Медиафилософия и политика | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы политических наук

Опубликовано в

II международная научная конференция «Вопросы политической науки» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 16.06.2016

Статья просмотрена: 422 раза

Библиографическое описание:

Яковлева, Э. В. Медиафилософия и политика / Э. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Вопросы политической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/polit/archive/200/10754/ (дата обращения: 16.11.2024).



Начать хотелось бы с понимания терминов, ведь во многом видение каждого на тот или иной вопрос завит от того, какой смысл он вкладывает в то или иное слово. Впервые термин медиафилософия ввёл в обиход немецкий исследователь Рудольф Фитц в работе «Медиафилософия. Музыка, язык и письмо Фридриха Ницше» (1992) [9]

Предметом медиафилософии является медиареальность, заданная новыми технологиями и включающая человека как условия, средства и цели коммуникации. Основа медиареальности — визуальный образ.

Вот этот образ и является основным инструментом воздействия, транслируя «нужные» образы, идеи и мнения в умы общества закладываются шаблоны, посредством которых происходи управление общественным мнением.

У нас вопросами медиафилософии целенаправленно занимается доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Валерий Владиславович Савчук. По его мнению, «человек находится в медиареальности независимо от своего желания. Нужно осознать, что медиареальность — реальность всех, а не для всех. Медиа не вне нас, медиа внутри нас» [11].

В реалиях настоящего продаются не только товары и услуги, сколько мысли, чувства, образы и стереотипы, скрытые в рекламных щитах. Медиареальность становится практически единственным условием человеческого существования.

Медиареальность это уже не посредник, передающий информацию, это транслятор способный стать мощным полем для развития или подавления новой реальности.

Сначала они захватывают внимание человека, давая возможность почувствовать свою значимость, получить удовольствие и почувствовать все прелести коммуникаций посредством удобных гаджетов, интернета, и полномасштабных онлайн-игр, порой полностью заменяющих реальность, а затем поглощают его целиком. Человек становится заложником, он теряет «своё» лицо, и ориентируется на общепринятые шаблоны, как в поведении, так и в принятии решений.

СМК являются связующим звено в системе государственной информационной политики. В современном обществе власть информации — это ключ к управлению обществом. Непосредственными трансляторами и ретрансляторами политически значимой информации являются СМК. Основными средствами являются интернет, телевидение, радиовещание и печатные издания.

Функции СМИ разнообразны. В каждом современном обществе эти функции в той или иной форме нацелены на реализацию определенных политических целей.

Информационная функция. Является наиболее понятной функцией. Заключатся она в получении и трансляции наиболее важных для населения сведений. Такая информация зачастую переработана, и несет на себе заданный отпечаток.

Образовательная функция. Эта функция проявляется в донесении гражданам новой информации, предполагает систематическое получение знаний и расширяет познавательные возможности личности.

Практически с рождения и на протяжении всей жизни медиареальность окружает и сопровождает человека, он уже не мыслит себя без интернета и телевидения. Которые в свою очередь колоссально влияют на его восприятие действительности. При этом не исключена вероятность формирования атипичного поведения и восприятия реальности.

Функция социализации. Политическая социализация ведет к усвоению политических норм, общественных ценностей и общепринятых норм поведения. Благодаря этой функции личность приходит к социальной адаптации.

Функция критики. Присуща не только масс-медиа. Оппозиция и специализированные институты критикуют сложившуюся систему.

Контрольная функция. Эта функция основывается на силе общественного мнения. Чаще всего именно такой контроль наиболее эффективен, ведь оценивается моральная сторона событий и людей.

Артикуляционная иинтеграционная функции. СМК стремятся к ведению конструктивного диалога между представителями различных общественных групп и деятелей, зачастую с противоположными интересами. Дают возможность публично выражать позицию, находить единомышленников, доносить и представлять обществу свои интересы.

Формирование общественного мнения.Один из излюбленных методов, например: наклеивание ярлыка (позитивного или негативного).

Мобилизационная функция. Заключается в побуждении людей к тем или иным политическим действиям (как и бездействию). Способствует контролируемому вовлечению людей в политику, используя огромный потенциал воздействия на разум, а также чувства людей. Сегодня без радио, газет и телевидения даже образованный человек с трудом сможет ориентироваться в понимании политических процессов. Медиареальность помогает расширить рамки личностного опыта, однако, сквозь собственную призму.

Сложно не согласиться с мнением, что СМК имеют практически неограниченное политическое влияние, которое растет вместе с развитием самих СМК. Это накладывает ответственность на журналиста, и открывает ему широкие возможности манипулирования общественным мнением. Огромную роль играют здесь цели и критерии отбора информации, насколько точно отражаются политические реалии, какие журналист избрал способы и формы подачи. Зачастую СМК транслируют и навязывают один и тот же образ жизни и образ мысли.

Происходит тотальная манипуляция нашим сознанием, по мнению В. В. Савчука. Не «мы используем медиа, а это медиа используют нас». Писал в своей статье Н.Кофыгин [11]. У нас на глазах рождается новый вид творчества, новый вид философствования. На смену классическому философскому рассуждению приходит блог или чат, который наполнен текстом, отзывами, советами коллег, графикой и т. д. И всё это может обсуждаться в режиме on-line со всем миром. Возможность высказывать свое мнение в интернете, общедоступность и возможность получать обратную связь и есть, на наш взгляд, медиафилософия. Подчас комментарии бываю важнее и информативнее послания. Здесь уже важна содержательность идей, способность представить её красочно во всей красе.

Человеческая память носит образно-ассоциативный характер. Поэтому образ запоминается глубже и быстрее, нежели текст. Хотя главное всё же глубина мысли, а не оформление. «Если мысли нет, то никакое медиафилософствование не восполнит пустоту» писал в своей статье Николай Кофырин [11].

На смену традиционным СМИ (газеты, журналы, радио и телевидение) приходят «новые медиа»: интерактивное телевидение, интернет, видеопослания, on-line конференции и прямые трансляции.

Какой будет реальность, особенно хорошо просматривается в «новых медиа».

«Новые медиа» [10] — это «любая медиа продукция, являющаяся интерактивной и распространяемая цифровыми методами» [10].

Эра цифровых технологий формирует иной медиасоциум. Журналисты уже привыкли работать в прямом эфире и виртуальном пространстве. Интерактивность есть непременная составная «новых медиа». Человек уже не просто слушатель, но и участник, от которого зависит исход голосования.

Многое изменилось с наступлением Интернет-эпохи. Все больше людей начинает отдавать предпочтение альтернативному толкованию событий в сети. Соцсети становятся все оперативнее, здесь нет столь жестко фильтрации, в отличие от традиционных СМК. Теперь каждый, способен стать частью информационного потока, для этого не обязательно быть журналистом или телеведущим, достаточно быть в нужном месте. Снять и прокомментировать событие, невольным участником которого ты стал. Практически любой человек может стать создателем «нового СМИ» с точки зрения технологии процесса. Почти у каждого есть либо свой сайт, либо свой блог. Каждый сам себе режиссёр, журналист, редактор и цензор.

Мнение именитых журналистов теперь не вызывает доверия, а вот блоги ревностных правдоискателей находят отклик не только в узком кругу, им больше доверяют. К ним прислушиваются. СМК давно уже стали оружием, превратившись из СМИ в способ массовой манипуляции на поле политических дебатов.

Наше мнение формируется Масс-медиа, и мы даже не замечаем этого. Велика вероятность, что медиареальность постепенно подменит собой подлинную реальность. Классик говорил: «нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». Современное общество становится всё более манипулятивным. Никому не интересна истина, у каждого она своя.

Хотелось бы еще остановиться на излюбленных способах донесения информации в СМК. Например, телевизионные с удовольствием используют прием фрагментарно подачи. В сознании зрителя путается порядок и логика событий, остается лишь эмоциональный след. Авторы расставляют акценты на удобных и нужных моментах, неудобны остаются в тени.

Однако в виртуальном пространстве зарождается новая форма общественной жизни, с которой политикам и СМК приходится считаться. Поэтому, возможно, сейчас мы наблюдаем процесс перехода к новой медиареальности, которая и строиться будет по-новому.

Литература:

  1. Бодрийяр Ж. Реквием по медиа // К критике политической экономии знака. / пер с фр. Д. Кралечкина. — Москва: «Библион — Русская книга», 2004. С. 229–261.
  2. Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. — 140 c
  3. Дебор Ги. Общество спектакля. М. Логос, 2000
  4. Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПб.: Изд-во РХГА, 2013 —338 с.
  5. Рансьер Ж. На краю политического / Пер. с франц. Б. М. Скуратова. — М.: Праксис, 2006.
  6. Саразин Ф. «Mapping the body»: История тела между конструктивизмом, политикой и «опытом»: пер. с нем. // Новое литературное обозрение. — 2005. — N 1(71). — С. 61–76.
  7. Медиафилософия I. Основные проблемы и понятия. / Под. ред. В. В. Савчука. — СПб: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2008. — 346 С. — изд.2-е.
  8. Савчук В. Коммуникант — эпофиномен коммуникации // Медиафилософия VII. Способы анализа медиареальности. / Под редакцией В. В. Савчука, М. А. Степанова. — СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2011. С. 40–50.
  9. Савчук В. Философия эпохи новых медиа / Вопросы философии, № 10, Октябрь 2012, C. 33–42
  10. Антология медиафилософии / Редактор-составитель В. В. Савчук. — СПб., 2013. //http://www.rfh.ru/downloads/Books/134393013.pdf
  11. Медиафилософия будущего./ Николай Кофыгин. 2013г http://maxpark.com/community/politic/content/2280665
  12. Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. Материалы международной научной конференции «Медиа как предмет философии». Библиотека журнала «ИНТЕЛРОС»http://www.intelros.ru/readroom/2974-mediafilosofija.-osnovnye-problemy-i.html
Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, медиа, современное общество, виртуальное пространство, журналист, интернет, мнение, уж, функция.