Изученность проблемы социально-психологической оценки коллектива в психологии труда, педагогике и социальной психологии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, ноябрь 2013)

Дата публикации: 15.09.2013

Статья просмотрена: 1046 раз

Библиографическое описание:

Поляков, С. А. Изученность проблемы социально-психологической оценки коллектива в психологии труда, педагогике и социальной психологии / С. А. Поляков. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 64-72. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4194/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проанализированы отдельные источники информации по теме диссертационного исследования, рассмотрен и проанализирован ряд диссертационных исследований по проблематике социально-психологической оценки коллективов.

Ключевые слова:деятельность, малая группа, коллектив, личность, социально-психологическая оценка.

Separate sources of information on a subject of scientific research are analysed, is considered and analysed some scientific researches on a perspective of a social and psychological assessment of collectives.

Keywords:activity, small group, collective, personality, social and psychological assessment.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Коменский Я. А. (1592–1670), педагог

Фактически любой вид деятельности человека строится на коллективных началах. Что говорить о человеке≤ В романе Толстого Л. Н. «Война и мир» пролегала линия ассоциаций схожести коллективного образа жизни у пчёл и человека. В зоопсихологии существует изменённый термин «социальные насекомые» (с современной финской поправкой от «общественных насекомых») [11, с. 559–564] — группа насекомых, отличающаяся общественным образом жизни (муравьи, осы, пчёлы, термиты, шмели и некоторые другие): «…копии человеческого общества или государства» [10, с. 311]. С одной стороны, примитивный коллектив насекомых имеет ту же иерархическую структуру ноосферы. Конечно, в этой статье, говорить автор будет исключительно о людях, а точнее — об оценке коллектива, человеческого трудового коллектива.

Трудовой коллектив с позиции менеджмента трактуется так: «Группа трудящихся людей, объединённых общей работой, интересами и целями» [2, с. 56]. Также коллектив определяется как: «Малая группа, достигшая высшего уровня развития своей жизнедеятельности. Коллектив характеризуется обычно единством направленности, организованностью, подготовленностью его членов к данной деятельности, высоким уровнем их мотивации и т. п. В советской психологии термин коллектив обычно имел политическую окраску и использовался обычно применительно к трудовым группам или группам учащихся, обладающим соответствующими характеристиками в условиях так называемого социалистического сообщества» [8, с.186–187].

Теперь особенно актуальна становится изученность проблемы социально-психологической оценки трудового коллектива, от которой напрямую зависят: эффективность и качество работы, производительность труда. Эту проблему представляется возможным рассматривать с позиции современного менеджмента, управления персоналом, анализу и профессиональному отбору кадров в специальные службы органов государственной безопасности. В том числе, наиболее выразительные эмоциональные состояния контактного коллектива (малой группы) являются отражением эмоциогенных ситуаций, происходящей как внутри сформированной группы в целом, так и микрогруппах составляющих его целостность, все эти факторы обусловлены условиями жизнедеятельности и труда группы людей. Поэтому изучение эмоциональных отношений членов коллектива с точки зрения коллективной деятельности представляется весьма актуальным.

Каково же состояние изученности проблемы работы и слаженности коллектива с позиции его социально-психологической оценки на сегодняшний день≤ Автором было проанализировано некоторое количество научной литературы, учебных пособий, методических рекомендаций и диссертаций (кандидатских и докторских). Особый интерес у специалистов могут вызвать внутренние служебные документы и приказы (по конкретному изучаемому структурному подразделению — трудовому коллективу, ведомству), в коих регламентируются и раскрываются необходимые и важные качества личности для выполнения служебных задач.

Данная тема уже рассматривалась с различных точек зрения у многих авторов в различных изданиях, но стоит учитывать недостаточную полноту исследований, посвященных этой тематике. В этом и состоит проблема исследования. Этой тематикой занимались исследователи: Афанасьева Т.А, Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Влияние психологического климата на другие групповые процессы психики в совместной коллективной деятельности, психологи, к примеру, Ольшанский В. Б. рассматривают социально-психологический климат как свойство коллектива, расположенное рядом с такими, как подготовленность, направленность, организованность, результативность. В. Ольшанский писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера — все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворённость и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом» [4, с. 5]

Американский психолог-исследователь Рендэл Б. Д. в своей работе описывал основные составляющие характеристики труда, а также их измерение. Результаты были получены на выборке конторских служащих одной из промышленных корпораций. И были представлены шесть показателей:

-          обратная связь;

-          значимость задач;

-          разнообразие задач;

-          сходство задач;

-          независимость;

-          удовлетворённость трудом.

Из результатов эксперимента гипотетические составляющие (переменные) — «независимость» и «разнообразие задач» плохо эмпирически дифференцировались. Авторами подмечено: «Возможно, если обратиться к анализу труда лиц более низкой квалификации в то же организации, число составляющих в пространстве характеристик труда изменится» [3, с. 86].

Актуальным вопросом психологов США остаётся проблема разработки методов рабочей нагрузки. Прежде всего, это связано с всеобщей компьютеризацией по всему миру. Проведение соответствующих расчётов по нагрузке обычная проблема — это совместимость персонала и его оценка на профпригодность. Американским учёным Дональдом Л. Парксом освещены проблемы разработки и внедрения электронных систем отображения и контроля информации, а именно — проблема «гибкости» — то есть автоматическая подстройка системы анализа под складывающуюся картину трудового коллектива. Эффективность связки в системе — «человек-машина» и риск «человеческого фактора», то есть ошибки — это качественное улучшение информации и сокращение количества звеньев измерительных приборов (элементов системы) для анализа. Это интерпретация хорошо известного принципа взята из механики — чем меньше промежуточных передаточных звеньев и узлов в машине — тем эффективнее работает вся система в целом. Как автор считает сам: «Анализ рабочих нагрузок позволяет решать множество задач… …он служит основой для выявления возможных проблем, связанных с интенсивностью работы» [3, с. 115]. Это особенно важно в коллективах, исполняющих действия — не прощающие ошибки, как человеческого фактора: военная сфера (защита от внешнего и внутреннего противника), сфера безопасности жизнедеятельности, опасные производства (к примеру — на АЭС).

Вопрос работы в команде раскрывается в работах доктора психологических наук Стрелкова Ю. К., в одной из своих книг он коснулся проблемы совместной деятельности операторской команды, в частности — военной и гражданской авиации. В вопросах работы команды и совместной деятельности Стрелков Ю. К. раскрыл понятие «взаимодействие», и то из каких структурных элементов может состоять этот процесс. Таким образом, под взаимодействием подразумевается:

-          распределение функций и обязанностей;

-          обмен действиями, выполняемыми последовательно, параллельно или как-то иначе;

-          взаимоотношение, взаимосвязь либо взаимовлияние, которое проявляется в изменении каждого из участников, в их функциональной перестройке;

-          совместная деятельность.

Можно выделить вывод в этой работе Стрелкова Ю. К.: «Людей объединяет единая цель, группу отличает сплочённость, готовность пренебречь своими интересами, своим благополучием ради другого. Сплочённая группа будет стоять за своего члена в трудную для него минуту, окажет ему поддержку словом и делом. Отношения между людьми в идеальной группе, социально-психологический климат характеризуются оптимистической стрессоустойчивостью. Это означает, что, несмотря на спады, столкновения, разрывы в отношениях между людьми в коллективе имеются резервы, позволяющие преодолеть трудности. В производственных межличностных отношениях такими резервами становятся видение членами групп положительной перспективы, демократические отношения по вертикали и горизонтали, развитие профессионалов и реальные достижения коллектива» [9, с. 198]. Сплочение группы, особенно на начальной стадии её формирования — всегда болезненный в массе процесс, который не всегда бывает успешным, имеет место столкновение различных интересов. В том числе изучение динамики развития внутригрупповых отношений — отношений каждого члена малой группы к себе и к другим оценивается только путём постоянного контакта с группой и мониторинга её состояний — выявление положительного и отрицательного лидерства, ведущих и ведомых, слабых и сильных членов группы. В этой области стоит отметить работы Анцупова А. Я. в соавторстве с Ковалёвым В. В., где были предложены методики проведения, а также последующей обработки и анализа результатов социально-психологической оценки персонала — на примере оценки персонала современных организаций (фирм, корпораций и т. п.). Методика апробирована на реально существующих спортивных, творческих коллективах, в том числе и военной направленности (Академический Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, г. Москва), множество примеров применения модульного социотеста Анцупова А. Я. основаны на возможности его применения в воинских частях и других подразделениях вооружённых сил и специальных служб России. Особенно интересным в этих методиках, в рамках социально-психологической оценки коллектива представляется оценка качества управления трудовым коллективом: «Руководители не могут оказывать достаточно эффективного влияния на социально-психологический климат, не имея адекватного представления о нём. Модульный социотест позволяет определить, насколько точно руководитель представляет состояние неформальной структуры в возглавляемом им коллективе» [1, с. 282]. Фактически авторами предложен вариант анонимного перекрёстного опроса о состоянии микроклимата в группе, отношения её членов друг к другу и руководству, степени влияния управленческих решений на деятельность всей группы в целом. Применительно к диссертационному исследованию автора этой статьи — предполагается использовать именно эти методики с целью перевода их для диагностики коллектива, исполняющего специфические функции в специальных службах органов государственной безопасности.

В диссертационных исследованиях на соискание ученой степени кандидата психологических наук можно выделить работы следующих авторов:

1.                  Печенкова Е. А. в диссертационном исследовании «Динамика психических состояний в профессиональной деятельности сотрудников ОВД» рассматривала психологическую профилактику и регуляцию психических состояний сотрудников ОВД при исполнении ими своих служебных обязанностей, в том числе в различающихся ситуациях профессиональной деятельности. Основное внимание автор сосредоточила на раскрытии в интересах службы и применению внутренних резервов психики сотрудника ОВД. Тема исследования особо актуальна для различного рода силовых ведомств, специальных служб, органов государственной безопасности. Нельзя не согласиться с автором, что разработка средств и методов исследования динамики психических состояний представляет достаточный научный интерес в эмпирическом и прикладном отношениях. Работа является достаточно свежей и имеет ряд интересных современных идей. Однако стоит отметить момент — гипотеза исследования имеет трактовку, настолько очевидную, что сами результаты исследования уже в ней и звучат: «Психические состояния сотрудников органов внутренних дел во многом определяются спецификой профессиональной деятельности» [5, с. 5]. Таким же образом выглядит и новизна исследования. Но это лишь отражает причинно-следственную связь в психических процессах коллективов. Получается, что автор подошла к этому вопросу с научной стороны доказательства «аксиомы». С другой стороны, автор попыталась провести экспериментальную часть, уже играя на резкой смене психических состояний. И тут, несмотря на небольшую выборку (основных 130, а всего 280 респондентов), был поднят вопрос измерения стрессоустойчивости сотрудников. К сожалению, точка бифуркации в психических состояниях испытуемых определялась в форме прямого контакта с респондентом — вопрос-ответ: «…использовалась методика А. О. Прохорова. Сотрудникам ОВД различных подразделений был задан вопрос: «Какие состояния наиболее часто Вы испытываете в профессиональной деятельности≤» [5, с. 11]. Что, в целом, вызывает сомнения в действительной точности верификации полученных эмпирических данных. Собственно, не имеется гарантий адекватной оценки психического состояния испытуемыми самих себя.

2.                  Путивцев П. В. на защите диссертации предложил схожую по направлению исследований тематику «Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля». Автору этой статьи удалось лично присутствовать на защите диссертационного исследования в СГА г. Москва, что позволило более глубоко проникнуть в суть разработки, тем более что тема перекликается с темой автора и рассматривается с иной позиции — с позиции структуры Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) с упором именно на «надёжность» сотрудников. В диссертации сделан акцент на критический характер оборота наркотиков в нашей стране — и предложены пути решения этих вопросов. В частности, автор разработал и предложил систему психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников ФСКН — то есть — решена научная задача исследования по выявлению особенностей психологической оценки надёжности работников органов наркоконтроля, выявлены компоненты надёжности (индивидная, деятельностная, личностная, коллективная, профессиональная, функциональная, моральная, структурная, психологическая, компонентная, надёжность боевых смен, профессионально-значимые качества, субъективный опыт). Выборка исследования составила 1100 респондентов. В результате констатирующего эксперимента к оценочным параметрам автор отнёс: мотивацию профессионального совершенствования, удовлетворённость профессиональным ростом, личностные особенности. Также установлен основной критерий профессиональной надёжности сотрудников ФСКН — результативность оперативно-служебной деятельности. На проходящей защите, Путивцеву П. В. было задано множество вопросов по тематике исследования, однако нельзя не отметить озабоченность диссертационного совета чрезмерной перегруженности работы математическими данными. В том числе вызывает серьёзное сомнение выведенная автором диссертации формула для расчёта «надёжности» — она включает в себя огромное количество переменных, степеней, кратностей и абсолютно неприменима для обычных специалистов, скажем кадровой политики. Математическая достоверность сомнений не вызывает в результате проверки работы, однако объяснить, как именно работает формула крайне затруднительно: «В общем виде по формуле психологическая оценка профессиональной надёжности кандидатов представлена как система, состоящая из профессионально-психологических способностей и коммуникативных качеств» [6, с. 19]. Как вывод — работа выглядит неоконченной, о чём собственно и говорит сам автор в заключении, однако материалы исследований вполне допустимо применить и в иных исследованиях, в частности в исследовании социально-психологической оценки профессиональной деятельности.

В диссертационных исследованиях на соискание учёной степени доктора психологических наук:

1.                  Савченко И. С. в своём исследовании «Социально-психологическая теория профессиональной дисциплины парламентской деятельности» рассматривал парламентскую деятельность в России и несоответствие подготовки многих депутатов для решения ими современных политических задач. Эта работа достаточно смело проводит линию социальной и психологической оценки деятельности современных политических работников: «Важным следует считать установление профессионального порядка оценки состояния профессиональной дисциплины парламентской деятельности, согласно которому во внимание принимаются, прежде всего, достоверные маркеры, критерии: индивидуальные и групповые навыки профессиональной дисциплинированности, организованность профессиональной подготовки парламентариев и их защищенность» [7, с. 41].

Как видно из вышеперечисленных научных трудов — имеет место быть перекличка между исследованиями как отечественных, так и зарубежных авторов, даже при отсутствии очевидных заимствований, например, американского учёного Рендэла Б. Д. и диссертационное исследование Путивцева П. В., а также многие другие авторы. Из этого можно сделать вывод, что исследование и изучение параметров оценки коллективов — на базе наличествующих на сегодняшний день знания об основных составляющих и характеристиках трудовой деятельности остаются недостаточными и требуются дополнительные усилия для их теоретического осмысления. В частности — из всех изученных автором на сегодняшний день работ в области социально-психологической оценки малых групп — становится очевидным то факт, что универсальной методики для проведения соответствующих оценок коллективов не существует и в принципе невозможна — что требует интегрировать в каждый особенный трудовой коллектив — свои новые, соответствующие выполняемым задачам методики. Всё это открывает обширное поля для работы психологов, педагогов и управления кадровыми ресурсами.

Литература:

1.                  Анцупов А. Я., Ковалёв В. В. Социально-психологическая оценка персонала: уч. пособие. — 3-е изд. М.: Юнити-Дана, 2013. — 391 с.

2.                  Вачугов Д. Д. Основы менеджмента. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2005. — 376 с.

3.                  Леонова А. Б., Чернышёва О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: хрестоматия / пер. Стрелков Юрий Константинович. — М.: Радикс, 1995. — 446 с.

4.                  Парыгин Б. Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Парыгин Борис Дмитриевич. — Л.: Наука, 1981. — 192 с.

5.                  Печенкова Е. А. Динамика психических состояний в профессиональной деятельности сотрудников ОВД: автореф. дис. … канд. психолог. наук: 19.00.03 / Печенкова Елена Анатольевна. — М.: НИиРИО МосУ МВД России, 2012. — 23 с.

6.                  Путивцев П. В. Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля: автореф. дис. … канд. психолог. наук: 19.00.03 / Путивцев Павел Викторович — М.: Спутник, 2013. — 33 с.

7.                  Савченко И. С. Социально-психологическая теория профессиональной дисциплины парламентской деятельности: автореф. дис. … д-ра психолог. наук: 19.00.05 / Савченко Иван Сергеевич. — М.: РГСУ, 2007. — 46 с.

8.                  Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь / Свенцицкий Анатолий Леонидович. — М.: Проспект, 2009. — 512 с.

9.                  Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Стрелков Юрий Константинович. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 360 с.

10.              Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» /. — 3-е изд. — М.: Психология, 2001. –464 с.

11.              Costa James T., Terrence D. Fitzgerald. Social terminology revisited: Where are we ten years later≤ / Costa J. T., Fitzgerald T. D. // Annales Zoologici Fennici. — 2005. — № 42. — С. 559–564.

Основные термины (генерируются автоматически): автор, трудовой коллектив, малая группа, профессиональная деятельность, социально-психологическая оценка, государственная безопасность, коллектив, парламентская деятельность, психологическая оценка, социально-психологический климат.

Похожие статьи

Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы

Некоторые аспекты изучения лексических инноваций в современной лингвистике и психолингвистике

Некоторые аспекты изучения лексических инноваций в современной лингвистике и психолингвистике

Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку

О сущности формирования социально-педагогической компетентности у будущих учителей-логопедов в процессе педагогической практики

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии

Метод моделирования в реализации преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях

Похожие статьи

Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы

Некоторые аспекты изучения лексических инноваций в современной лингвистике и психолингвистике

Некоторые аспекты изучения лексических инноваций в современной лингвистике и психолингвистике

Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку

О сущности формирования социально-педагогической компетентности у будущих учителей-логопедов в процессе педагогической практики

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии

Метод моделирования в реализации преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях