Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Автор: Мелешко Татьяна Борисовна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
Дата публикации: 26.10.2013
Статья просмотрена: 3357 раз
Библиографическое описание:
Мелешко, Т. Б. Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / Т. Б. Мелешко. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 34-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4351/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последние годы многие говорят о проблеме детской агрессивности. Замечен рост агрессивных тенденций в обществе. По многим причинам, таким как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана и т. д., можно наблюдать повышенную агрессивность взрослых, что не может не отразиться и на агрессивности детей.
Педагогика ненасилия проповедует обратить внимание на проблему детской агрессии как можно в более раннем возрасте, еще с детского сада. Главное в преодолении агрессии самому педагогу встать в позиции ненасилия, исключить всякое проявление агрессии, раздражительности, неудовольствия.
Так же стоит заметить, что агрессивное поведение в детском возрасте совершенно неизбежно. Агрессия является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. С возрастом человек трансформирует свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т. е. у нормальных людей происходит социализация агрессии. Важно отметить, что взрослым нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия — это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии или перейти в психосоматическое расстройство (Бютнер К., 1991).
Психологи придают значение различным факторам формирования и развития агрессивности в детском возрасте:
1) биологические, генетические и биохимические факторы;
2) фактор пола;
3) социокультурный фактор;
4) особенности межличностных отношений ребенка в семье;
5) положение ребенка в системе межличностных связей группе детского сада;
6) внутриличностные факторы;
7) стиль воспитательных воздействий взрослых;
8) СМИ, телевидение, компьютерные игры и агрессия.
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.
Можно выделить три основных источника деструктивного поведения у детей дошкольного возраста (Ермолаева М.В., 2007):
1. Чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируется базовое чувство доверия к миру и людям и безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. В первую очередь на то влияет душевное состояние матери во время беременности и после родов. Ребенок воспринимает себя и мать как одно целое и наполняется теми же чувствами, которые испытывает его мать. Также на отношение к миру влияет проявление родителями к ребенку безусловной любви либо отсутствие таковой. Не стоит забыть также о ссорах между взрослыми травмирующими психику детей. Любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.
2. Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей. В определенных ситуациях родители вынуждены запрещать ребенку вести себя определенным образом. Здесь родителям нужно научиться грамотно устанавливать запреты, и в случае необходимости применять наказания. А так же важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.
3. Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности. Ребенок устанавливает личные границы, обретает независимость и самостоятельность. Родители должны предоставлять ребенку разумную свободу и независимость, но в тоже время дети не должны ощущать себя заброшенными, ребенок должен знать, что в случае необходимости родители всегда окажут нужную поддержку и помощь.
В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.
Это обусловливает актуальность изучения проблемы агрессивности у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства — возрастного периода первоначального формирования личности ребенка.
Задачей проведенного нами констатирующего эксперимента является изучение уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное изучение агрессивности детей старшего дошкольного возраста проходило в 2012–2013 годах на базе МБДОУ «Детский сад № 24» г. Рязани. Всего в исследовании приняло участие 48 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до7 лет. При изучении проявления и степени агрессивности применялись различные методы диагностики: анкета для воспитателей подготовительных групп «критерии агрессивности у ребенка по Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М».; проективная методика «Несуществующее животное»; проективная методика «Кактус».
В ходе психолого-педагогического изучения агрессивности нами учитывались следующие данные: наличие агрессивности, уровень агрессивности.
При подведении итогов констатирующего эксперимента мы получили следующие данные: количество детей с высоким уровнем агрессивности составило10,4 %; со средним — 39,6 %; с низким — 50 %. По результатам исследования, очевидно, что все испытуемые продемонстрировали наличие агрессивности, при этом у 50 % испытуемых она имеет среднюю и сильную степень выраженности.
В содержании формирующего эксперимента мы использовали следующие направления в коррекционной работе по снижению уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста: оказание родителям и воспитателям консультативной и научно-методической помощи с использованием индивидуальных и коллективных форм работы; организация работы с детьми по использованию инновационных коррекционных технологий по снижению агрессивного поведения — беседа с элементами ролевых игр (дать детям основные понятия о хорошем и плохом, научить детей доступным бесконфликтным способам взаимодействия с окружающим миром); подвижные игры (научить снять накопившееся напряжение, обучение эффективным способам общение, умению играть по правилам); изотерапия (создание положительных эмоций и развитие позитивного самовосприятия); рефлексия (развитие умения выражать свои мысли и чувства словами);
В качестве показателей результативности проведенной работы по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста были использованы те же диагностические средства, что и в констатирующем эксперименте.
Каличественно-качественный анализ результатов контрольного эксперимента, привел к заключению, что комплекс занятий и мероприятий направленный на снижение уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста являются продуктивными. Полученные результаты интерпретируются следующим образом: число детей, имеющих высокий уровень агрессивности уменьшилось с 10,4 до 2 %; количество детей со средним уровнем агрессивности сократилось с 39,6 до 23 %; с низким уровнем агрессивности количество детей возросло с 50 до 73 %.По итогам проведения формирующего и контрольного эксперимента мы получили следующие данные (рис. 1):
Рис. 1 Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Сравнение экспертных оценок до и после проведения эксперимента свидетельствует о положительной динамике. Однако, в силу того, что работа по коррекции агрессивного поведения проводилась в непродолжительные сроки, по интерпретации методик уровень агрессивности остался на высоком уровне.
Таким образом, в ходе нашего исследования установлена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих результативность работы по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста; оказание родителя и воспитателям консультативной и научно-методической помощи в с использованием индивидуальных и групповых форм работы.
В заключение можно сказать, что большую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения — в сторону развития или деградации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции является одной из актуальных задач современной психологической науки.
Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей; у определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. В связи с важностью гуманизации и демократизации всей системы образования, в том числе и общественного дошкольного воспитания, насущной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие, кооперативность.
Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве (Данилова Е. Е. М., 1987). Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.
Переход ребенка из детского сада в школу влечет за собой смену социальной ситуации развития. Умение налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в учебе — важный показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении, в частности — для детей с проявлениями агрессивности, благоприятных условий перехода на новую социальную позицию — позицию школьника, путем формирования у них позитивных установок в общении.
Литература:
1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми- М.: Педагогика,1991
2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Онлайн библиотека. www.koob.ru
3. Данилова Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. — М., 1998.
4. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
5. Дубровина И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
6. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.М.: Издательство: Академия, 2003 г.
7. Дилео Джон. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
8. Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. Пособие -М.: издательство московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «Модек»,2008.