Милитарная метафорическая модель, репрезентирующая концептуальное поле «современное российское образование» (на материале комментариев интернет-пользователей)
Автор: Килина Татьяна Сергеевна
Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в
Статья просмотрена: 438 раз
Библиографическое описание:
Килина, Т. С. Милитарная метафорическая модель, репрезентирующая концептуальное поле «современное российское образование» (на материале комментариев интернет-пользователей) / Т. С. Килина. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3715/ (дата обращения: 16.11.2024).
В работе предпринята попытка анализа такой области концептуализации как «современное российское образование» в аспекте когнитивной теории метафоры. Рассмотрена метафорическая модель «реформирование системы образования — поле военных действий», в основу которой положена антигуманистическая метафора войны.
Ключевые слова: когнитивная метафора, метафорическая модель, «концептуальный милитаризм», фрейм, прагматический потенциал, интернет-дискурс.
Образование в России всегда являлось предметом особого внимания государства. Сегодня российское образование пребывает в состоянии модернизации и активного проведения государственной реформы.
За последние два десятилетия изменения, произошедшие в образовательной сфере, затронули в целом философию образования, его глобальные цели и задачи, организационные структуры, содержание образования, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, формы и методы обеспечения качества общего образования, контроль за деятельностью образовательных учреждений, финансирование и многие другие аспекты. Ясно, что все это связано с необходимостью обеспечения конкурентоспособности России и высоких темпов экономического роста, которые требуют значительного увеличения эффективности социальной политики, формирования развитого рынка социальных услуг, в том числе, образовательных, повышение качества жизни.
Но, оценивая годы реформирования российского образования, не только специалисты, но и рядовые представители общественности отмечают, что коренная перестройка системы образования отличается сложностью, болезненностью, глубокими противоречиями. Среди общественности звучит мнение, что достижения в области модернизации не отменяют серьезных и пока не нашедших решения проблем. В частности, стремление активно использовать европейский опыт приводит к игнорированию национальных традиций. Кроме того, многие отмечают, что постоянное выдвижение новых задач, не всегда согласующихся с предшествующими, нарушение преемственности в государственной образовательной политике наносит большой вред стабильности в образовании, не позволяет глубоко осмыслять и анализировать достижения и недостатки реформ.
На сегодняшний день особенно активно и остро данная проблема обсуждается посредством интернет-ресурсов на специализированных сайтах и форумах, где любой представитель общества достаточно свободно может выразить свое мнение. В настоящей работе мы представляем анализ метафорических словоупотреблений, которые оказались востребованными в комментариях интернет-пользователей, отражающих проблему состояния современного российского образования. Исследование, выполненное в данном русле, способно выявить закономерности метафорической картины современного российского образования с учетом особенностей национального менталитета и специфики конкретной исторической ситуации.
В соответствии с когнитивной теорией метафора — не только прием изображения, это способ мышления, способ восприятия и объяснения мира. Метафора социальна, она свидетельствует о том, как мир отражается в общественном сознании и как выглядит языковая картина мира. «В коммуникативной деятельности метафора — важное средство воздействия на интеллект, чувства и волю адресата. Соответственно анализ метафорических образов — это изучение ментальных процессов и постижения индивидуального, группового и национального самосознания» [4, с.7] на основе изучения метафорических моделей, понимаемых как особого рода схемы, программы, по которым человек думает и действует, постигает и представляет действительность.
Анализируя языковой материал — комментарии интернет-пользователей, размещенных на сайтах http://pedsovet.org [2]; http://foro.maxbb.ru [3]; http://www.km.ru [1], — мы выяснили, что широкое распространение в интернет-дискурсе получила метафора войны, актуализирующая метафорическую модель «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ — это ПОЛЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ».
Характерная особенность указанной модели заключается в том, что она обладает сильным агрессивным прагматическим потенциалом. Метафора как экспрессивное образное средство обладает воздействующей силой и значительно повышает прагматику текста. Используемые в интернет-комментариях милитарные метафоры подчеркивают антагонистический характер отношений в системе реформирования образовательной системы, акцентируют конфликтные пути решения проблем, моделируют образ угрожающей действительности и, как правило, характеризуют предмет речи с негативных сторон.
Антигуманистическая метафора войны стала достаточно распространенным способом восприятия, осмысления и оценки современных социальных реалий. Некоторые исследователи (А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов) называют это явление «концептуальным милитаризмом», высвечивающимся из метафор, и связывают военизированность политического языка с милитаризацией нашего сознания, начатой еще в советскую эпоху. «Богатый военный опыт традиционно находил свое отражение в национальной ментальности, — отмечает А. П. Чудинов, — военные метафоры как бы показывали наиболее эффективный путь для решения сложных проблем общества» [4, с.104]. Наша задача — рассмотреть специфику использования милитарных метафор в комментариях интернет-пользователей.
Охарактеризуем основные фреймы и наполняющие их слоты, которые составляют метафорическую модель «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ — это ПОЛЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ».
Фрейм 1. «Война и ее особенности»
Слот 1. 1. «Места ведения боев»
В метафорических словоупотреблениях данного слота используются такие концепты исходной сферы, как фронт, арена сражений, поле боя и т. п.
Ср.: «Люди бьются на фронтах образования, не щадя никого и имеют свой маленький гешефт»; «А ведь целый год не было слышно известий с фронтов народного образования»; «Сфера образования в последние годы стала полем самого настоящего сражения между сторонниками его реформирования и их противниками»; «И вообще, когда вступаешь на поле боя нашего образования, обнаруживаешь огромное число разных людей, вроде бы ратующих за лучшее будущее наших детей: депутаты, чиновники, журналисты, общественные деятели, деятели культуры, ученые, преподаватели всех уровней, учителя».
Денотаты, метафорически характеризуемые как места ведения боевых действий, — сфера образования, реформирование образовательной системы. Метафорический перенос осуществляется благодаря актуализации фоновых сем. Так, фоновые семы «величины», «масштабности», «значительности» происходящего, а также негативные ассоциации, связанные с боевыми действиями, делают возможным использование названных военных понятий для метафорической номинации реализующихся реформ, которые ассоциируются у авторов метафор с чем-то опасным, враждебным и угрожающим.
Слот 1. 2. «Противоборствующие стороны»
Источником метафорических номинаций становятся концепты противники, враг (враги), неприятель, противоборствующие стороны.
Ср.: «Врага нашего образования чиновника надо бить его же оружием — бюрократизмом»; «Думаю, что если эта вакханалья в образовании не прекратится, если главный его враг Фурсенко не будет отправлен хотя бы в отставку, если не будут отменены все его дебильные нововведения, то нынешняя власть потеряет всякое доверие в народе».
Подобные метафоры используются для представления чиновников сферы образования, сторонников и идеологов реформирования, характеризуют их как враждебно настроенную силу по отношению к прежней устоявшейся образовательной системе, которая оценивается обычно с положительной стороны, подчеркивают неумение и неготовность осуществлять модернизацию образования.
Фрейм 2. «Воинские подразделения»
Названный слот представлен метафорическими выражениями, в которых в качестве источника метафорической экспансии используются военные концепты: армия, взвод, полк, гвардия, отряд и т. п.
Ср.: «Я думаю дело не в учителях, а в армии реформаторов и их разрушительных реформах»; «Отряд реформаторов, возглавляемый г-ном ФУРСЕНКО, разгромили систему образования».
Денотаты подобных метафор — коллектив, группа совместно действующих людей. В процессе метафорического переноса актуализируются признаки «количества», «размера»: объединение идеологов модернизации образования образно представляется в интернет-комментриях как армия или отряд. Негативные прагматические смыслы данного слота развиваются в основном при помощи контекста: использования дополнительных языковых средств, развертывания метафоры «войны».
Фрейм 3. «Военные действия и вооружение»
Слот 3. 1. «Атакующие (наступательные) действия»
В метафорах этой группы образно используются следующие номинативные единицы: атаковать, бомбардировать, взрывать; штурм, бой, захват и т. п.
Ср.: «Нам, учителям, нужно объединиться и начать решительную войну против разрушительных реформ образования, привнесенных к нам из Америки»; «Дать бой и спасти наше образование»; «В целом процесс захвата командных высот в системе образования партократической элитой, проходящий, как ни странно, при молчаливом согласии оппозиционных политических сил, представляет собой постыдное явление, которое станет тормозом развития образования и общества».
Данные метафоры используются не только для обозначения агрессивности производимых действий со стороны врага, но и действий, направленных в противовес враждебной силе. Реакционная общественность, предугадывая результаты, готова предпринять решительные меры против насаждения необдуманной и насильной модернизации образования. В метафорических словоупотреблениях развивается негативная оценочность, связанная с коннотацией необходимого силового воздействия.
Слот 3. 2. «Оборонительные действия»
Источником метафор являются концепты: отступать, обороняться, сдать позиции, бросаться на амбразуру, выдерживать осаду и т. п.
Ср.: «А учителю остается обороняться»; «Отступление реформаторов произошло и на другом фланге: небольшой нажим, и вот уже Минобрнауки оставляет наряду с бакалавриатом и магистратурой пятилетнее образование».
Во время метафоризации актуализируется ассоциативная сема «защита от опасных воздействий».
Слот 3. 3. «Виды вооружения»
Источниками метафорического переноса в образовательную сферу являются концепты: бомба, орудие, мина, снаряд и т. п.
Ср.: «Так называемая «реформа» образования по-Фурсенко закладывает «бомбы» под наше образование и безопасность нашей страны»; «А тут ЕГЭ, как атомная бомба»; «Врага нашего образования чиновника надо бить его же оружием — бюрократизмом».
Объектами метафорических номинаций становятся непосредственно реформы в сфере образования, в том числе и ЕГЭ, а также их инициаторы, которые ассоциируются с угрозой и опасностью, так как при метафоризации актуализируются именно семы «разрушения», «уничтожения» и «вреда».
Метафоры рассматриваемого фрейма достаточно распространены в оценках интернет-пользователей. Характеризуя процессы, происходящие в сфере образования, как военные действия, авторы текстов формируют следующие прагматические смыслы:
в системе современного образования приняты жесткие, конфликтные формы взаимодействия на всех уровнях;
насильные действия жестоки, эгоистичны и наносят ущерб образованию.
Фрейм 4. «Итоги (результаты) военных действий»
В метафорах этого фрейма исходными концептами являются: жертвы, разрушения, победа, поражение, захват и пр.
Ср.: «Российское образование в шаге от уничтожения»; «Отряд реформаторов, возглавляемый г-ном ФУРСЕНКО, разгромили систему образования»; «Но в результате всех дискуссий, ссор, дуэлей, форумов, реформ жертвами останутся наш ученик с учителем…»
Денотативная область функционирования единиц этого слота затрагивает самые «уязвимые» сферы современного российского образования — результаты преобразований и будущее участников образовательного процесса. При метафорической характеризации реалий системы образования актуализируются прагматические смыслы «страдания» и «повреждения от чьего-либо воздействия».
Итак, как показывает анализ метафорической модели «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ — это ПОЛЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ», милитарные метафоры активно используются в комментариях интернет-пользователей. Несмотря на то, что названные метафоры давно существуют и функционируют в русском языке, в настоящее время наблюдается широкое использование военной лексики в качестве источника метафорических номинаций. Судя по востребованности метафор войны, обладающих сильным агрессивным прагматическим потенциалом, можно предположить, что в ситуации реформирования обстановка в сфере образования воспринимается носителями языка как острая, критическая, кризисная. Подчеркнем: метафорическая модель отражает не объективную реальность, а восприятие этой реальности в национальном сознании, осознание реальности в социальной ментальности.
Таким образом, cегодня в обществе в целом по отношению к системе образования сложилось очень непростое отношение. Трансформации в российском образовании, произошедшие в последние годы, оказались настолько если не сокрушительными, то очень значительными, что до сих пор воспринимаются как кризисные и крайне болезненные. Прежние социальные практики советского периода отвергаются, новые же не устраивают общество в своей массе. Все это вызвало ощущение растерянности, которое не скоро еще начнет преодолеваться.
Литература:
KM.RU Новости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.km.ru.
Педсовет. ORG. 12-й Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.org
Форум Российского Образования (ФОРО) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://foro.maxbb.ru
Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. 238 с.