Жанр поэмы в творчестве Эркина Вахидова | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы литературоведения. Теория литературы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Филология и лингвистика: проблемы и перспективы» (Челябинск, апрель 2013)

Статья просмотрена: 3041 раз

Библиографическое описание:

Кувватова, Д. Х. Жанр поэмы в творчестве Эркина Вахидова / Д. Х. Кувватова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3735/ (дата обращения: 17.10.2024).

Герой Узбекистана, народный поэт Эркин Вахидов вошёл в истории узбекской поэмы в 70-х годах ХХ века. Он, используя классические и современные традиции творил лучшие поэмы. Вес известно, что в узбекских поэмах есть свои жанровые виды. Таковы жанровые виды, как лиро-эпический («Родник Орзу», «Бахмал»), лирический («Нидо», «Страна солнца»), поэма-хроника («Поэма написанная в палатке»), философский («Мятеж духов») определили основное кредо поэм Э.Вахидова второй половине ХХ века.

Поэма «Нидо» принесла поэту известность. Поэма отражает военную реальность. В ней история рассказывается от имени лирического «Я». И этим лирическим «Я» является сам поэт. Наверное, поэтому произведение носит лирико-автобиографический характер. В поэме отображены воспоминания, связанные с детством поэта и о его отца, погибшего на войне, которые раскрыты путём переживаний и чувств.

Литературовед Н.Рахимджанов, говоря о поэмах 60–70-х годов, относит «Нидо» к лирико-психологической поэме. Он пишет: «Концепция художественного внедрения в разных аспектах историй 60–70-х годов привело к появлению новых и новых исследований в системе средств изображения, которые, объединившись в одно целое, воспроизводят разные виды лирической поэмы. В частности, в монологе лирического «Я» расширились возможности в системе поэтического мышления и углубились философские («Ташкентнаме»), публицистические («Дороги», «Моя махалля»), психологические («Нидо»), ассоциативные элементы мышления» [1].

К этому мнению можно присоединиться. Потому что в поэме «Нидо» через монологи лирического «Я» переданы разные психологические состояния.

Литературовед У.Норматов называет «Нидо» поэмой-элегия и обосновывает следующим образом: «Произведение написано подобно элегии полного горя и торжественности, присущего к героическим поэмам» [2].

В действительности, поэма-элегия является одним из внутренних видов лирической поэмы и имеет синкретический вид. Через монолог лирического героя в произведении проявляется дух печали. Герой, воспевая героизм и подвиг своего отца на войне, гордится тем, что его отец сражается за народ. Этим и определяется дух торжественности произведения.

Поэма «Эхо Ташкента» написана в результате методических исканий в 70-х годов. Литературовед У.Норматов пишет: ««Эхо Ташкента» и «Страна солнца» написана в духе гимна, касыды» [3]

Поэма «Эхо Ташкента» можно считать логическим продолжением «Поэма, написанная в палатке». Так как обе поэмы написаны в качестве символа любви к городу Ташкенту.

«Поэма, написанная в палатке» создана в 1966 году, в дни Ташкентского землетрясения и в ней реально раскрыты те исторические моменты, когда все народы — и большой, и малый протянув руку помощи Ташкенту, смогли вновь его воздвигнуть.

Поэма «Эхо Ташкента» создана через 17 лет после «Поэмы, написанная в палатке». Она посвящена 2000-летию Ташкента. В действительности созданию этой поэмы послужило письмо маленькой девочки Дилором, которая своей детской душой почувствовала трагедию тех дней землетрясения. Накопленное на атласное платье 5 сум Дилором передаёт на постройку нового Ташкента, и просить их использовать на строительство детского сада. Героизм маленького сердца затронул душу Э.Вахидова. На протяжении всей поэмы поэт мысленно прогуливается с маленькой девочкой по улицам Ташкента. Таким образом, он передаёт свою безграничную и теплую любовь к Ташкенту.

По сюжету и композиции поэма «Родник Орзу» выделяется тем, что в ней ярко выражен дух народности. Поэт назвал её «Сказкой чёрного моря», потому что произведение написано в форме общения лирического героя с морем. Лирический герой просить море рассказать о легендах, припрятанных в своих недрах. И тут море заговорило и стало рассказывать печальную сказку прошлой жизни. В этой сказке рассказывается также история любви Орзу и пастуха Огадуст. В сказке умело использованы народные традиционные мотивы и образы. В частности, Орзу, не зная как выразить свою любовь к Огадуст, просит совета у родника. Родник учит её написать любовное письмо, завернуть в лепесток цветка и пустить по течению воды. Такой же мотив влюбленности встречается и в узбекском народном дастане «Кунтугмиш». В дастане Холбека во сне видит Кунтугмиш и влюбляется в него. Затем просит художника нарисовать его портрет и, положив в золотой сундук пускает по реке.

В духе Огадуст и Кунтугмиш имеется своеобразная схожесть. Сидя возле родника Огадуст увидел в воде цветок, раскрыв его, находит письмо и читает. После чего «как Меджнун бежит во все стороны». Этот эпизод напоминает «Кунтугмиш». Во время охоты Кунтугмиш на берегу реки видит плавающий сундук. Его подчиненные достают сундук из реки, открыв его показывает портрет. Тут Кунтугмиш теряет сознание. Э.Вахидов обновив этот традиционный эпический мотив, наполнил её современным духом.

Появившаяся в 30-х годах ХХ века поэма Эркина Вахидова «Родник Орзу», продолжив своеобразные традиции лиро-эпической поэмы нового типа, ещё более обогатила её форму и содержание.

Поэма «Мятеж духов» по определению литературоведов считается вершиной творчества Э.Вахидова. Литературовед У.Норматов называет «Мятеж духов» философской, трагический, героической поэмой: «Мятеж духов» по форме своеобразное новаторское произведение. Она состоит из синтеза поэтической формы ритма, эмоциональности, разные цвета символизируют жизненные эпизоды легенды и т. д». [4] Чтобы раскрыть судьбу Назрул Ислама поэт использовал несколько методов. Легенды в произведении помогают раскрыть образ Назрул Ислама. Этот метод моделизации. «Легенда о невежестве», «Легенда о вечности», «Легенда о преданности» занимает важное место в композиции произведения. Все эти легенды являются важным средством выявления характера бенгальского поэта Назрул Ислама, боровшегося за свободу своего народа. При этом поэт выдвигает философские взгляды на жизнь. В частности, может ли жить человек вечно? Из чего состоят факторы, определяющие его вечность? В течение чтения произведения читатель находит ответы на эти вопросы. Человек может прожить один целый век. Но человеческая жизнь измеряется не прожитыми годами, а совершенными добрыми делами. Жизнь героев борющихся за свободу, как и жизнь Назрул Ислама, соотносится вечностью. Исходя из этих качеств «Мятеж духов» можно отнести к философским поэмам.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что Э.Вахидов плодотворно работал в жанре поэмы. Он создал самые яркие образцы лирической и лиро-эпической поэмы.


Литература:

  1. Рахимджанов Н. Жанр поэми в узбекской литературе.

  2. Норматов У. Кўнгилларга кўчган шеърият. Тошкент: Алишер Навоий номидаги Ўзбекистон Миллий кутубхонаси нашриёти, 2006, 26-б.

  3. Норматов У. Кўнгилларга кўчган шеърият. Тошкент: Алишер Навоий номидаги Ўзбекистон Миллий кутубхонаси нашриёти, 2006, 26-б.

  4. Ўша манба, 26.б.

Основные термины (генерируются автоматически): поэма, Мятеж духов, Эхо Ташкента, лирический герой, Ташкент, легенда, лирическая поэма, маленькая девочка, Родник, Страна солнца.