.

15 лексических единиц.

9 лексических единиц.

8 лексических единиц.

религия

1 лексических единиц (притча)

1 лексических единиц (целомудрие)

-

-

-

природные явления (флора / фауна)

5 лексических единиц

18 лексических единиц.

16 лексических единиц.

14 лексических единиц.

11 лексических единиц.

мера / величина

14 лексических единиц

15 лексических единиц

16 лексических единиц.

13 лексических единиц

12 лексических единиц

инструментарий

9 лексических единиц.

10 лексических единиц.

12 лексических единиц.

6 лексических единиц.

7 лексических единиц.

профессии

11 лексических единиц.

19 лексических единиц.

17 лексических единиц.

10 лексических единиц.

10 лексических единиц.

виды человеческой деятельности

5 лексических единиц.

5 лексических единиц.

4 лексических единиц

-

-

Нами было проанализировано около пяти сборников толковых словарей, следующих учебных комплексов: Ладыженской Т. А., Львовой С. И. и Львова В. В., Бабайцевой В. В., Рыбченковой Л. М., Разумовской М. М.

Что касается количества лексических единиц, то в среднем словари имеют около сотни лексических единиц, представленные существительными, глаголами и прилагательными. Самый скудный, на наш взгляд, словарик из УМК Рыбченковой, а самый наиболее богатый на лексические единицы УМК Львовых. Прежде всего это связано со спецификой УМК. УМК Львовых акцентирует внимание на формирование речевых компетенций, в то время как УМК Рыбченковой пытается реализовать ФГОС третьего поколения по всем направлениям из-за чего обнаруживаются существенные недоработки в содержании УМК. В качестве примеров были выбраны наиболее частотно встречающиеся во всех УМК лексические единицы.

При рассмотрении лексико-семантических групп движения во всех УМК прослеживаются глаголы со значением движения (регулировать, бежать, лететь, вращаться, бежать) и существительными с потенциальным значением движения (рысь (манера бега у лошади), галоп, атака) [9, c. 28–81].

При описании существования и состояния, как правило, авторы УМК в своих словариках дают толкования именам существительным, называющим состояния человека или подразумевающим в своем значении это состояние (недоумение, впечатление, доверие, бытие, жизнь, атмосфера).

Эмотивные компоненты также представлены в словариках школьных УМК. Антипатия, эмоция, волнение, недоумение, ненависть, ярость, злость, страх, радость, паника — характеризуют абстрактные имена существительные [10, c. 308–310].

В категории признак предмета, качество превалируют имена прилагательные, как правило, многозначные, которые по разряду можно отнести и к относительным, и к качественным. Значение определяет и разряд, а также тематическую категорию. Прилагательные золотой, алмазный, опаловый, бирюзовый, изумрудный, сапфировый и т. п. одинаково характеризуют и человека, и изделие, а также несут в себе семантику цвета, поэтому данные лексические единицы фигурируют и в категории цвета.

В УМК также представлены слова ЛСГ строения (гридница, вестибюль, депо, здание, планетарий, квартал, санаторий), как правило, фигурируют и в орфографических словарях, толковые дополняют их, объясняя значение. УМК Львовых включает в своем словаре слова устаревшие (гридница) и незнакомые (юрта), многие словари объясняют значения слова шоссе, фойе, вестибюль [9, c. 28–81].

Слов, связанных с религиозной семантикой, мало. Нам кажется, что это связано прежде всего с сохраняющимися светскими позициями и традициями в образовательном процессе.

ЛСГ природные явления (флора / фауна) также немногочисленны и связаны с орфографической работой, (целина, груша, дорога, дюны, жаворонок, журавль, заяц, иваси, иней, ирис, колос, конь, корень, котик, лиана, слон, стафилококк, шампиньон) [9, c. 28–81]. УМК Рыбченковой включает и диалектологические элементы в свой толковый словарь (лог, стерня) [11, c. 319–322].

Группа меры/величины практически во всех УМК одинакова (аршин, верста, вершок, километр, локоть, мера, миля, пуд, пядь, сажень, фунт, фут) и включает в себя не только русские меры длины и веса, но и иностранные [7, c. 319–331].

ЛСГ инструментарий связана с ЛСГ профессий, как правило, авторы УМК дают названия профессий и связанные с ними реалии. Слова ксилофон, ударник, флейта, акваланг, магнитофон, планёр, телефон, телевизор, шарманка, коллаж, фотоаппарат, патефон соответствуют профессиям музыкантов, фотографов и т. п. В УМК Львовых, есть историзмы и архаизмы, например: оратай, привратник, приказчик, костоправ, коробейник, тать, цирюльник [9, c. 28–81].

В широком смысле к видам человеческой деятельности можно отнести также ЛСГ инструментов, профессий, зданий, так как они созданы человеком. Но если более конкретизировать круг поисков, то словарь Ладыженской и Баранова приводит такие примеры как: общество, группа [8, c. 155–177].

Следовательно, в зависимости от целей и задач, способов и методики, которые используют проанализированные нами УМК имеют в целом похожие составы слов по тематическим группам, нами выделенные, различия кроются в некоторых лексических единицах, например, в УМК Львовых преобладают историзмы и архаизмы (гридница, оратай), в УМК Рыбченковой присутствуют диалектические элементы (плетень, лог), в других УМК в основном различия в количестве лексических единиц. Но в каждом из словариков приблизительно насчитывается 180–200 лексических единиц.

Таким образом, анализ лексико-тематических групп толкового словаря учебника «Русский язык. 5 класс» свидетельствует о том, что оценочный компонент присутствует в тех лексиких единицах, в которых лексический базис отображает эмоции, качества и способы воздействия человека с окружающим миром. С точки зрения ономасиологии каждая лексема характеризуется наличием базиса, признака и предиката. Результаты анализа показывают, что категория оценки, характерная для одной из групп признаков, служит основанием для дальнейшей их классификации, общей и специфической оценки.

Литература:

  1. Clark, H. Psychology and language: an introduction to psycholinguistics // Н. Clark, Е. Clark. — New York etc.: Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1977. — Р. 538–539.
  2. Арутюнова, Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт [Текст] // Н. Д. Арутюнова. — М.: Наука, 1988. — 341 с.
  3. Вежбицкая, А. Толкование эмоциональных концептов / А. Вежбицкая // Язык. Культура. Познание. — М.: «Русские словари», 1997. — С. 326–375.
  4. Грекова, М. В. Аксеологические характеристики супернейтральной лексики английского языка: дис.... канд. филол наук. — Нижний Новгород, 1994. — 185 с.
  5. Кубрякова, Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности [Текст] // Е. С. Кубрякова. — М.: Наука, 1986. — 159 с.
  6. Серебрянников, Б. А. Языковая номинация. Общие вопросы [Текст] // Б. А. Серебрянников. — М.: Наука, 1977. — 358 с.
  7. Бабайцева В.В Русский язык 5 класс. — М.: Просвещение, 2012. — 319–331 с.
  8. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. Русский язык 5 класс. — М.: Просвещение, 2012. — 155–177 с.
  9. Львова С. И., Львов В.В Русский язык 5 класс в трех частях. Часть 3. — М.: Просвещение, 2012. — 28–81 с.
  10. Разумовская М. М. Русский язык 5 класс. — М.: Просвещение, 2012. — 308–310 с.
  11. Рыбченкова Л. М Русский язык 5 класс. Учебник в двух частях.. — М.: Просвещение, 2012. — 319–322 с.
Основные термины (генерируются автоматически): единица, оценочный компонент, группа, Русский язык, человеческая деятельность, качество, класс, лексико-семантическая группа, лексико-тематическая группа эмоции, исходное слово.

Похожие статьи

Обучение фразеологии русского языка учеников 7-х классов (на материале интернет-сайтов)

Методический анализ школьных учебников по алгебре (7-9 классов) в контексте содержательно-методической линии «Задачи с параметрами»

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе)

Возможности современных программ и учебников по литературному чтению в организации проектной деятельности (на материале сказок)

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Особенности образования терминов и терминологических сочетаний нефтедобывающего оборудования (на примере китайского языка)

Лексические и композиционные особенности документного текста (на примере договоров образовательной организации)

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет 7 класса)

Лексические особенности научно-популярных статей на китайском языке (на примере сферы солнечных технологий)

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Похожие статьи

Обучение фразеологии русского языка учеников 7-х классов (на материале интернет-сайтов)

Методический анализ школьных учебников по алгебре (7-9 классов) в контексте содержательно-методической линии «Задачи с параметрами»

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе)

Возможности современных программ и учебников по литературному чтению в организации проектной деятельности (на материале сказок)

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Особенности образования терминов и терминологических сочетаний нефтедобывающего оборудования (на примере китайского языка)

Лексические и композиционные особенности документного текста (на примере договоров образовательной организации)

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет 7 класса)

Лексические особенности научно-популярных статей на китайском языке (на примере сферы солнечных технологий)

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»