Личностный потенциал как фактор успешной реализации кадровой стратегии
Автор: Тавтилова Наталья Николаевна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 04.11.2013
Статья просмотрена: 15020 раз
Библиографическое описание:
Тавтилова, Н. Н. Личностный потенциал как фактор успешной реализации кадровой стратегии / Н. Н. Тавтилова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 98-103. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4480/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современная модель развития карьерообразующего пространства выдвигает новые требования к личности, ее внутренним резервам при реализации кадровой политики. В этой связи проблема личностного потенциала приобретает первостепенное значение.
Понятие «личностный потенциал» означает способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь — способность к развитию. Потенциал личности — возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться [11].
По Д. А. Леонтьеву «личностный потенциал является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости. Формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни» [9, с.145].
С позиции акмеологического подхода «личностный потенциал» включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов — интеллектуальных, психологических, волевых и пр. (А. А. Деркач, В. Н. Марков).
В контексте адаптационного ресурса (по А. Г. Маклакову) личностный потенциал характеризует адаптивные способности человека. Личностный адаптационный потенциал — это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие эффективность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. К нему отнесены уровень нервно — психической устойчивости, самооценка, уровень конфликтности, морально — нравственные качества, ориентация на существующие нормы поведения [5].
Личностный потенциал играет важную роль в адаптационном периоде к условиям жизнедеятельности, формированию профессиональных навыков, оказывает влияние на успешность самореализации, карьеру, развитие своих способностей.
По мнению Е. Ю. Мандриковой в структуру личностного потенциала в организационном контексте входят «помимо автономной каузальной ориентации как проявления феномена самодетерминации личности, составляют также жизнестойкость, толерантность к неопределенности, наличие временной перспективы, способность осуществлять личностный выбор» [6, с.469].
С позиций управленческого подхода (по А. П. Егоршину) «личностный потенциал — совокупность социальных элементов человека, влияющих на экономическую деятельность человека в рамках существующих морально — этических и правовых норм общества. К ним следует отнести качества личности, мораль, партнерство, соревнование, тип общения, конфликтность, искусство и техника переговоров» [3, с.675].
Каждая организация определяет свою кадровую политику, направленную на реализацию стратегических целей и планирует комплекс мероприятий по данному направлению. Непосредственно, все три составляющие: кадровая политика, кадровая стратегия и планирование находятся в плоскости человеческих ресурсов, и системный подход позволяет успешно реализовать их.
Разные профессии предъявляют разные требования к человеку, соответственно, и различные требования к его потенциальным возможностям и ресурсам [2, с.22].
В исследовании В. Н. Маркова «Личностно-профессиональный потенциал кадров управления» развитие личности управленца и его профессиональные успехи во многом определяются наличием объективных и субъективных противоречий, таких как:
- противоречие между стремлением личности максимально реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности и необходимостью «запаса» внутренних ресурсов для преодоления непредвиденных жизненных трудностей;
- на уровне управленческой деятельности важную роль играет противоречие между требованиями профессии к личности и ее возможностями;
- наряду с противоречиями, порождаемыми внешними объективными требованиями к личности, значительную роль играют внутриличностные противоречия между желаниями и возможностями управленца [7].
Учет индивидуально — личностных качеств сотрудника способствует быстрой адаптации, формированию и последующему достижению высокого уровня профессионализма. При этом немаловажным компонентом в этой сфере являются профессионально важные качества.
Существует множество мнений о паттерне профессионально важных качеств личности руководителей. Реализация этих качеств способствует нивелированию базового организационного противоречия между интересами отдельных сотрудников и кадровой стратегией организации.
В ходе многочисленных психологических исследований установлено, что в управленческой деятельности руководителей разных рангов есть ряд совпадающих характеристик, позволяющих смоделировать основные качества руководителя. У различных авторов наиболее часто встречаются следующие:
- интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;
- инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;
- уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
- «фактор геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте [10, с.50].
Понятие «профессионально — личностный потенциал работника» (ПЛПР) представляет его как целостного субъекта профессиональной деятельности, обладающего личностными качествами и опытом специалиста, которые обеспечивают в системе совокупности способность успешно реализовывать профессиональную деятельность. Целостность в данном случае означает и способность к самопониманию, самопрогнозированию и саморазвитию, характеризуя активную позицию работника, направленную на творческое самовыражение [8, с.207].
Расширенный подход к пониманию сути и выделению свойств личности, из которых складывается индивидуальный психологический потенциал работника, выявлен в исследовании Г. М. Зараковского и Г. Б. Степановой:
- векторная активность: направленность личности, ее потребности, мотивы, цели деятельности;
- эргическая активность (от греч. еrgon — работа): инициативность, энергичность, уровень работоспособности;
- интеллект и креативность: умственные способности, воображение, интуиция;
- регуляторные качества: самооценка, стремление к саморазвитию, способность планировать свою деятельность, воля, самодисциплина, способность к риску, устойчивость к стрессу;
- социообразующие способности: ценностные ориентации, нормативность поведения, способность к принятию социальной роли, коммуникабельность, способность к сопереживанию, к рефлексии [1].
Модель структуры личности, разработанная А. М. Столяренко выделяет три группы составляющих психологического потенциала личности:
- нравственно-мотивационная (зачем и куда направлена субъектная активность по типу «должен» или «хочу»: ценности, идеалы, мотивы, установки и др.);
- операциональная составляющая потенциала (благодаря чему достигается успех в деятельности: знания, умения, навыки, способности интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.);
- психодинамическая составляющая потенциала (как динамично и долго может выполняться профдеятельность: выносливость, ритм труда, работоспособность и пр.)
Таким образом, личностный потенциал — интегративное понятие, состоящее из психологических свойств личности, актуализирующихся при определенных условиях в профессиональной деятельности.
В структуре управленческой деятельности, а именно при работе с резервом кадров на выдвижение, рассматривается такое понятие как управленческий потенциал личности.
Управленческий потенциал личности — наличие у человека специфических способностей, личностных качеств и мотивации карьерного роста, а также определенного объема знаний, умений, навыков, необходимых для успешного того или иного вида управленческой деятельности [1].
Исследование В. Н. Маркова по теме «Проблемы профессиональной самореализации кадров управления» показывает, что персональная гармония заключается в гармоничной реализации человеческого потенциала (см. рис.1)
Рис. 1
Чрезмерная концентрация потенциала в какой-либо сфере приводит к снижению потенциала в других [4].
Литература:
1. Диагностика и развитие управленческого потенциала руководителя органа внутренних дел: учебно — методическое пособие / под общей редакцией В. Л. Кубышко. — М.:ЦОКР МВД России, 2006. — 320 с.
2. Дружилов С. А. Психология профессионализма. Инженерно — психологический подход. — Х.: «Гуманитарный Центр», 2011. — С.22
3. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. — Н.Новгород: НИМБ, 2007. — С.675.
4. Золотые ступени карьеры: ежегодный общероссийский справочник по карьере и трудоустройству. М.: «Купечество», 2006. — 420 с.
5. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих // Автореф. дис. …д-ра психол.наук. СПб.: СПбГУ, 1996. — 37 с.
6. Мандрикова Е. Ю. Личностный потенциал в организационном контексте // Личностный потенциал. Структура и диагностика / под редакцией Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011. — с.469.
7. Марков Василий Николаевич. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: Дис.... д-ра психол. наук: 19.00.13: Москва, 2004. — 453 c.
8. Павлова А. М. Профессионально — личностный потенциал специалиста: феномен и понятие // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-его Всероссийского съезда психологов. 25–28 июня 2003 года. — СПб.: 2003. Т.6. — С.207–210.
9. Старикова О. В. Личностный потенциал // Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / под общей редакцией Д. В. Сочивко. — М.: МПСИ, 2009. — С.145.
10. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. — Мн.: Харвест, 2007. — С.50
11. [Электронный ресурс] http://www.psychologos.ru/articles/view/potencial_lichnosti