О жанрах “достон” и “поэма”
Автор: Кувватова Дилрабо Хабибовна
Рубрика: 1. Общие вопросы литературоведения. Теория литературы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, январь 2013)
Статья просмотрена: 648 раз
Библиографическое описание:
Кувватова, Д. Х. О жанрах “достон” и “поэма” / Д. Х. Кувватова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа : Лето, 2013. — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/78/3194/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассказывается о жанре “достон” узбекской литературы и о посредничестве русской литературы в появлении термина «поэма».
Исследования показали, что термины «достон» и «поэма» используются как синонимы народного эпоса восточно-классических и современных лиро-эпических произведений. Нельзя отрицать роль народных дастанов, созданных в лиро-эпическом жанре. Они имеют своеобразные композиции, что и послужило почвой жанра «поэма». Появление в письменной литературе жанра достон тесно связано устными народными дастанами. В этой связи литвийский литературовед В.Киканс сказал: “Народный эпос, романтическая и реалистическая поэмы в условиях современной действительности потеряли историческую основу как самостоятельные жанры. Но они продолжают жить как элементы эпоса и особенно в качестве элементов романтической и реалистической поэм” [1, 227-228].
Академик Б.Валиходжаев отмечает обратное, т.е. корни поэмы наблюдаются не только в народных устных и письменных дастанах, но и в древнейших языковых памятниках, в частности, в словаре тюркских языков «Девону лугатит турк». Он пишет о тесной связи поэмы с лиро-эпическими произведениями того времени (например «Хамса»-«Пятерица»). В подтверждение вышесказанного он приводит четверостишие из словаря «Девону лугатит турк» о Алп Эртунга (сказание о богатыре Эртунга) (2,6-8). Действительно, прочитав оду о Алп Тунга можно легко выделить признаки поэмы (лиричность и связи сюжетных линий).
По мнению В.Киканса «В истории поэмы различаются такие стабильные жанры, как мифологический эпос, народный эпос, героический эпос, героическая поэма, романтическая поэма, реалистическая поэма. Все эти жанры суть содержательно-формальные категории, т.е. содержательные формы – целостные стилевые системы» [1, 187].
В узбекской фольклористике также различают мифологический эпос, народный эпос, романтический и реалистический эпос, каждый из которых имеет свои отличительные признаки. Кроме того, нет сомнения в том, что приведенная последовательность соответствует иерархии эпоса. Совпадение взглядов Б.Валиходжаева и В.Киканса по данному спорному вопросу будет отправной точкой определения иерархического развития жанра поэма.
Узбекский литературовед Ш.Хасанов, стараясь внести ясность в эту проблему, отмечает, что в литературоведении нет единого мнения по отношению к терминам “достон” и “поэма”. Бытует мнение считать поэмой произведения реалистического ранга, произведения романтического характера – дастаном. Но это не совсем верное решение, так как ни один литературный жанр не выделяется по отношению его к реалистическому или романтическому направлению. “Поэма” – западный эквивалент термина “достон”. Современный достон – это новая модель классического дастана, которая изменилась по объёму и качеству”[5].
Вышеуказанные определения подтверждаются и тем, что, действительно, термин “поэма” в западном русском литературоведении появился в Х1Х веке. Об этом знаменитый русский критик В.Г. Белинский писал: «В новейшей поэзии есть особый род эпоса, который не допускает проза жизни, который охватывает только поэтические, идеальные моменты жизни и содержание которого составляет глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы современного человечества». Этот род эпоса один удержал за собой имя «поэмы». Таковы все поэмы Байрона, некоторые поэмы Пушкина (в особенности «Цыганы», «Голубь»), также Лермонтова «Демон», «Мцыри» и «Боярин Орша»(3,410-433).
В.Г. Белинский пишет, что основу творчества поэта А.С. Пушкина составляют поэтические произведения, т.е. написанные в стихотворной форме повести, поэмы, драмы. (В этот период вышли в свет повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и М.Ю. Лермонтова “Бэла”).
Очерки, написанные в прозе, основываются на неделимости единого сюжета. По этому поводу великий русский литературовед, критик пишет, что крупное произведение, написанное в форме стиха, является повестью. Также он в скобках пишет термин “поэма”.
Произведения А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”, “Бахчисарайский фонтан”, “Братья разбойники”, “Медный всадник” Н.Г. Чернышевский рассматривает и анализирует как поэму.
А.С. Пушкин, говоря о романтической и классической поэзии, наряду со многими литературными жанрами отмечает и дидактическую поэму. Особенно произведение Е. Баратынского “Бал” он изучает как поэму.
По утверждению литературоведа Л.К. Долгополова термин “поэма” в литературе Х1Х века был использован по отношению к различным произведениям, в частности, народного эпоса. Также и Гоголь в определении жанра “Мёртвые души” использовал данный термин.
Крупный исследователь фольклора и этнографии тюркских народов Л.П. Потапов в дневнике экспедиции, проведенной в 1929 году в Самаркандской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях, отмечает термином “поэма” знаменитые дастаны “Алпомыш” и “Гуругли”. На наш взгляд, при определении жанра этих дастанов он руководствовался принципами сходства их метода (способа) изложения, сюжетных линий с поэмой, так как жанр “поэма” ему был хорошо известен.
Академик Б. Валиходжаев, исследовавший множество зарубежных и узбекских произведений жанра поэмы, учитывая форму и своеобразие особенности достонов фольклора и письменной литературы, последнее предлагает называть месневи-поэмой. Поэтому ряд знаменитых достонов он называл поэмами, в частности, “Кутадгу билиг” Юсуфа Хос Хожиба, “Хибатул хакойик” А.Югнаки, “Хамса”(“Пятерица”) А.Навои. Даный подход помогает разграничить достоны устного народного творчества от письменной литературы. Однако, на наш взгляд, термин “поэма” в узбекской литературе появился в начале ХХ века. До этого времени все произведения назывались достонами. В те времена, когда была созданы достоны, не было и речи о термине “поэма”.
С точки зрения логического подхода искусственная замена жанра «достон» поэмой не оправданно. Кроме того, в этом нет нужды.
Некоторые литературоведы по отношению к лиро-эпическим произведениям устного народного творчества и классической литературы используют термин «достон», а современные лиро-эпические произведения называют достоном-поэмой. Название современных лиро-эпических произведений достон-поэма приведёт к жанровой неразберихе.
Вообще, термин «поэма» в литературе широко используется, начиная с 30-х годов прошлого века. Этому есть свои причины. Во-первых, под влиянием русской литературы он вошёл в узбекскую литературу. Этому способствовали исследования великих русских критиков В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского, которые определили сущность жанра «поэма». Во-вторых, в 30-е годы усилилась репрессия, в связи с чем термин достон считался устаревшим и был заменен термином «поэма». Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что известные фольклористы Х. Зарифов и Т. Мирзаев встретили ряд искусственных барьеров в исследовании достона «Алпомиш». Якобы, этот достон приводит старые взгляды на мир. Приведенные выше факты определяют причины двоякого названия жанра одинаковых по сути произведений. По этому поводу литературовед В.Е. Хализев замечает: «Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра»(4,341). В.Е. Хализев определил иерархии лиро-эпических произведений, т.е. народный достон-классический и достон-поэма.
Несмотря на внешне очень близкие сходства этих жанров, существуют следующие их различия:
- народный достон – это плод коллективного творчества;
- классический достон и современные поэмы – творчество одного лица;
- в народных достонах лирика выражается в форме стиха, эпическое – в прозе;
- в классических достонах лиро-эпических выражается в форме стиха;
- в современных поэмах наблюдается двоякий подход, т.е. в некоторых сочетается лиро-эпический стиль, имеются только лирические (или эпические) создания.
Обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что современные поэмы появились на базе народных и классических достонов.
В целях внесения ясности использования терминов «достон» и «поэма», предлагаем лиро-эпические произведения устного народного творчества и классической литературы называть достонами, а произведения такого рода, созданные начиная с ХХ века назвать поэмами, что соответствует иерархии жанра.
Литература:
1. Киканс В.П. Современная советская поэма. - Рига: “Зинатне”, 1982, с.227-228.
.2. Валихўжаев Б. Ўзбек эпик поэзияси тарихидан. - Тошкент: “Фан”, 1974, 6-8-бетлар.
3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинения. Том 6. Москва.,1955, с.410-433.
4. Хализев В.Е. Теория литературы. - Москва: «Высшая школа», 1999, стр. 341
5. Ҳасанов Ш. ХХ асрнинг иккинчи ярми ўзбек достонлари поэтикаси. Филол.фан.д-ри дисс.... –Т., 2004.