Проведение акции «Подари себе настроение» в ДОУ в контексте «Дня психического здоровья» с использованием арт-технологий
Авторы: Томилова Светлана Александровна, Шабаева Наталья Александровна, Пушкарева Валентина Ивановна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
Дата публикации: 17.10.2013
Статья просмотрена: 5121 раз
Библиографическое описание:
Томилова, С. А. Проведение акции «Подари себе настроение» в ДОУ в контексте «Дня психического здоровья» с использованием арт-технологий / С. А. Томилова, Н. А. Шабаева, В. И. Пушкарева. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4466/ (дата обращения: 19.12.2024).
Всемирный день психического здоровья отмечается ежегодно с 1992 года. Учрежден по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. Входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.
Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности. Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами.
Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребенка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.
Цель практической работы с детьми — это психическое здоровье ребенка, а личное развитие — условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано, как с соматическими заболеваниями, или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка и связанными с социальными условиями.
Признаки психического здоровья:
- способность справляется с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;
- чувство уверенности и доверия;
- формы проявления эмоций и поведения соответствуют и вероятным чувствам ребенка;
- достаточный диапазон чувств.
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:
- к внутреннему миру ребенка: в его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
- обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.
На базе нашего детского сада в День психического здоровья была проведена акция «Подари себе настроение» (см. Таблица 1).
В рамках данной акции в каждой из групп проводились мероприятия, направленные на улучшение настроения, как воспитанников детского сада, так и родителей и педагогов.
Были оформлены рекомендации следующего содержания и размещены на стенды для ознакомления родителей с информацией. Приведем несколько строк из данных рекомендаций: «Чтобы дети были здоровыми — надо создавать им хорошее настроение. Все знают, что основа здоровья — хорошая нервная система. И родители обязаны ее беречь. Ведь главный ее разрушитель — отрицательные эмоции, которые являются причиной многих болезней. Мы часто даже не замечаем, сколько раз в день мы травмируем ребенка своим негативным отношением. Ребенок может заболеть просто от нашего крика».
Таблица 1
План акции «Подари себе настроение»
группа |
время |
мероприятие |
ответственный |
2 младшая |
7.30–8.00 9.00–9.15 |
Совместная работа родителей и детей (аппликация «Цветы настроения»); СОД по социально-коммуникативному развитию «Грусть-радость» |
Педагоги Педагог-психолог |
средняя |
9.30–9.50 |
СОД по социально-коммуникативному развитию «Колобок» |
Педагоги |
старшая |
7.30–8.00 10.00–10.25 |
Творческая работа детей, рисование «Волшебное дерево настроения»; Занятие по арттерапии «Погода моего настроения» |
Дети, педагоги; Педагог-психолог |
подготовительная |
09.10.2013 9.00–9.30 |
Творческая работа — «Подари настроение взрослым»; занятие по арттерапии «Настроение» |
педагоги; Педагог-психолог |
09.10.2013 |
Оформление стенда для родителей и педагогов «10 октября — Всемирный день психического здоровья». Наглядная информация в родительские уголки |
Педагог-психолог |
|
Оформление итоговой выставки детских работ «Подари себе настроение» |
Педагог-психолог |
В младшей группе родителям и детям предлагалось выбрать лепестки, цвет которых отражал бы их эмоциональное состояние в течение дня, затем лепестки преображались в аппликацию цветка «Цветы настроения» (рис.1).
Также было проведена социально образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Грусть-радость». В ходе данного вида деятельности воспитанники прослушали стихотворение «Наша Таня громко плачет», далее разбирали эмоциональное состояние Тани, учились показывать с помощью мимических выражений грусть и радость. Занятие завершилось аппликацией «Веселое солнышко».
В средней группе проводилось СОД по социально-коммуникативному развитию «Колобок». В ходе СОД дети смотрели демонстрируемую на фланеграфе сказку «Колобок», по завершению демонстрации сказки, детям необходимо было придумать счастливый конец, в котором Колобок избежит печальной участи. Таким образом были задействованы элементы сказкотерапии, позволяющие создать атмосферу комфорта и вызвать положительные эмоции. По завершению была исполнена аппликация «Смеющийся Колобок» (рис.2). Во второй половине дня детьми были выбраны цвета для звезд, затем на звездах изображались улыбки, придумывались имена и затем, звезды приклеивались на полотно, тем самым олицетворяя «Звездный дождь».
Рис. 1. Аппликация «Цветы настроения».
Рис. 2. Аппликация «Смеющийся Колобок», аппликация «Звездный дождь».
В старшей группе была реализована творческая работа детей, рисование на тему «Волшебное дерево настроения». В ходе занятия каждый из воспитанников обводил свою ладонь на дереве и выбирал цвет для закрашивания, отражающий его сегодняшнее настроение (рис. 3).
Далее с группой было проведено занятие по арт-терапии «Погода моего настроения» в ходе которого дети разбирали погоду «внутреннего мира», по завершению обсуждения необходимо было нарисовать свое «настроение».
Рис. 3. Изображение «Волшебного дерева настроения». Рисунки «Наше настроение».
В подготовительной группе была проведена творческая работа — «Подари настроение взрослым» — накануне дети рисовали доброе и веселое настроение на бумаге, затем вырезали бабочек и 10 октября, утром дарили родителям. Что позволило с утра создать праздничную атмосферу, наполненную положительными эмоциями.
Далее было проведено занятие по арт-терапии «Настроение». Дети слушали сказку «Дракончик Памси и его настроение», говорили о том, какое бывает настроение и как оно выглядит. Для закрепления веселого настроения, по шаблону раскрашивали клоунов).
В ходе занятия проводились различные игры на развитие мелкой моторики, внимания, памяти и мышления. Дети играли с удовольствием, охотно выполняли задания. В целом, была создана теплая и доброжелательная атмосфера.
Таким образом, на основе анализа проведенных мероприятий, нами были сформулированы следующие рекомендации, позволяющие поддерживать и сохранять у ребенка психическое здоровье.
Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья:
1. Поддерживать у ребенка положительную самооценку.
2. Содействовать эмоциональному благополучию.
3. Помочь ребенку осознавать свои эмоции.
4. Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими.
5. Помочь ребенку управлять своим временем, поведением.
Именно комплексное взаимодействие психолога-родителей-педагогов позволит сохранять психическое здоровье ребенка и защитить от негативного воздействия социальной среды. Ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянного соблюдения принципа педагогической экологии. Отношения родителей и педагогов к дошкольнику должны строиться на его безусловном принятии, на педагогическом оптимизме и доверии, на чувстве глубокой любви и эмпатии, уважении его личности.
Литература:
1. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.
2. Психологический словарь / Петровский А. В., Ярошевский М. Г. 1990–1203 с.
3. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков / Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Воронова А. П., Чуткина Н. И. /под ред. Дубровиной М. В. — М., 1995–571с.