Базовый концепт «время» в калмыцком фольклоре
Автор: Голубева Евгения Владимировна
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
II международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, январь 2013)
Статья просмотрена: 314 раз
Библиографическое описание:
Голубева, Е. В. Базовый концепт «время» в калмыцком фольклоре / Е. В. Голубева. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа : Лето, 2013. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/78/3070/ (дата обращения: 16.11.2024).
Время является неотъемлемым атрибутом существования всех предметов и процессов материального мира, важной составляющей жизни и сознания человека, той универсальной категорией бытия, которая всегда вызывала неизменный интерес, была предметом анализа ученых разных областей знаний и до сих пор остается объектом научных исследований.
Для содержательного описания модели, картины мира необходимы определенные параметры, или универсальные категории, одной из которых как раз и является категория времени в концептуальном значении.
Время, как составляющая модели мира, отвечает параметрам модели: имеет структуру, свойства, семиотический характер. Если языковое время – это способ представления временных понятий в языке с помощью разных языковых средств, то языковая модель времени структурирует научные и наивные представления о времени, выраженные в языке.
С понятием времени самым тесным образом связано представление о его цикличности. И в этом пункте религиозно-мифологическое сознание принципиально противоречит современной картине мира, утверждающей необратимость времени. Согласно древним воззрениям многих народов, история вселенной и человечества разворачивается не в виде бесконечной последовательности событий, а по кругу: через какое-то время все, что было, повторяется вновь, и причем в том же самом виде. Эта концепция круговорота бытия нашла отражение не только в мифах, но и в ранней философии, еще тесно связанной с мифологическим наследием.
Восприятие времени в принципе абстрагировано от непосредственного, чувственного восприятия – поскольку, постольку человек не может произвольно менять свое положение во времени (подобно тому, как он делает это в пространстве).
В гуманитарных науках разработаны свои классификации и модели времени. Часто в работах при описании времени исторического, социального, индивидуального человеческого существования время выступает в двух качествах: время как элемент физического описания реальности, как одна из координат некоторой движущейся точки и время как определенного рода величина и мера человеческой жизни, социально-исторического бытия людей; время как параметр физического измерения длительности физических событий и время как общее условие человеческого бытия (его порядок и мера, реальная связь и последовательность).
Человеку архаического общества было присуще наивно-целостное понимание окружающего мира как неотъемлемой части вселенной, что, в свою очередь, определило и отношение к времени. Восприятие временного континуума древним сознанием обусловлено космическими циклами, так как человек ощущал себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами, которые определяли его жизнь и привели к понятию цикла. В основе летоисчисления и в целом временных представлений тех пор лежал природно-космогонический творческий акт и биокосмические ритмы, согласно которым строилась хозяйственная, семейная, трудовая и прочая жизнь человека.
Главенствующий смысл мифического времени в идее начального времени, или правремени. Идея первоначала как начала всего выступает как целостность, как качество, свойство события, характеристика предмета. В примитивном, мифологическом сознании категория времени не существует как чистая абстракция, так как само мышление людей на архаических стадиях развития было по преимуществу конкретным, предметно-чувственным.
Представления о цикличности времени, о завершенности и повторяемости цикла характерно для всех народов мира – оно универсально. Необходимо заметить, что и сегодня чувство времени у человека порождается восприятием изменений в мире, а его основным источником является космическое время – смена времен дня, сезонов года и т.п., т.е. циклизм имеет место быть и в сознании современного человека.
С древнейших времен в сознании человека существуют два представления о времени: время как последовательность повторяющихся однотипных событий, «жизнь кругов» (циклическое, наивное) и время как однонаправленное поступательное движение (линейное, естественнонаучное).
На фоне относительной полноты исследования категории времени в естественных науках, а также высокой степени ее изученности в философии, истории, психологии, а также социологии, культурологи можно говорить только о начальной стадии изучения вопроса в лингвистическом, а тем более в лингвокогнитивном аспекте.
Естественной отправной точкой во времени является настоящее, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется в прошлое и будущее. Однако и настоящее имеет свое положение в череде опосредованных событий, т.е. существуют точки, от которых ведется исчисление времени. Такой точкой для конкретного человека является его рождение, для культуры, эпохи, человечества – определенная общепринятая точка в виде календарной системы.
У монголов двенадцатилетний животный цикл начинается с мыши (крысы): Хулһн җил – год мыши; Үкр җил – год коровы; Бар җил – год тигра; Туула җил – год зайца; Лу җил – год дракона; Моһа җил – год змеи; Мөрн җил – год лошади; Хөн җил – год овцы; Мөчн җил – год обезьяны; Така җил – год курицы; Ноха җил – год собаки; Һаха җил – год свиньи.
У калмыков же новый год начинается с бар – тигра, продолжаясь в такой же последовательности. Это связано с тем, что у калмыков в отличие от монголов Новый год начинается не в феврале, а где-то в ноябре – декабре, и знаменуется праздником Зул, который отсутствует в монгольской культуре. В феврале же калмыки празднуют Цаһан Сар – праздник весны, который есть у монголов, но не как праздник весны, а как Новый год.
Хронологическое представление времени в калмыцком языке передается лексемой цаг в различных словосочетаниях и контекстах, в разных значениях «время», «эпоха»: Кедү цаг – сколько времени? Җилин цаг – времена года; Көдлх цаг (көдлмшин цаг) – рабочее время; Сул цаг – свободное время; Нег цагт бәәдг (бәәсн) улс – современники; Кезәңк цаг – старина, старое время; Хая-хая – иногда, время от времени, временами; Цаган геех – потерять время; Цаг давсн хөөн – с течением времени.
Опосредованное выражение временных представлений: Цаг бәәнә – время терпит; Тер цагт – в то время как…; Эн цаг күртл – до сего времени; Нанд цаг уга (нанд цол уга) – у меня нет времени.
Измерение факта событий – назначенное время, срок: Болзг (цаг болзг) – срок, пора; Эн цагас авн – с тех пор; Эн цаг күртл – до сих пор; Эн саамла – в ту пору; Кезәнәс авн – с давних пор.
Лексические единицы с темпоральным значением меры времени, типа «век», «год», «день», «час», устойчивые обороты, пословицы, фразеологизмы, загадки на тему времени, представляют собой жанровые разновидности творчества народа и содержат его нравственно-философскую оценку времени. Жизненный опыт, повседневная практика, наблюдения за окружающей действительностью нашего кочевого народа в течение сложной многовековой истории нашли свое отражение в малых жанрах устного народного творчества – пословицах и поговорках.
Кир – кирдән, кем – кемдән – Всему есть предел, всему – свое время.
Цаг урдас сансн санан худлч – То, что преждевременно задумано, бывает ошибочным.
Өмнкнь өөрдәд, ардкнь холдҗ – Будущее приближается, прошлое отдаляется.
Цагнь ирхлә булмгт шүдн ундг – Приходит время и при кушании булмука (название мучного блюда в виде каши, приготовляемой из сметаны, масла и муки) падает зуб.
Цаг негәр йовдго, цәкрм цаһанар бәәдг уга – Время течет, изменяется, ирис белым не остается.
Цагнь ирхлә тергәр туула күцдг – Приходит время, когда и на телеге догоняют зайца.
Цагнь болхла цасн деер түүмр шатдг – Приходит время – и на снегу разгорается пожар.
Өдр өдрәрн бәәдг уга – День на день не приходится, день дню рознь.
Нарн һарвл, өдр гидг, сар дегдвл, сө гидг – Взойдет солнце – день, поднимется луна – ночь.
Чамта болв чигн өр цәәх, чамаг уга болв чигн өр цәәх – Будешь ты или нет, рассвет все равно наступит.
Цаг цар чолуг эләнә – От времени изнашивается и камень-валун.
Цагиг – цалм хайҗ зогсаҗ болдго – Время арканом не остановишь.
Калмыцкая народная загадка, подобно другим жанрам устного поэтического творчества, выполняет функцию отображение объективной действительности средствами поэтического выражения, а потому мироощущение народа четко запечатлено именно в этих единицах фольклора. Загадки дошли до наших времен с седой старины. Об этом свидетельствуют отдельные элементы в их художественной структуре, приемы художественного изображения, в частности, олицетворения. По древним воззрениям калмыков можно допустить, что природа и животный мир понимали человеческую речь, почему они и наделялись свойствами и речью людей.
Арвһр-сарвһр модн арвн хойр ацта, ац болһндан һучад бүчртә, бүчр болһнд һурвн зун җирәд хамтхаста (Җил, Сар, өдр). – загадка На раскидистом дереве двенадцать сучков, на каждом сучке по тридцать ветвей, на каждой ветви триста шестьдесят листьев (Год, месяц, дни).
Таким образом, материал калмыцкого языка подтверждает представления древних поколений о необратимости времени и его цикличности. Время воспринималось как нечто наличное, не требующее объяснения и подтверждения существования. Более того, предки калмыков философски относились к течению времени, и осознавали, что за жизнью есть некая другая жизнь, в рамках буддийской религии. Все это подтверждает теорию об универсальности категории времени для различных народов.
Каждый этнос существует в определенной местности со своим климатом и условиями природы, окружен определенным ландшафтом, соседствующими этносами и религиозными верованиями. Исходя из этого, каждый народ видит окружающий мир в собственном свете, исходя из того, что он присутствует в окружающем его мире. Анализируя реальную действительность, человек творит свою культуру, отражая свое видение мира, образ мира, миропонимание в единицах фольклора, речи, языке. Оттого картина мира каждого отдельного народа отличается от мировоззрения других народов, но концепты культуры, составляющие картины мира остаются универсальны и узнаваемы в любой системе миропредставления каждого этноса.
Литература:
Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987, стр. 255.
Пословицы, поговорки и загадки калмыков России и ойратов Китая / Сост. Б.Х. Тодаева. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007. 839 с.
Скрелина Л.М. Время оперативное и время перевернутое: (Г. Гийом, П. Флоренский) // Язык и время. Архангельск, 1993, стр. 3-5.
Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. 1969, №3, стр. 105-116.