Статусные характеристики профессиональной идентичности старших подростков на ранних стадиях профессионального определения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, ноябрь 2013)

Дата публикации: 08.11.2013

Статья просмотрена: 9846 раз

Библиографическое описание:

Меркулова, В. Н. Статусные характеристики профессиональной идентичности старших подростков на ранних стадиях профессионального определения / В. Н. Меркулова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 57-63. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4449/ (дата обращения: 19.12.2024).

Интуитивно человек сознает, что у него должно быть свое «Я», свой собственный путь развития, свои идеалы, цели, устремления. Это личное, собственное для человека пространство должно быть освоено самим человеком, а не навязано ему извне, и должно соответствовать его внутренним осознанным и неосознанным потребностям и стремлениям, т. е. образовывать то, что называется идентичностью человека.

Идентичность — это система наиболее общих представлений о самом себе и своем месте в мире.

Психоаналитик Э. Эриксон считал, что главная задача, стоящая перед подростком, — это развитие чувства идентичности и поиск ответов на вопросы «Кто я такой≤» и «Куда я двигаюсь≤». Хотя термин кризис идентичности был введен Э. Эриксоном для обозначения активного процесса самоопределения, он считал его неотъемлемой частью здорового психосоциального развития [3]. По его мнению, стадия 11–20 лет — ключевая для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации — «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у старших подростков формируется чувство идентичности, при неблагоприятном — спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы [8, с. 15].

Становление идентичности в подростковом возрасте носит размытый, диффузный характер. Формирование идентичности, считает американский психолог Э. Эриксон, это главный барьер, который должны преодолеть юноши и девушки, чтобы совершить успешный переход к своей взрослости. Решение этих задач приходится на подростковый и ранний юношеский возраст, совпадающий с последними годами обучения в школе.

В идеальном случае они осуществляют этот переход, имея достаточно четкое представление о том, кем они являются, о способах приспособления к общественным отношениям. Он считал, что идентичность создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Анализируя возможные варианты формирования идентичности, Эриксон пришел к заключению, что они различаются между собой тем, прошел ли подросток через период принятия собственных решений и связал ли он себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Из сказанного следует, что выбор тех или иных альтернатив в ситуации профессионального самоопределения обусловлен как внешними обстоятельствами, так и внутри личностными факторами. Эти факторы являются основополагающими причинами, послужившими источником для начала деятельности по самоопределению и обусловившие ее результат.

В результате старший подросток может оказаться в одном из четырех статусов или положений.

Джеймс Марсиа развил теорию Э. Эриксона и определил четыре различных состояния, или вида формирования, идентичности. К видам, или «статусам идентичности», относятся: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. При этом учитывается, прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по отношению к определенному ряду выборов, таких как система ценностей или план будущего профессионального пути [7].

Модель формирования идентичности Дж. Марсия представлена в табл.1.

Таблица 1

Модель формирования идентичности Дж. Марсия

Статус

Прохождение кризиса идентичности или принятия решений

Обязательства в отношении выбора профессии

Статус предрешенности

Нет

Есть

Статус диффузии

Нет

Нет

Статус моратория

В процессе прохождения

В процессе

Статус достижения идентичности

Пройден

Приняты

Опираясь на ряд положений теории Э. Эриксона и концепцию статусов идентичности Дж. Марсиа, А. А. Азбель при участии А. Г. Грецова, разработали четыре так называемых статуса профессиональной идентичности — «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения [4, с. 143].

1.         Неопределеннаяпрофессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую проблему.

2.         Навязаннаяпрофессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора.

3.         Мораторий(кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен.

4.         Сформированнаяпрофессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.

Под профессиональной идентичностью на ранних стадиях профессионального определения мы понимаем отождествление себя с определенной профессиональной группой людей, принятие ее целей и ценностей, осознание себя членом этой группы. Мы также считаем, что именно в старшем подростковом возрасте, на этапе «примерки профессиональных ролей», на этапе первичного познания профессиональной области знаний начинают закладываться предпосылки формирования целостной профессиональной идентичностью через формирование профессиональных намерений, самосознание, через построение образов профессий и т. п. Таким образом, развитие профессиональной идентичности начинается задолго до того, как человек приступит к трудовой деятельности. Следовательно, мы можем говорить, что формирование статусов профессиональной идентичности начинается в старшем подростковом возрасте на стадии выбора своего профессионального пути (Ю. П. Поваренков, Л. Б. Шнейдер, Е. Л. Климов и др.).

Человек не просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения. Профессиональная принадлежность — одна из самых значимых характеристик любого человека.Если взрослого человека просят ответить на вопрос «Кто Вы≤», то, как правило, сначала он называет имя и профессию, а уж потом говорит о возрасте, национальности, религиозных убеждениях и т. п. Представление о себе как о носителе определенной профессии — неотъемлемый компонент представлений большинства взрослых людей о самих себе. И чем более любима работа, тем более слиты эти представления, со временем человек уже не мыслит себя вне связи со своей профессией. И если он по каким-то причинам не может продолжать заниматься своим любимым делом (безработица, болезни, выход на пенсию), это превращается для него в настоящую жизненную трагедию.

Иногда выбор профессии или будущего места учебы кажется легким, сделанным чуть ли не моментально: просто вдруг понял, что стану тем-то, и все. Но на самом деле это решение в таких случаях обычно осуществляется по формуле «одно мгновение плюс вся предшествующая жизнь»: даже если само решение принимается незамедлительно, зависит оно от всего предшествующего жизненного опыта. Поэтому можно сказать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному выбору,оно начинается, задолго до самого события, продолжается и после него, по мере дальнейшего обучения и освоения профессии. Сложность выбора состоит еще в том, что предпочесть одну профессию — значит, отказаться от многих других.

Развитие профессиональной идентичности зависит от следующих факторов: обучаются ли дети в профильных или общеобразовательных классах, собираются ли они после школы продолжить профессиональное обучение или же остаются в 10 классе в школе. Профессиональная идентичность имеет тендерные особенности: мальчики более склонны переоценивать себя, девочки делают выбор будущей профессии более осторожно, имея несколько запасных вариантов. Обнаружена корреляция личностной и профессиональной идентичности: чем выше осознание себя (личностная идентичность), тем яснее образ себя как субъекта деятельности (профессиональная идентичность).

В подростковом возрасте всегда присутствует выбор профессиональных ролей, примерка социальных статусов, и в нашем случае уместнее говорить не о формировании целостной профессиональной идентичности, а о формировании статуса достигнутой профессиональной идентичности в старшем подростковом возрасте. Под достигнутым статусом профессиональной идентичности старшеклассника мы понимаем сложное законченное действие личности по принятию одной из множества альтернатив дальнейшего профессионального развития. Под мораторием нами понимается нормативный кризис выбора дальнейшего профессионального развития; мораторий предполагает перебор профессионально значимых альтернатив, интересов, ценностей, целей. Статусы достигнутой профессиональной идентичности и моратория являются для старшеклассников нормативными и адекватными. Статус диффузной профессиональной идентичности говорит о том, что человек еще не задумывался о своем профессиональном будущем. Статусом предрешенной профессиональной идентичности обладают те, кто по каким-либо обстоятельствам сделали свой профессиональный выбор не самостоятельно. Для старших подростков статусы диффузной и предрешенной профессиональной идентичности являются неадекватными для старшеклассников нашей культуры.

Теоретическая статусная модель формирования профессиональной идентичности в старшем подростковом возрасте строится на основе статусной модели эго-идентичности. Основанием для выделения статусов профессиональной идентичности служат два параметра: первый — наличие или отсутствие кризиса профессионального выбора (перебор различных альтернатив профессионального развития); второе — наличие самостоятельного и осознанного принятия учебно-профессиональных планов, целей и убеждений. Рассмотрим варианты профессиональной идентичности старших подростков.

Статус неопределенной профессиональной идентичности старших подростков. Данное состояние характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов, социально-профессиональных убеждений, и при этом не пытаются их сформировать. Состояние кризиса профессиональной идентичности они не переживали, варианты своего профессионального развития не исследовали. Чаще всего этим статусом обладают дети, родители которых практически не занимаются воспитанием ребенка. Как правило, сами родители не хотят, не могут, или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей.

Статус навязанной профессиональной идентичности старших подростков. Этот статус идентичности характеризуется тем, что человек формально совершает выбор профессиональных целей, но у него отсутствует внутренние убеждение в правильности своего выбора. Семья стремиться выбрать своему ребенку не только место обучения, профессиональный путь, но и друзей, партнеров по учебе и т. п. Пока человек остается жить в таких условиях, навязанная профессиональная идентичность является адаптивной формой поведения.

Статус моратория профессиональной идентичности старших подростков. «Мораторий» относится к подростку, который находится в состоянии кризиса профессиональной идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя и исследуя различные альтернативные варианты профессионально развития. Часто старшие подростки в этом статусе имеют очень высокую тревожность и низкую самооценку, разговор с психологом они используют обычно для разрешения своих профориентационных проблем. Их родители не являются столь авторитарными, как родители старшеклассников с предрешенной идентичностью. В этих семьях могут происходить небольшие разногласия по поводу выбора вуза или техникума.

Статус сформированной профессиональной идентичности старших подростков. Этим статусом обладают старшеклассники, которые прошли через кризис профессионального выбора и самостоятельно сформировали некоторую совокупность знаний о себе и о своих ближних профессиональных целях, сделали осознанный выбор профессиональных учебных заведений. Эти подростки уже могут структурировать свою жизнь, потому что они точно знают, чего хотят. Взгляд на проблемы профессионального выбора сбалансирован между детьми и родителями. Этот статус характеризуется сформированностью позитивного отношения к специализированной учебной и общетрудовой деятельности.

Профессиональное становление личности рассматривается как длительный процесс развития, имеющий следующие стадии: возникновение и формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; полная или частичная реализация личности в самостоятельной работе. Необходимо отметить тот факт, что старшие подростки, начинают формировать профессиональную идентичность с выбора дальнейшего профессионального пути. Человек в своей жизни неоднократно совершает профессиональный выбор, но мы под профессиональным выбором подразумеваем принятие определенной альтернативы по поводу своего дальнейшего профессионального развития. Выбор дальнейшего профессионального обучения при этом является одним из первых этапов в формировании статуса профессиональной идентичности. Управление процессом формирования профессиональной идентичности заключается в том, что выделяются внутренние причины кризиса, определяются стадия кризиса и статус идентичности, субъективные и объективные детерминирующие факторы кризиса, разрабатываются стратегии разрешения кризиса и установления более высокого статуса идентичности. Для того чтобы выйти из кризиса профессиональной идентичности, необходимо принять решение о своем профессиональном выборе, начиная с определения выбора уровня и пути получения дальнейшего образования. Старшему подростку трудно самостоятельно определиться на современном рынке труда, поэтому необходимо, чтобы психологическая служба в школе занималась не только диагностикой профессионально важных свойств личности, но и организовала занятия по формированию определенных карьерных планов, начиная с выбора профессии. Если психологи-профконсультанты так и будут заниматься только психодиагностикой психологических предрасположений человека к определенной деятельности, то скоро в России появятся люди, у которых будет по 3–4 высших образования, но их профессиональная идентичность так и останется размытой.

Литература:

1. Азбель, А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.07: СПб., 2004. — 219 с.

2. Анищенко, С. А. Особенности профессиональной и гендерной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте. М., 2006. — 140 с.

3. Аткинсон, Р. и др. Введение в психологию. М., 2003. — 672 с.

4. Грецов, А.Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб., 2006. — 176 с.

5. Дубровин, Д. Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого — педагогическая проблема // Журнал прикладной психологии. 2004. № 4– 5. — с. 7–11.

6. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2005. — 416 с.

7. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность. М., 2004. — 600 с.

8. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006. — 352 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная идентичность, профессиональный выбор, статус, подросток, старший подростковый возраст, выбор, дальнейшее профессиональное развитие, подростковый возраст, профессиональное самоопределение, достигнутая профессиональная идентичность.

Похожие статьи

Современный культурологический аспект определения эффективности образовательных практик неформального образования взрослых

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Особенности процесса формирования профессионально-важных качеств будущих юристов

Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Современная картина сформированности толерантного сознания школьников и ее влияние на идентификационные процессы подростков в условиях реализации ФГОС

Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника

Похожие статьи

Современный культурологический аспект определения эффективности образовательных практик неформального образования взрослых

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Особенности процесса формирования профессионально-важных качеств будущих юристов

Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Современная картина сформированности толерантного сознания школьников и ее влияние на идентификационные процессы подростков в условиях реализации ФГОС

Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника