Структурно-композиционные особенности детективного жанра
Автор: Булычева Вера Павловна
Рубрика: 4. Художественная литература
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы филологических наук» (Чита, июль 2013)
Статья просмотрена: 25455 раз
Библиографическое описание:
Булычева, В. П. Структурно-композиционные особенности детективного жанра / В. П. Булычева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-38. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/80/4068/ (дата обращения: 16.11.2024).
Детективный жанр в теории литературы определяется как художественное произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления. Такой подход диктует основные черты детективной поэтики.
Ключевые слова:детектив, сюжет, жанр, герой, загадка, структура.
Тайны всегда вызывали особый интерес общества. Эту страсть ко всему загадочному человек пронес через всю историю своего развития и существования. Естественным образом мотив загадочности проник и в искусство, в том числе в литературу. Этим объясняется необычайная популярность детективного жанра. Сегодня полки книжных магазинов пестрят многочисленным образцами детектива. Одни из них изданы под именем сомнительных современных авторов, которые в погоне за прибылью выпускают по два десятка книг в год, другие принадлежат перу классиков жанра. Такой выбор зачастую вызывает недоумение читателя. Как отличить подлинную литературу от бульварной беллетристики? В чем задача детектива — дать отдых напряженному современным ритмом жизни интеллекту читателя или, наоборот, заставить мозг поработать в поисках решения детективной загадки? Насущность этих вопросов подчеркивает актуальность темы данной статьи.
Мировая литература — от античной до современной — активно использовала загадку в качестве основы для сюжета. Именно детективный жанр, по определению В. Брюсова, стал «высшей формой загадки, иначе — уравнением с одним или несколькими неизвестными, которое предлагается решить читателю» [2].
В талантливых детективных историях читателю предоставляется возможность самостоятельно разрешить это уравнение при помощи предоставленных ему данных, что потребует определенной умственной работы. Таким образом, чтение детектива сродни решению хитрых арифметических задач.
Термин “детектив” (от «detego» — раскрываю, разоблачаю) был впервые введен американской писательницей Анной Кэтрин Грин (1846–1935), которую вполне заслуженно считают “матерью детектива”. Ее первый детективный роман “Дело Ливенуортов”, 1878 г., имел колоссальный успех. Будучи дочерью юриста, автор до тонкостей знала процедуру следствия и судебного дознания, а богатая фантазия позволяло ей придумывать страшные тайны и изощренные преступления. Агата Кристи признавалась.
К основоположникам жанра также принадлежит Э. А. По. В новеллах 1840-х годов он создал тип Великого Детектива, эксцентричного сыщика, наметил технику дедуктивного раскрытия преступления, многие сюжетные ходы (ложные ключи, наименее подозреваемый преступник, тайна запертой комнаты).
Произведения этих двух писателей оказали значительное влияние на выработку эстетики Конана Дойла. Новеллы об английском сыщике Шерлоке Холмсе быстро обрели всеобщую популярность и до сих пор заслуженно признаются классическим образцом детективного жанра.
Зять Конан Дойла Эрнест Уильям Хорнунг, с разрешения знаменитого родственника, создал зеркальное отражение Холмса и Ватсона в преступном мире — парочку мошенников, Раффлза и Банни.
Параллельно с развитием детективного жанра наблюдался небывалый рост криминалистической науки. Появились первые системы идентификации (по антропометрическим данным, фотороботам, дактилоскопическим отпечаткам); первые детекторы лжи. Кровь животных научились отличать от крови человека. Детективный жанр, как губка, впитывал эти открытия. Так, знакомство со знаменитым сыщиком с Бейкер-стрит происходит следующим образом: «Нашел! Нашел! — ликующе крикнул он, бросившись к нам с пробиркой в руках. — Я нашел наконец реактив, который осаждается только гемоглобином и ничем другим! — Если бы он нашел золотые россыпи, и то, наверное, его лицо не сияло бы таким восторгом» [4].
У Дойла фигурируют и другие удивительные достижения цивилизации: поезд, телеграф, моментальная фотография.
В целом авторы детективов — совершенно разные, непохожи люди. Элен Вуд, которая начала писать детективные рассказы со сквозными героями за несколько лет до Конан Дойла, всю жизнь страдала от тяжелой болезни, но это не помешало ей родить пятерых детей и благополучно их содержать за счет своего литературного таланта. Гай Бутби родился в Австралии, странствовал, пережил много приключений и сумел удачно воплотить свои экзотические впечатления в блестящей литературной карьере — его детективные истории близки к плутовскому роману. Этот список можно долго продолжить. Причем биографии авторов зачастую кажутся еще более невероятными, чем приключения их героев [1].
Многие исследователи сходятся во мнении, что главной задачей детективных авторов, появившихся после Дойла, стало создание отличного от великого Холмса сыщика. Действительно, каких только образов не встретишь в мировой детективной литературе: сыщик-экстрасенс, сыщик — русский князь, старик, вечно сидящий в углу со стаканом молока и веревочкой, слепой сыщик, не говоря уж о бесчисленных дамах, проявивших недюжинные детективные способности [1].
Такие метания в поисках героя объясняются сравнительной молодостью детективного жанра, отсутствием устоявшихся канонов и литературного типа сыщика как такового.
Общими чертами героев признанных образцов детектива являются: непревзойденный ум, эрудиция, развитая интуиция, своеобразное чувство юмора, чудаковатость, граничащая с эпотажностью, решительность и самоуверенность.
Детективная литература поражает и жанровым разнообразием. Можно найти примеры таким разновидностям как [1]:
- детектив-“головоломка”, иногда даже обходящийся без преступления;
- “готический” детектив с нагнетанием ужаса и якобы мистическими вкраплениями (от настоящей мистики данный вид далек — все загадки в нем должны иметь реалистическое объяснение);
- “плутовской” детектив — близкий родственник пикарески;
- “научный” детектив, в котором во главе угла стоит научный подход к расследованию;
- “перевернутый детектив”, в котором читатель с самого начала знает отгадку и с высоты этого знания следит за ходом расследования Первооткрывателем этого поджанра считается Р.Остин Фримен;
- “леди-детективов”, характерный для творчества писателей обоих полов;
- политический детектив, в основе сюжета которого лежит расследование политических преступлений или преступлений, совершенных политическими деятелями в рамках своей карьеры;
- полицейский детектив, в котором ведущая роль в расследовании отводится представителю или представителям закона;
- психологический детектив;
- шпионский детектив;
- фантастический детектив.
Иногда к детективным поджанрам относят криминальный роман. Следует заметить, что такая классификация весьма условна, поскольку зачастую детективная история носит синтетический характер, сочетая в себе признаки различных подвидов.
Детектив, относясь к жанрам массовой литературы, характеризуется следующими признаками:
1) высокая степень стандартизации;
2) развлекательная функция (детектив отвечает потребностям читателей отдохнуть и уйти от действительности).
Они и задают универсальную формулу детектива как художественного произведения, характерную для любого образца этого жанра. Литературная формула включает в себя традиционные способы описания неких конкретных предметов или людей, традиционные эпитеты, образы, стереотипные изображения персонажей, общую сюжетную схему. Такие формулы и ложатся в основу произведений массовой литературы, позволяя наиболее полно реализовать жанр. Детективная формула приобретает свое неповторимое наполнение в каждом конкретном произведении каждого конкретного автора.
В структуре детективного произведения традиционно выделяются три этапа: загадка (обычно это преступление), ход расследования и разоблачение (то есть раскрытие преступления). Эти элементы соответствуют свойственным любому художественному произведению завязке, кульминации и развязке. Их последовательность может быть нарушена, как это происходит в детективах-перевертышах.
Цель любой детективной истории — решение загадки, раскрытие преступления. В повествовании разворачивается логический процесс, посредством которого главный герой по цепочке фактов приходит к истине. Раскрытие преступления является обязательной единой развязкой детектива. Но ведущее место в нем все же отводится расследованию, поэтому описание характеров и чувств персонажей отходят на второй план.
Очень часто тайна разгадывается путем логических умозаключений на основании того, что известно и расследователю, и читателю.
Описанная композиционная структура детектива порождает следующую персонажную парадигму: с одной стороны — отрицательный персонаж(и) (преступник и его сообщники), с другой стороны — положительный герой(и) (расследователь, его помощники и заказчики расследования). Обе стороны связаны между собой цепью событий, фактов и явлений, так или иначе приводящих к раскрытию преступления, то есть к торжеству добра со злом. Заметим, что существует ряд детективных историй, в развязке которых выясняется, что очевидное, на первый взгляд, деление персонажей на «плохих» и «хороших» было ошибочным. Например, в тех случаях, когда преступник сам нанимает детектива, чтобы отвести от себя подозрение, быть в курсе расследования и при необходимости пустить следствие по ложному следу; или в полицейских детективах, когда один из сотрудников оказывается сообщником преступников.
Анализ структурных и сюжетных особенностей признанных образцов детективного жанра дает возможность выработать ряд канонов детективного произведения. Такую попытку предпринял С. С. Ван-Дайн в статье «Двадцать правил для написания детективных романов» [3]. Он предлагает создателям детективов ряд практических советов:
1. Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления (ключи к разгадке ясно обозначены).
2. Читателя нельзя умышленно вводить в заблуждение (кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком обманывает преступник).
3. В романе не должно быть любовной линии (только отдать преступника в руки правосудия).
4. Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником.
5. Преступник должен быть обнаружен с помощью логических умозаключений.
6. Детектив строит цепь своих умозаключений на основе анализа собранных улик.
7. Без трупа в детективном романе просто не обойтись.
8. Тайна преступления должна быть раскрыта сугубо материалистическим путем. Совершенно недопустимы такие способы установления истины, как ворожба, спиритические сеансы, чтение чужих мыслей, гадание с помощью “магического кристалла” и т. д. и т. п.
9. Должен быть только один главный герой дедукции.
10. Преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более или менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю.
11. Преступник должен быть человеком с определенным достоинством — таким, который обычно не навлекает на себя подозрений.
12. Сколько бы ни совершалось в романе убийств, преступник должен быть только один. Конечно, преступник может иметь помощника или соучастника, оказывающего ему кое-какие услуги, но все бремя вины должно лежать на плечах одного человека.
13. В детективном романе неуместны тайные бандитские общества, всякие там каморры и мафии.
14. Способ убийства и средства раскрытия преступления должны отвечать критериям рациональности и научности.
15. В любой момент разгадка должна быть очевидной — при условии, что читателю хватит проницательности разгадать ее.
16. В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления на побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание “атмосферы”.
17. Вина за совершение преступления никогда не должна взваливаться в детективном романе на преступника-профессионала.
18. Преступление в детективном романе не должно оказаться на поверку несчастным случаем или самоубийством.
19. Все преступления в детективных романах должны совершаться по личным мотивам. Международные заговоры и военная политика являются достоянием совершенно другого литературного жанра — скажем, романов о секретных разведывательных службах.
20. Перечень некоторых приемов, которыми теперь не воспользуется ни один уважающий себя автор детективных романов. Они использовались слишком часто и хорошо известны всем истинным любителям литературных преступлений. Прибегнуть к ним — значит расписаться в своей писательской несостоятельности и в отсутствии оригинальности.
Следовать ли советам литературоведа или оставить их без внимания — каждый автор детективов решает самостоятельно, но сделаны они на основе анализа и обобщения текстов признанных лучшими образцами детективного жанра в мировой литературе.
Наличие стереотипной структуры и некоторой канонизации жанра отчасти облегчает, отчасти затрудняет работу писателя, ведь следование традициям и канонам — это половина успеха; но с другой стороны — тем труднее за шаблонами не растерять авторскую индивидуальность.
Итак, детектив — один из самых популярных жанров массовой литературы. Как известно, спрос рождает предложение, этим обусловлен рост числа разновидностей детективного жанра в последние годы. Несмотря на сравнительную молодость жанра, в его истории было много выдающихся имен, таких как Эдгар Алан По, Конан Доил, Агата Кристи и многие другие.
В ходе работы над статьей, проанализировав тексты ряда признанных образцов мирового детектива можем сделать ряд выводов: детектив как жанр принадлежит к массовой литературе; во-вторых, для детектива характерна определенная композиционная последовательная структура: тайна, преступление (завязка) — ход расследования (кульминация) — разоблачение преступника (развязка); в-третьих, для детектива характерна четкая парадигма деления герое на положительных (расследователь и его сторонники) и отрицательных (преступник и его сообщники) героев. За полуторавековую историю жанр детектива подвергся некоторой канонизации, и существует ряд неписаных законов для мастеров детективного жанра в его классическом понимании.
Литература:
1. Борисенко А. Не только Холмс [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2008/1/bo7.html (дата обращения 30.04.2013 г.)
2. Брюсов В. Miscellanea. Замечания, мысли о искусстве, о литературе, о критиках, о самом себе [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dugward.ru/library/brusov/brusov_miscellanea.html (дата обращения 30.04.2013 г.)
3. Ван Дайн С. С. Двадцать правил для написания детективных романов [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://scriptmaking.ru/библиотека/189/42308/ван-дайн-сс-двадцать-правил-для-написания-детективных-романов.html (дата обращения 30.04.2013)
4. Конан Дойл Этюд в багровых тонах [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://adelanta.info/library/detective/957.html?part=2&lan=& (дата обращения 30.04.2013 г.).