Я-концепция творческого саморазвития педагога
Автор: Дробышева Оксана Александровна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Дата публикации: 06.11.2013
Статья просмотрена: 6156 раз
Библиографическое описание:
Дробышева, О. А. Я-концепция творческого саморазвития педагога / О. А. Дробышева. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 127-131. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4437/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образованность и профессиональная компетентность педагога сегодня — это не только владение основами профессиональных знаний, но и умение ориентироваться в потоке научной информации, анализировать новые педагогические системы обучения, альтернативные и вариативные программы, адаптировать эффективный педагогический опыт. Для труда педагога специфично возникновение ситуаций, которые требуют мгновенного анализа, умения предвидеть, творческого подхода в выборе способов достижения нужных результатов.
Поэтому всестороння теоретическая разработка вопросов формирования творчески активной личности будущего педагога в условиях высшего и среднего профессионального образования является особенно актуальной.
Творческий потенциал,являясь системным качеством личности будущего специалиста, может быть оптимально сформирован в условиях специальной программы профессионально-творческого обучения, обогащенной творческой среды на основе включения широкого спектра различных эвристических задач; психолого-педагогической поддержки и содействия студентам в приобретении творческого опыта; создания определенного благоприятного психологического микроклимата; профессионального образца креативного поведения педагогов. Речь идет о педагоге-исследователе. Это категория талантливых, высокого уровня педагогического мастерства учителей. У педагогов этой категории собственная оригинальная педагогическая концепция, которая имеет научную новизну и практическую значимость и, кроме того, привлекательна для определенного числа учителей-коллег, ведущих с ним и под его непосредственным руководством экспериментально-исследовательскую работу, разрабатывая и творчески развивая концептуально и практически значимые педагогические идеи. Характерно, что учитель-исследователь имеет оригинальную собственную систему учебно-воспитательной работы, его ученики успешны и поступают в престижные вузы, они часто являются победителями республиканских конкурсов, олимпиад, соревнований.
Учитель-исследователь обладает ярко выраженными склонностями и способностями к творческой, исследовательской деятельности. Он владеет методологической культурой, способностью видеть и активно решать актуальные педагогические проблемы. Для его учебно-воспитательной работы характерен творческий подход к делу, постоянные поиски новых, резервных возможностей для повышения эффективности и качества педагогического труда, для развития творческих и других личностных качеств учащихся.
Учитель-исследователь творчески и с увлечением работает, и его творческий энтузиазм передается его ученикам. Он, как правило, имеет научные публикации, которые привлекают внимание коллег своей оригинальностью и практической значимостью.
К этой позиции близка и точка зрения В. А. Кан-Калика и Н. Д. Никандрова, которые считают, что педагогическая импровизация является важнейшим элементом педагогического творчества учителя и его саморазвития [2].
С одной стороны, педагогическую импровизацию можно охарактеризовать как фрагмент педагогической деятельности, в котором учитель в процессе решения предварительно не планируемой педагогической задачи экспромтом осуществляет творческую трансформацию педагогических знаний, умений и способностей.
Вместе с тем в современных условиях, стимулирующих участие педагогов в экспериментально — исследовательской деятельности, резко возросла потребность в наличии высокого творческого потенциала, в культуре творческого саморазвития специалиста.
Исследования показывают, что культура творческого саморазвития педагога — это весьма сложное, многоуровневое и системное образование. Творческое саморазвитие педагога — это интегративная характеристика его процессов «самости», среди которых системообразующими компонентами выступают самопознание, творческое самоопределение, самоуправление самосовершенствование и творческая самореализация личности учителя в его профессионально-творческом становлении [1].
Анализ компонентного состава культуры творческого саморазвития личности педагога показывает, что стратегии реализации творческого потенциала определяются, с одной стороны, потребностями в профессиональном самосовершенствовании, а с другой, — степенью осознания и самопознания своих сильных профессионально-личностных качеств.
Особые трудности в реализации творческого потенциала педагог испытывает в связи с тем, что ему чаще всего недостает методологической культуры, исследовательских умений и способностей, что, в свою очередь, приводит к профессиональному разочарованию, эмоциональному выгоранию, так как многие профессиональные ожидания, к сожалению, не оправдываются.
В связи с этим творческой самореализации педагога необходимо учить еще на этапе подготовки к профессионально-педагогической деятельности в педагогическом колледже (вузе).
Путь к творчеству у педагога начинается с осознания собственного потенциала, а затем с создания «Я — концепции» творческого саморазвития. Чтобы стимулировать размышления о самом себе, о своих целях, ценностных ориентациях, творческих способностях, профессиональном мастерстве, личностных качествах, будущему педагогу необходимо посмотреть на себя с позиции прошлого, настоящего и будущего. Сравнительный анализ позволяет выстроить вектор творческого саморазвития — преодолев рутину и стереотипы восприятия профессиональной деятельности, стать креативом — творцом.
«Я-концепция» творческого саморазвития напрямую связана с объективной оценкой своих способностей и личностных качеств, верой в собственные силы. В процессе разработки «Я-концепции» творческого саморазвития большое значение имеет осмысление культурных рамок жизнедеятельности будущего педагога.
Учитывая специфику менталитета российского педагога, следует стремиться к синтезу европейской и азиатской культур, каждая из которых обладает собственными традициями отношения к творчеству, как акту активного преобразования окружающего и внутреннего мира, как стратегии жизнедеятельности, представляющей особую ценность и значимость для личности.
И если для азиатской культурной традиции характерны стремление к целостному интуитивному осмыслению мира; следование традициям прошлого, даже в рамках инноваций; приоритет духовных ценностей над материальными; почитание родовых связей и укрепление родовых кланов, семейных уз; устойчивость профессиональных интересов; существенное отличие городского образа жизни от не городского, то в западной культурной традиции преобладают стремление к аналитическому осмыслению мира; быстрое принятие нового (авангардизм); приоритет материальных ценностей; раннее стремление детей уйти из-под опеки родителей, стать самостоятельным, независимым; быстрая смена профессионального профиля, интересов, увлечений; стирание граней между городом и деревней.
В зависимости от того, какую культурную традицию мы берем за основу личной концепции профессионального развития, зависит профессиональная траектория развития — по инновационному или традиционному пути; с ориентацией на прошлое или будущее; с перспективой самораскрытия всех своих потенциалов, достижения на этой основе профессионального и статусного роста с соответствующей материальной составляющей успешности или стремлением сохранить стереотипный, традиционный стиль профессиональной деятельности, обеспечивающий стабильность, минимум риска, но и минимум самореализации.
При выборе культурной ориентации для реализации собственного творческого потенциала можно посоветовать, сталкиваясь с любым новым явлением, мысленно отвечать на следующие вопросы:
- Что я вижу принципиально нового для себя/для профессии в данной ситуации≤
- Что из этого я могу извлечь для своего саморазвития, для улучшения своей жизни, жизни окружающих, обучения и воспитания школьников≤
- Что меня ожидает в будущем, если я стану следовать новому в собственной повседневной жизни, в профессиональном обучении≤
- Насколько новое лучше старого; нравственно ли следовать ему; полезно ли оно для меня и других≤
- Что нового я сам могу привнести в свою жизнь, жизнь общества, профессиональную среду≤
- Какие творческие способности и другие личностные и профессиональные качества мне необходимо развивать≤
- Что делать в плане образования и самообразования≤
- Какими принципами и правилами необходимо руководствоваться, чтобы достичь своих целей≤
Следует не забывать при этом, что чем чаще мы будем обращаться к осмыслению собственной деятельности как саморазвивающей, сделаем её предметом наших неоднократных размышлений, тем выше вероятность, что, став специалистом, мы не разочаруемся в выбранной профессии и станем для детей не только педагогом, но и наставником — авторитетным носителем особого знания, позволяющего стать творцом собственной судьбы.
Чтобы сделать что-то существенное в жизни, реализовать свой потенциал необходимо:
1. Чётко ориентироваться на проблему, которую необходимо решить.
2. Целенаправленно, длительно изыскивать средства и методы для ее решения.
3. Максимально задействовать собственный творческий потенциал: не бояться экспериментировать, рисковать, пока не обнаружится собственное, адекватное ситуации и проблеме решение.
4. Учитывать, что стандартное решение, удобное и адекватное одной проблеме, не может быть адекватным для проблемы иного уровня. Помнить, что жизнь — самое нестандартное явление, а потому, подходить к ней следует творчески.
5. Освоив творческую жизнедеятельность, переносить её навыки и умения на деятельность профессиональную.
Решение данных глобальных задач требует рассмотрения личности педагога как интеллигентной, осмысливающей приоритеты творческого саморазвития личности, обладающей концепцией творческого саморазвития в плане профессиональной деятельности.
Литература:
1. Анисимов О. С. Креативная акмеология. М.: РАНС, 2008.
2. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.,1990.
3. Любарт Т. Психология креативности. М.: Когнито-Центр, 2009.