Интернет-язык как средство функционирования веб-личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Якунина, М. Л. Интернет-язык как средство функционирования веб-личности / М. Л. Якунина. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3743/ (дата обращения: 16.11.2024).

Интернет-язык стал для многих молодых людей средством общения номер один. Его главная черта — комбинирование диалогового общения и речевого взаимодействие коммуниканта с несколькими партнерами одновременно. Обычно пользователь является участником сразу нескольких бесед, вследствие этого очевидна необходимость неких имен-идентификаторов. Язык выступает тут как «единственное средство формирования и функционирования веб-контента и веб-личности, поэтому человек и общество актуализируются в Интернете в исключительно вербальной сущности» [Трофимова Г. Н. 2004, с. 9]. Роль такого персонального воплощения в виртуальном мире выполняет в первую очередь никнейм (виртуальное имя), а также вся сопутствующая ему информация (реальное имя, пол, возраст, место проживания, интересы и др.) — аккаунт. Данный тандем служит для создания целостного образа пользователя в Интернете.

В современной русской антропонимической культуре каждый человек имеет трёхчленную официальную структуру именования, представленную личным именем, отчеством и фамилией. Выбор отчества и фамилии строго регламентирован. Выбор личного имени также ограничен устойчивым реестром. Полное совпадение именований разных людей в рамках одного социума заставляет носителей имён искать дополнительные возможности самообозначения либо с помощью «хронологических маркеров» (первый — второй, младший — старший), либо с добавлением к имени прозвища. И только виртуальное пространство Интернета позволяет человеку выбрать себе имя «по вкусу», обозначив свою индивидуальность с помощью никнейма.

Стоит отметить, что толкование термина «никнейм» отсутствует в «печатных» толковых словарях, поэтому мы рассмотрели значение термина в современных электронных словарях, воспользовавшись Интернет-ресурсами.

В свободной энциклопедии Википедия «никне́йм» (ник; англ. nickname — первоначально «кличка, прозвище», от среднеанглийского an eke name — «другое имя», перешедшее в одинаково звучащее «a nick name»), также сетевое имя — псевдоним, используемый пользователем в Интернете, обычно в местах общения (в блогах, форумах, чатах).

В «Словоборге. Народном словаре современного русского языка» приводится толкование: «Ник — Ник — Nick. Nickname. Прозвище, псевдоним. Как правило, псевдонимы пользователи используют при общении в сетевых сообществах (чатах, форумах). Псевдоним пользователь выбирает себе сам при регистрации в сообществе».

По определению Чабаненко, «никнейм» — условное либо вымышленное имя для идентификации в сети. «Художественный образ из символов, создаваемый пользователем для общения и самопрезентации в чатах, социальных сетях и подобных ресурсах. Например: Никнейм, юзерпики/аватарки и, в меньшей степени, подпись и название дневника для меня являются важной частью восприятия сетевых собеседников. При этом если подпись всё же воспринимается как отражение не только жизненной позиции, но и настроения, то никнейм и аватар для меня — часть выражения внутренней сути существа. Почти как имя и знак» [Чабаненко М.Г 2007, с.13].

Во всех дефинициях можно выделить общее: никнейм — это псевдоним со специфической сферой использования — виртуальное пространство, Интернет.

Вслед за Чабаненко, под никнеймом мы будем понимать антропоним, «неофициальное личное имя, самостоятельно присваиваемое его носителем с целью сокрытия личности, являющееся результатом креативной деятельности, используемое в различных сферах опосредованной молодёжной коммуникации, осуществляемой в письменной форме» [Чабаненко М. Г. 2007].

Никнейм следует отличать от схожих интернет-терминов: аккаунт (учётная запись пользователя), логин, аватар, а также от лингвистических терминов, связанных с функцией называния человека, его идентификации: прозвище, кличка, псевдоним, автоним, имярек.

Соотнесём данные термины с опорой на предпочитаемую дефиницию, используя материал Википедии.

Учётная запись — запись, содержащая сведения, которые пользователь сообщает о себе некоторой компьютерной системе. Как синонимы в обиходе могут использоваться варианты: учётка (разговорный) и акк (сленговый варваризм), акка́унт и экка́унт, от англ. account — учётная запись, личный счёт. Также иногда ошибочно используется термин логин, так как логин — это не сама учётная запись, а только её имя.

Авата́р, авата́ра, а́ва, также авата́рка (от англ. avatar), юзерпи́к (от англ. user picture — «картинка пользователя») — графическое представление пользователя, его alter ego либо игрового персонажа. Основная цель аватара — публичное графическое представление пользователя, созданное самим пользователем. Аватар является желательным (но необязательным) атрибутом участника веб-форумов, он размещается рядом с каждым постом (ответом) участника на темах форума.

Про́звище, кли́чка — неофициальное имя человека, животного, предмета и т. п. В отличие от имени, прозвище, как правило, отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя, происхождение их носителей и прочее, а также фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Прозвища могут даваться в разные периоды жизни и во многих случаях могут быть известны довольно ограниченному кругу лиц.

Псевдони́м (греч. ψευδής — «ложный» и греч. όνομα — «имя») — имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах). В западной культуре псевдонимами чаще всего пользуются деятели литературы и искусства. С распространением Интернета использование псевдонимов стало как никогда актуально: практически каждый пользователь Сети имеет псевдоним, который принято называть ником.

Автони́м — подлинное имя человека, известного под псевдонимом.

Имяре́к (также имрек, от церк.-слав. имя рекъ) — слово, используемое в текстах молитв и других церковных текстах, а также (до начала XX века) в различного рода официальных актах, анкетах или приказных бумагах в том месте, где должно быть поставлено имя читающего молитву или пишущего документ по образцу. Состоит из существительного «имя» и глагола, образованного от корня, сохранившегося в современном русском языке в словах «изречение» и «речь». В современном русском языке употребляется (иногда иронически) вместо имени неизвестного или нарочито неназываемого лица в значении «некто», «такой-то». Например: «Неизвестно, как поведёт себя имярек, получив полностью все полномочия и всю полноту власти, понимая, что речь идёт о великом государстве» [Материал из Википедии].

Таким образом, синонимами никнейма являются логин, прозвище, псевдоним, однако последний отличаются сферой использования, а логин — часть учётной записи, которая создаётся формально для регистрации в сети, поэтому использование данных синонимов в научно-исследовательской работе исключено.

В отличие от логина, никнейм всегда несёт в себе смысл, возвращая «ониму его то исходное содержание, когда собственное имя рассказывало о собственнике» [Рут М. Э. 2001].

На выбор никнейма коммуникантом оказывает влияние ряд экстралингвистических факторов: уровень общей культуры автора, его социальное положение, сфера профессиональной деятельности и познавательных интересов, возраст, национальность, гендерная (половая) принадлежность и т. д.

И хотя Интернет-культура не имеет закрепленного традицией антропонимикона (реестра личных имён), каждый коммуникант имеет возможность выбрать себе оним в соответствии со своими социально-культурными ценностями.

Выбор никнейма целиком определяется фантазией пользователя, но, как показали небольшие исследования психологов (психологи Интернет-журнала «Добрые советы»), плоды нашей фантазии можно классифицировать, и ниже приведены результаты такой классификации.

Классификация никнеймов с точки зрения психологии, социологии, культурологии:

2,8 % пользователей общаются в Сети под именами, прямо или косвенно связанными с их семейной жизнью и отношениями с близкими людьми. Психологи считают, что такие никнеймы выбирают люди, подсознательно очень дорожащие такими связями или испытывающие проблемы с их сохранением.

4,3 % никнеймов отражают какую-либо доминирующую черту характера пользователя. Такие сетевые псевдонимы выбираются подсознательно и нередко попытка спрятать за вымышленным именем свою, например, застенчивость или стеснительность, наоборот, полностью раскрывает нашу сущность.

4,2 % пользователей связывают сетевое имя со своей принадлежностью к какой-либо этнической группе или региону проживания. Очевидно, что в жизни таких людей этим факторам отведено особое место.

16 % пользователей просто называют себя настоящим именем, иногда слегка его изменяя. По мнению психологов, такие люди уверены в себе, не желают прятаться под маской, и наиболее открыты для общения. Однако, настоящее имя в качестве никнейма может свидетельствовать и об отсутствии фантазии его обладателя.

8,6 % никнеймов — это дублирование реальных детских или взрослых прозвищ. Детское прозвище в качестве ника указывает на стремление его носителя избежать какой-либо ответственности (всё в игрушки играем!), а взрослое — о нежелании что-либо менять в этом мире и неосознанном желании соответствовать мнению и ожиданиям окружающих.

28 % — это ники, так или иначе связанные с какими-либо явлениями или персонажами из области культуры. Из них 9,4 % — c персонажами книг или фильмов, 8,1 % — с героями сказок, компьютерных игр или с названиями популярных музыкальных групп, 6,2 % — с персонажами комиксов, 4,3 % — с мифологическими героями. Носители таких никнеймов однозначно ищут себе собеседника для общения «по интересам» или партнёра для совместного «побега от действительности».

По мнению психологов, только один из восьми никнеймов выбран случайно, остальные же связаны с явлениями реальной жизни пользователя или указывают на его явные или тайные желания, культурные запросы, различные притязания, фантазии и т. д. [По материалам журнала «Добрые советы». Советы психолога. http://www.adviceskilled.ru/sovety-psikhologa].

Процесс создания никнейма, несмотря на индивидуальный характер, отражает систему социально-культурных ценностей представителя молодёжной субкультуры. В этом смысле никнеймы характеризуются как языковые формы выражения установок их создателей.

Проанализировав «местный» языковой материал — никнеймы пользователей сайта Черёмушки.ру (http://cheremushki19.ru/), мы получили описанные ниже результаты.

При просмотре рубрики «Комментарии» в новостной ленте за последние полгода собрано всего 24 никнейма, так как подавляющее число комментариев написаны анонимно, то есть обозначены словом «гость». Однако замечено, что комментарии продуктивные, отличающиеся объёмом и содержанием, как правило, имеют подпись. Авторы не только заявили о своей точке зрения, но и идентифицировались, самообозначились.

На наш взгляд, наиболее оригинальным никнеймом является Чеширский кот. Виртуальное имя привлекло внимание своеобразными высказываниями и общим творческим подходом. Комментарии данного пользователя содержат конкретные предложения по совершенствованию того или иного мероприятия, видна забота о посёлке, неравнодушие к его проблемам. Пример комментария на новость об объявлении творческого конкурса администрацией посёлка:

Так же не ясно почему такое ограничение по размеру текста. Что можно вместить в 7–10 предложений? Слова «Я тебя люблю, поселок ты лучший»? А если попробовать к примеру так:

Любовь — это сложное слово

В нем много оттенков и граней

Его произносим мы снова

Из уст,из сердец и сознаний.

Поселок мы любим тебя.

Мы горды здесь жить и трудиться

Здесь любимая наша земля.

Нам так повезло здесь родиться.

Каждый день просыпаться зная

Это Родина,это мой Дом

Это Счастье и это не мало

Если чувства пылают огнем.

То уже вылетаешь за пределы формы и лишаешься права участвовать в конкурсе...

Хотелось бы чтоб людям предоставили больше простора для творчества. А то в 5 предложений признаться в любви может недокормленный мачо с семками и пивом, но некоторым все ж есть что сказать и очень хотелось бы таких людей услышать.

Примечание: авторская орфография и пунктуация сохранены.

Рис. 1.

Чеширский Кот (англ. Cheshire Cat, также Масленичный Кот в переводе В. Набокова) — персонаж книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Постоянно улыбающийся кот, умеющий по собственному желанию телепортироваться, быстро исчезать или, наоборот, постепенно растворяться в воздухе, оставляя на прощанье лишь улыбку. («Видала я котов без улыбки. Но улыбку без кота!».. — замечание Алисы в русской анимационной экранизации книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».) Занимает Алису не только забавляющими её разговорами, но и порой чересчур досаждающими философскими измышлениями. Единственный персонаж, являющийся «земляком» автора — уроженца графства Чешир (Честершир).

Активный пользователь сайта, выбрав данный никнейм, подчеркнул особенность своих комментариев — это философские рассуждения, критические замечания. После «телепортации» — выхода из сети — остаётся на прощание лишь «улыбка». Впечатление усиливает размещённая рядом аватарка.

Таким образом, никнейм как виртуальное имя собственное, условное или вымышленное компьютерное имя, художественный образ, который пользователи создают для личного общения в сети, представляет собой достаточно новое явление в ономастике. Никнейм как языковое явление — средство формирования и функционирования личности в Интернете.


Литература

  1. Рут М. Э. Антропонимы: размышления о семантике // Известия Уральского государственного университета. № 20. — Екатеринбург, 2001.

  2. Трофимова Г. Н. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты автореф. дис. … д-ра филол. наук. — М., 2004. — С. 9.

  3. Чабаненко М. Г. Молодежный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности. Автореф. дисс… канд. фил. наук. — Кемерово, 2007.

  4. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Никнейм. /(дата обращения: 29.08.2012).

  5. Wordzone — сила в знании слов. Словарь компьютерных терминов. http://www.wordzone.ru/(дата обращения: 10.03.2012).

  6. Словоборг. Народный словарь современного русского языка. http://slovoborg.su/ (дата обращения: 18.05.2012).

  7. «Добрые советы». Советы психолога. http://www.adviceskilled.ru/sovety-psikhologa. (дата обращения: 12.05.2012).





Основные термины (генерируются автоматически): имя, пользователь, псевдоним, современный русский язык, виртуальное имя, учетная запись, личное имя, народный словарь, свободная энциклопедия, сетевое имя.