О взаимосвязи эмоционального выгорания и профессиональной мотивации врачей общего профиля | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Прикладная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, ноябрь 2013)

Дата публикации: 14.10.2013

Статья просмотрена: 1972 раза

Библиографическое описание:

Туран, Н. К. О взаимосвязи эмоционального выгорания и профессиональной мотивации врачей общего профиля / Н. К. Туран. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 104-108. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4305/ (дата обращения: 18.12.2024).

В работе представлены результаты исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и профессиональной мотивации у врачей общего профиля.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, эмоциональное выгорание,психологические аспекты деятельности врача.

Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимало умы еще древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце ХIX в., а в начале ХХ в. известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого феномена ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация» [3, 4].

С профессиональной деформацией личности связана такая проблема, как эмоциональное выгорание, которая начала осваиваться психологической наукой сравнительно недавно, но ее изучение развивается быстрыми темпами.

Понятие «синдром эмоционального выгорания» впервые было введено в психологическую науку в 1974 году американским психиатром Фрейденбергером. Он описал феномен и дал ему название «burnout” (выгорание) для того, чтобы характеризовать психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [2].

В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Синдром «эмоционального выгорания» некоторые авторы (Е. Махер, К. Кондо) рассматривают как разновидность стресса, где клиенты социальных служб выступают в качестве стрессогенных факторов. Однако другие исследователи не отождествляют эффекты выгорания и профессиональные стрессы, рассматривая «эмоциональное выгорание» не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов (С. Маслач, А. Г. Абрумова, В. В. Бойко).

Согласно описанию Кори (1986) и Найсберг-Фенниг (1991), «выгорание»выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще [1].

Анализ конкретных исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности (объективные факторы) и индивидуальные характеристики самих профессионалов (субъективные факторы). Некоторые авторы выделяют и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные [1, 5].

Одним из факторов, сопряженных с протеканием СЭВ, является профессиональная мотивация. Изучение мотивации имеет продолжительную историю. Впервые термин «мотивация» употребил в одной из статей философ Артур Шопенгауэр. Проблема изучения мотивов и мотивации поведения — одна из стержневых и наиболее трудных в современной психологии.

В отечественной психологии мотивы рассматриваются в связи с изучением структуры человеческой деятельности и сознания [6]. Один из наиболее фундаментальных подходов, посвященных мотивации в отечественной психологии, — теория деятельности, разработанная С. Л. Рубенштейном и А. Н. Леонтьевым на основе трудов Выготского.

В сфере управления персоналом в зарубежной психологии различают две группы теорий мотивации — содержательные (теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клеланда и др.) и процессуальные (Виктора Врума, Дж. Стейси Адамса, Лаймана Портера и Эдварда Лоулера и др.).

В содержательных теориях мотивации выделяют внутренние и внешние побуждения (связанные с естественными и социальными потребностями) человека к определенному поведению.

В процессуальных теориях рассматривается временная динамика активности человека, распределение им усилий для достижения конкретных целей, причины и условия выбора путей достижения. Методологическими основаниями первых чаще выступают положения гуманистической, экзистенциальной психологии. Во второй группе теорий содержание и процессы мотивации экспериментально и более строго рассматриваются в русле гештальтпсихологии, бихевиоризма и когнитивной психологии [6].

Профессия врача — одна из наиболее древних и социальноценных. Потребность в существовании врача возникла в незапамятные времена и по сей день является актуальной, ведь здоровье — одна из главных социальных и экономических ценностей человека. Характер физической и психической нагрузки врача изобилует стрессогенными факторами, вызывающими психическую и физическую напряженность.

Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования.

Диагностика синдрома эмоционального выгорания по методике В. В. Бойко показала, что у испытуемых складываются две фазы эмоционального выгорания: напряжение и резистенция, а также присутствует высокий уровень выраженности симптома неадекватного эмоционального избирательного реагирования. Согласно данным теста MBI, преобладающий симптом синдрома эмоционального выгорания у докторов — редукция личных достижений, чуть менее выражено эмоциональное истощение, а наименее сложившийся симптом — деперсонализация.

Диагностика профессиональной мотивации дала следующие результаты: у респондентов преобладает мотивация избегания неудач, несколько меньше выражена мотивация достижения успеха, что было выявлено благодаря методикам Т. Элерса. Кроме того, согласно опроснику Мильмана, преобладающим уровнем направленности мотивации является общежитейский, средне выражен уровень рабочий профиль.

Для выявления взаимосвязи между эмоциональным выгоранием и профессиональной мотивацией у врачей общего профиля нами были использованы методы математико-статистической обработки для вычисления первичных статистик и корреляционный анализ, осуществлявшийся по критерию Пирсона. Корреляционный анализ Пирсона был проведен при уровне значимости результатов 0,05, при котором величина теоретического критерия Пирсона равна 0,413. По итогам чего были обнаружены значимые взаимосвязи.

Значимые корреляции присутствуют между следующими признаками: отрицательная связи в плеядах «мотивация успеха (Т. Элерс) и социальная статуса (Мидьман)» (r>-0,56, p <0,05) и «Редукция профессиональных обязанностей (Бойко) и «Жизнеобеспечение» (Мильман) (r>-0,54, p <0,05). Возможно, при отрицательной взаимосвязи мотивации достижения и социального статуса, продуктивность деятельности и степень ее активности в большей степени зависят от ориентации на мнение окружающих людей, меньшей активности и инициативности.

Положительные взаимосвязи обнаружены внутри методики диагностики СЭВ Бойко в таких плеядах, как «истощение и деперсонализация», «истощение и психосоматические и психовегетативные нарушения», «деперсонализация и отстраненность», «деперсонализация и психосоматические и психовегетативные нарушения» (r>0, 57, p <0,05), «Переживание психотравмирующих обстоятельств и психосоматические и психовегетативные нарушения» (r>0,54, p <0,05). Кроме того, обнаружена взаимосвязь резистенции с расширение сферы экономии эмоций и с деперсонализацией.

Следовательно, обнаруживается связь между переживанием обстоятельств, причиняющих эмоциональный дискомфорт и возникновением психосоматических заболеваний. Первая фаза синдрома выгорания сопряжена со снижением эмоциональных реакций как на любые события личной и профессиональной жизни; возрастает циничность и эмоциональная холодность, т. е. деперсонализация. Как указывал Фрейденбергер, данный феномен можно объяснить как действие психологических защитных механизмов в форме частичного или полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия. Так подсознание индивида старается сохранить относительное постоянство психической жизни и минимизировать ущерб, наносимый профессиональными реалиям и людям склонным к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, неустойчивым, мечтательным, одержимым навязчивыми идеями.

Кроме того, в период формирования таких фаз СЭВ как напряжение и резистенция у медицинских работников изменяется восприятие своих профессиональных обязанностей, что отражается на всех сферах жизни. Диагностика мотивации с помощью опросника В.Мидьмана выявила преобладание мотива жизнеобеспечения, что характеризует поведение, мотивированное потребностью в высоком заработке и материальном вознаграждении, желании иметь работу, приносящую большую выгоду и дополнительные льготы, позволяющие обеспечить семью.

Возникновение циничности, душевной черствости и раздражительности, нетерпимости по отношению к больным (деперсонализация), возникновение в процессе профессиональной деятельности разного психосоматических расстройств связано не только с фазой истощения (r>0,53, p <0,05), но и с деперсонализацией (r>0,6, p <0,05). Кроме того, деперсонализация коррелирует с другим симптомом СЭВ — отстраненностью (r>0,47, p <0,05), которая может быть защитной эмоциональной реакцией на специфику врачебной деятельности.

Итак, нами проведено исследование, целью которого было выявление взаимосвязи эмоционального выгорания и профессиональной мотивации у врачей общего профиля. Полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи между эмоциональным выгоранием и мотивацией, а также о важности дальнейшего изучения синдрома выгорания.

Полученные результаты будут интересны и полезны психологам в профессиональной деятельности, т. к. зная мотивационные профили личности клиента и уровень выраженности эмоционального выгорания, психолог может помочь выстроить более конструктивное отношение клиента к его профессиональной деятельности, тем самым уменьшив эмоциональное истощение врача.

Литература:

1.                 Бусовикова О.П, Мартынова Т. Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов — Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 410 с. ISBN 5–202–00661–6

2.                 Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

3.                 Кузьмина Ю. М. Профессиональная деформация как негативное явление // Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kemrsl.ru

4.                 Маркова А. К. Психология профессионализма. [Текст] / А. К. Маркова. — М., 1996.

5.                 Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. — № 3. — 2001.

6.                 Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. [Текст] / В. А. Толочек. — СПб.: Питер, 2005. — 479 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность, деперсонализация, общий профиль, MBI, выявление взаимосвязи, корреляционный анализ, отечественная психология, психологическая наука.

Ключевые слова

профессиональная мотивация, эмоциональное выгорание, психологические аспекты деятельности врача., психологические аспекты деятельности врача

Похожие статьи

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Формирование профессиональной мотивации студентов-биологов педагогического университета

В статье приведены и проанализированы результаты исследования мотивационной сферы будущих учителей биологии в процессе становления их профессиональной компетентности, предложены пути формирования профессиональной мотивации студентов-биологов.

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...

Синдром выгорания у руководителей и его влияние на профессиональную деятельность

В статье рассматриваются проблемы синдрома выгорания, а также описываются различия между профессиональным и эмоциональным выгоранием. В статье приводятся результаты исследования, целью которого является эмпирическое изучение влияния на профессиональн...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Пути снижения профессионального выгорания у сотрудников пограничного контроля

В статье представлен теоретический анализ проблемы профессионального выгорания. Рассматриваются пути снижения профессионального выгорания у сотрудников пограничного контроля.

Прогностические аспекты повышения у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре

В статье рассматривается роль формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре студентов, социально-экономическая функция физического воспитания в средней и высшей школе.

Эмпирическое исследование особенностей переживания эмоционального выгорания и одиночества мужчин и женщин

Статья посвящена вопросу гендерных различий в переживании эмоционального выгорания и одиночества. Представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания и одиночества среди мужчин и женщин. Результаты исследования отразили, что м...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Похожие статьи

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Формирование профессиональной мотивации студентов-биологов педагогического университета

В статье приведены и проанализированы результаты исследования мотивационной сферы будущих учителей биологии в процессе становления их профессиональной компетентности, предложены пути формирования профессиональной мотивации студентов-биологов.

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...

Синдром выгорания у руководителей и его влияние на профессиональную деятельность

В статье рассматриваются проблемы синдрома выгорания, а также описываются различия между профессиональным и эмоциональным выгоранием. В статье приводятся результаты исследования, целью которого является эмпирическое изучение влияния на профессиональн...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Пути снижения профессионального выгорания у сотрудников пограничного контроля

В статье представлен теоретический анализ проблемы профессионального выгорания. Рассматриваются пути снижения профессионального выгорания у сотрудников пограничного контроля.

Прогностические аспекты повышения у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре

В статье рассматривается роль формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре студентов, социально-экономическая функция физического воспитания в средней и высшей школе.

Эмпирическое исследование особенностей переживания эмоционального выгорания и одиночества мужчин и женщин

Статья посвящена вопросу гендерных различий в переживании эмоционального выгорания и одиночества. Представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания и одиночества среди мужчин и женщин. Результаты исследования отразили, что м...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...