Упражнения, направленные на предъявление и активизацию лексического материала на занятиях со студентами специальности энергетический менеджмент
Авторы: Гуреева Людмила Викторовна, Козьмина Наталия Анатолиевна
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
Статья просмотрена: 11691 раз
Библиографическое описание:
Гуреева, Л. В. Упражнения, направленные на предъявление и активизацию лексического материала на занятиях со студентами специальности энергетический менеджмент / Л. В. Гуреева, Н. А. Козьмина. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3418/ (дата обращения: 16.11.2024).
Лексика — это центральная часть языка, которая является именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Изучение лексики — неотъемлемая составляющая обучения иностранному языку, без которой невозможно изучить язык. Успешная речевая деятельность предполагает владения лексическими навыками, которые представляют собой операции с лексическим материалом. В лингвистической литературе лексический навык определяется, как автоматическая автономная способность осуществлять ряд действий по вызову слова из долговременной памяти, а также способность соотносить данное слово с другой лексической единицей.
Лексические навыки являются составной речевых умений говорения, чтения, аудирования и письма. С этой точки зрения лексические навыки классифицируются как продуктивные (говорение и письмо) и рецептивные (аудирование и чтение). Продуктивный лексический навык определяется как синтезированная операция, которая заключается в вызове лексической единицы в соответствии с коммуникативной задачей или ситуацией общения, а также ее правильному сочетанию с другими лексическими единицами. Рецептивный же лексический навык — это синтезированное действие, которое заключается в распознавании графического или фонетического образа лексической единицы и в соотнесении формы слова с его значением.
В процессе обучения студентов иностранному языку преподаватель намечает ряд практических целей, которые обязательно включают цели формирования лексических навыков. Это навыки рецептивного и репродуктивного овладения словами, устойчивыми словосочетаниями и клише для формирования и расширения словарного запаса студентов, а также развития лексической догадки при обучении говорению, чтению и аудированию.
Для правильного выбора основных типов и видов лексических упражнений, обеспечивающих функционирование лексического механизма речи, необходимо понимать состав лексических операций, направленной на развитие лексических навыков [1].
Давайте рассмотрим состав лексических операций, которые входят в различные виды речевой деятельности. При репродукции лексическая единица находится в долговременной памяти. Ее актуализация происходит как результат мгновенного импульса, который исходит из речевого центра и связан с намерением высказывания. В результате формируется содержание высказывания. Лексические единицы применяются (произносятся и пишутся) в составе синтагмы и фраз. Это — их речевое воспроизведение. Лексические операции при рецепции включают вычленение лексических единиц из речевой цепи в процессе их слушания или чтения, их семантизацию лексических единиц, объединение лексических значений в ходе формирования синтагменного, фразового и сверхфразового смысла.
Лексические упражнения можно классифицировать по видам речевой деятельности (рецептивные и продуктивные), стадиям развития лексического навыка, направленности лексического навыка на отдельные аспекты (фонетический, графический и т. д.), направленности упражнений на создание определенного вида связи слова, по тому, направлено ли упражнение на работу с отдельным словом или со словосочетанием или предложением (неконтекстные и контекстные, неречевые и речевые; последние, в свою очередь, монологические и диалогические), по видам операций, которые проводятся с изучаемым словом (замена или вставка).
При подготовке упражнений по предъявлению и активизации новой лексики преподаватель проводит предварительный анализ лексических единиц. Цель такого анализа — определение возможных трудностей, выбор способов семантизации, определение целенаправленности лексических единиц, последовательности выполнения упражнений и их достаточность [2].
Развитие рецептивных лексических навыков осуществляется с опорой на внешние зрительные и слуховые признаки лексических единиц (произношение, структура и грамматическое оформление). Упражнения должны выделять графические, акустические структурные признаки, которые необходимы, чтобы распознать префиксы, суффиксы и основы, окончания, ударения, и т. д. всевозможные группы лексических единиц в соответствии с семантическими классами, реконструкцию и воспроизведение лексических единиц, пропущенных в речевом образце. Это дает возможность выработать словесный стереотип, обеспечивающий полноценное восприятие и воспроизведение целостного явления, на основе части составляющих его символов, и т. д.
Репродуктивные лексические навыки развиваются в ходе выполнения следующих упражнений: а) называние предметов, качеств, явлений, состояний и качеств на иностранном языке при демонстрации предметов, б) перевод слов с родного языка на иностранный; в) выбор подходящего значения лексической единицы для данного контекста и подбор сочетаний к ключевому слову; г) дифференцирование синонимов и употребление нужного варианта; д) выбор одного слова из группы слов, которое подходит по смыслу ключевому слову; е) все варианты подстановочных действий [3].
Неконтекстные упражнения включают заучивание, номинацию предметов, группировку слов по данным признакам, перевод слов с одного языка на другой. Ниже даны примеры некоторых неконтекстных упражнений.
Упражнение на подбор эпитетов, сравнений, определений, характеристик предмета. Так, для характеристики предметов/объектов (опираясь на соответствующие изображения) могут быть предложены следующие слова: windfarm (off-shore, on-shore, powerful, efficient, large, small); electrical plug and socket (of standard configuration, circular-pinned for live and neutral). Перед описанием и характеристикой предметов/объектов целесообразно выполнить упражнения на узнавание предметов, о которых идет речь. Опираясь на слова-определения или характеристики, студенты должны узнать объект, который характеризуется данными словами.
Предлагаются картинки предметов/объектов с определенными характеристиками — подобрать синонимы-прилагательные к данным характеристикам powerful plant (productive, efficient), tiny unit (small), синонимы- глаголы, характеризующие действие данных предметов/объектов — to exploit,to operate, to work, to handle.
Составить синонимические пары/ряды:
Information — redundant, excessive, useless;
easy work-problem- task- operation, ит.д.
to deal with, to cope with, to handle the problem.
Подобрать антонимы, составить антонимические пары:
а) слова-определения (признаки): safe-dangerous; regular- irregular, disorderly, confused
б) слова-наименования (слова, которые обозначают явления и состояния): refrigeration — heating, fluctuation-stability / steadiness;
в) глаголы: to destroy — to create; to increase — to decrease;
г) наречия: frequently — seldom, near — far.
Подбор родственных слов, вариативных по значению:
Manufacture, manufacturing, manufacturer.
Подбор к слову, которое обозначает предмет или явление, соответствующих слов-наименований действия и наоборот: connection- toconnect; regulator –toregulate.
Также можно дать задание студентам перемешать буквы в словах и предложить соседу по парте догадаться, что это за слово.
Студенты могут составить дома кроссворды и предложить разгадать их в классе.
Дать задание студентам а) сгруппировать слова по указанному признаку или б) вычеркнуть ненужное слово в каждом ряду слов, сгруппированных по одному признаку.
Упражнения на развитие словообразовательной догадки (например: определить значение незнакомых слов, которые были образованы от определенных корней и аффиксов).
Различные упражнения в развитии прогнозирования (задание назвать слова, сочетаемые с определенными существительными, прилагательными, глаголами).
Все виды упражнений на эквивалентные замены. Например, заменить подчеркнутые слова синонимами или антонимами, слова иностранного происхождения синонимическими понятиями;
Существует огромное разнообразие видов контекстных упражнений.
Дополнить предложения подходящим по смыслу словом (лексемой или словоформой). Для упражнения «Закончить фразу» можно использовать предложения типа:
A coal-fired power plant is a traditional type of a power plant which burns a solid, black fossil …(fuel)
District heating is a system of distributing heat in one centralized location, often linked to a power …(plant).
Составить словосочетание из двух данных слов и найти его в тексте или придумать с ним предложение.
Речевойобразец: 1. state-of-the-art 2. fossil 3. mix; a) fuel b) energy c) equipment (state-of-the-art equipment; fossil fuel; energy mix).
Составить предложения, используя данные слова, поставить их в правильной последовательности: Event, unexpected, an, forcemajor, uncontrollable, is. (Force major is an unexpected uncontrollable event.) и т. п.;
Упражнения на дифференциацию и идентификацию: определить на слух или найти в тексте определенные слова, которые относятся к данной теме (к одной словообразовательной модели, к синонимическому ряду); найти антонимы к словам на доске, в тексте, назвать ситуации, в которых данные слова могут использоваться.
Всевозможные упражнения, которые обучают прогнозированию. Например: а) выбрать из вариантов, приведённых ниже, окончание для предложения; б) прочитать предложения, которые относятся к одной теме и заполнить пропуски словами и словосочетаниями, подходящими по смыслу.
Различные упражнения на расширение и сокращение предложений (генерализацию и конкретизацию смысла). Например, упражнения на расширение или сокращение предложения по образцу или расширение описания с опорой на картинку и вербальные опоры.
Упражнения, включающие различные варианты эквивалентных замен. Например, заменить ответы на вопросы, придерживаясь образца; изменить последнюю реплику диалога, оставляя ответ положительным, и др.
Упражнения с расширением ассоциативных связей. Например, составить (расширить) список формул извинений; использовать другие эмоционально-оценочные слова, отвечая на вопрос.
Так студенты вначале упражняются в составлении фраз-высказываний и усваивают определенные языковые (лексические, синтаксические) средства построения речевых высказываний. В результате у них формируются установки на активное употребление фразовой речи, концентрируется внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Это — основа для перехода к овладению различными видами монологических высказываний (пересказ, рассказ-описание, рассказ с опорой на картинки). Осуществить переход к условно-речевым упражнениям можно с опорой на картинки (например, дополнить диалог, глядя на картинки); с опорой на образец (выбирая нужные слова из предложенных преподавателем, составить диалог по образцу,); с опорой на ситуацию; на подсказку учителя; на определенную тему, фильм, текст.
Монологические речевые упражнения могут включать сообщение на тему, объяснение событий или действий, комментирование серии картин, упражнения на имитацию с преобразованием (повторить предложение, закончить реплики, учитывая содержание первого предложения), сочинение монологического текста по теме, сравнение содержания двух текстов с обязательным употреблением изучаемых слов. Сюда также подходят упражнения на развитие контекстуальной догадки. Вот примерные задания: прослушать или прочитать предложения, догадаться о значении интернациональных слов, сходных с семантическими эквивалентами родного языка, дополнить предложения по следующим образцам, прочитать следующий текст, обратить внимание на значение определенной лексической единицы, придумать примеры с этими словами.
Диалогические упражнения включают составление вопросов к тексту с обязательным использованием изучаемой лексики, вопросы по отгадыванию задуманного слова или ответы на вопросы преподавателя словом/сочетанием. Это также могут быть ответы на вопросы по определенному образцу, составление микро-диалогов различного типа или диалогов по типовым ситуациям, и т. д.
При отборе лексического материала следует принимать во внимание семантический, лексико-грамматический, тематический принципы.
Согласно семантическому принципу, в словарь-минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их качественные характеристики, части, действия, слова, связанные с определением временных и пространственных отношений.
Согласно лексико-грамматическому принципу, словарь включает слова разных частей речи — существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги.
По тематическому принципу лексический материал группируется по темам (“Environment”, “EnergyNetworks”, “Generators”, “Mining” и т. д.) в пределах отдельных разрядов слов.
Для продуктивного запоминания новой лексики ее необходимо предъявлять и активизировать на основе смыслового связного текста, включать в разнообразную речевую практику. Продуктивность усвоения новых слов, как отмечается учеными, возрастает при осмысленном способе запоминания, возможном в случае развития словесно — логической памяти на достаточном уровне; при ассоциативной и иерархической организации лексического материала в памяти; при наличии мощного мотивационного фактора [4].
Литература:
Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 1977. 289 с.
Ильин М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М.: Педагогика, 1975. 151 с.
Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранному языку / Г. А. Китайгородская, В. А. Бухбиндер. — К.: Освіта, 1988. — 279 с.
Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1977. 214 с.