Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. Общефилософские проблемы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Новые идеи в философии» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 05.06.2017

Статья просмотрена: 14825 раз

Библиографическое описание:

Лобанова, Ю. О. Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева / Ю. О. Лобанова. — Текст : непосредственный // Новые идеи в философии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/philos/archive/244/12593/ (дата обращения: 16.11.2024).



На протяжении всей истории человечество так или иначе стремилось к свободе. Создавались и разрушались цивилизации, свершались революции, происходил нескончаемый поиск смысла и пути. В XXI веке о свободе говорят не только философы и ученые, но и многие политики, СМИ, обычные граждане. Теперь свободу считают неотъемлемым правом личности, а также условием счастья. От высокодуховной позиции свобода перешла в ранг спекуляций и рекламных трюков.

Однако что же такое свобода? Свобода от или свобода для? С точки зрения личности или общества? Внутренняя или внешняя? Диапазон понимания этой категории чрезвычайно широк. Свобода в первую очередь трактуется как возможность проявления субъектом своей воли [1]. В новой философской энциклопедии свобода есть состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий [2].

Будучи одним из центральных предметов размышлений философов различных школ и эпох (древние греки, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Фромм) это понятие прошло долгий путь: от полного отрицания самой возможности свободного выбора до обоснования «бегства от свободы» в условиях современной цивилизации.

Наиболее полно в истории русской философской мысли теорию свободы сформулировал Бердяев. Разделяя идеалистическое видение мира, Бердяев говорил, что свобода для него первичнее бытия. «Своеобразие моего философского типа, прежде всего, в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу» [3].

Философия свободы в его понимании — это философия свободных, в противоположность философии, исходящей из необходимости. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать.

Из этой свободы Бог и создает человека — свободное существо. Тем не менее, свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Бог есть дух, но он не всецело управляет миром.

Бердяев выделял три вида свободы:

  1. Первичная или иррациональная (также произвольность). Она безосновна и коренится в «ничто», ее источник — хаос. Но это не пустота, это первичный принцип, предшествующий Богу и миру. Эта иррациональная бездна лежит глубже самого бытия. Само понятие «безосновной бездны» Бердяев перенял у немецкого философа-мистика XVII века Я. Бёме, на которого впоследствии ссылался в своих работах. Эта «бездна» не есть ни свет, ни тьма, ни добро, ни зло. Бердяев полагал, что «трудно примирить существование всемогущего и всеблагого Бога со злом и страданиями мира» [4]. Свобода не создана Богом, он сам из нее рождается и из этой же свободы, из «ничто», которое потенциально содержит в себе все, он творит мир. В отличие от Бёме, Бердяев считает, что свобода вне Бога. Поэтому у Бога нет власти над свободой. Бог лишь присутствует в ней и действует через нее. Стало быть действия какого-либо существа, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, поскольку эти действия всецело свободны.
  2. Рациональная свобода. Это исполнение морального долга. Но так как сама обязательность добродетели есть подчинение, рациональная свобода в конечном итоге ведет к рабству.
  3. Свобода, проникнутая любовью к Богу. Эта свобода есть любовь. И совершенствование человека возможно только путем восхождения к такой свободе. Только такая свобода суть настоящая. И только духовная жизни и любовь являются достойным способом существования.

Однако этот путь к свободе труден, а сама свобода есть тяжелое бремя. Свобода в глубоком своем смысле не есть право, а есть долг, не то, что требует человек, а то, что требуется от человека, чтобы он стал вполне человеком. Свобода совсем не означает легкую жизнь, свобода есть трудная жизнь, требующая героических усилий [5].

Кроме того, человек не всегда осознает собственную свободу. Освободившись от строгих догматов религии он погружается в несвободу от постулатов науки, техники, политики и других людей.

По Бердяеву, историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Считая свободу иррациональной по своей природе, Бердяев утверждал, что она может вести как к добру, так и к злу. Таким образом, зло — это свобода, которая оборачивается против самой себя, это порабощение человека искусственными идолами, будь то наука, религия или искусство. В результате чего зарождаются отношения повелевания и подчинения, из которых и возникла человеческая история, вся суть которой в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, люди утрачивают веру и наступает процесс распада.

Все организованное и организующееся враждебно свободе. Свобода есть независимость, которая определяется личности изнутри, свобода есть творческая сила, отнюдь не выбор между поставленными перед человеком добром и злом, а созидание добра и зла.

Бердяев сторонник ценностей индивидуализма. Он рассматривает человека как неповторимую личность, для которой свобода является высшей ценностью. Через эту свободу и возможность свободного творчества личность творит новый мир. Свобода неразрывно связана с творчеством. Тайна творчества есть тайна свободы.

Человек стремится выйти из рабства в свободу, из вражды мира в космическую любовь. Преодолеть этот путь человек способен благодаря творчеству, способностью к которому он одарен, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-Творца. Творчество — это откровение «Я» Богу и миру и в нем оправдание человека.

Самым ценным во всей своей жизни Бердяев считал именно борьбу за свободу. А также акт созидания как истинное проявление подлинной свободы.

В конечном итоге вопрос, заданный Шекспиром в начале XVII столетия, есть вопрос свободы. Быть или не быть каждый решает сам.

Литература:

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ИТИ Технологии, 2006. — 944 с.
  2. Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 1–4. — 2659 с.
  3. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. — 448 с.
  4. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. 1989. — 608 с.
  5. Бердяев Н. А. О двусмысленности свободы // Мосты. — № 12. — 1966.
Основные термины (генерируются автоматически): свобода, Бог, зло, конечный итог, мир, рациональная свобода, эта.