Личностный потенциал как фактор успешной реализации кадровой стратегии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Прикладная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, ноябрь 2013)

Дата публикации: 04.11.2013

Статья просмотрена: 14965 раз

Библиографическое описание:

Тавтилова, Н. Н. Личностный потенциал как фактор успешной реализации кадровой стратегии / Н. Н. Тавтилова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 98-103. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4480/ (дата обращения: 17.10.2024).

Современная модель развития карьерообразующего пространства выдвигает новые требования к личности, ее внутренним резервам при реализации кадровой политики. В этой связи проблема личностного потенциала приобретает первостепенное значение.

Понятие «личностный потенциал» означает способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь — способность к развитию. Потенциал личности — возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться [11].

По Д. А. Леонтьеву «личностный потенциал является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости. Формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни» [9, с.145].

С позиции акмеологического подхода «личностный потенциал» включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов — интеллектуальных, психологических, волевых и пр. (А. А. Деркач, В. Н. Марков).

В контексте адаптационного ресурса (по А. Г. Маклакову) личностный потенциал характеризует адаптивные способности человека. Личностный адаптационный потенциал — это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие эффективность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. К нему отнесены уровень нервно — психической устойчивости, самооценка, уровень конфликтности, морально — нравственные качества, ориентация на существующие нормы поведения [5].

Личностный потенциал играет важную роль в адаптационном периоде к условиям жизнедеятельности, формированию профессиональных навыков, оказывает влияние на успешность самореализации, карьеру, развитие своих способностей.

По мнению Е. Ю. Мандриковой в структуру личностного потенциала в организационном контексте входят «помимо автономной каузальной ориентации как проявления феномена самодетерминации личности, составляют также жизнестойкость, толерантность к неопределенности, наличие временной перспективы, способность осуществлять личностный выбор» [6, с.469].

С позиций управленческого подхода (по А. П. Егоршину) «личностный потенциал — совокупность социальных элементов человека, влияющих на экономическую деятельность человека в рамках существующих морально — этических и правовых норм общества. К ним следует отнести качества личности, мораль, партнерство, соревнование, тип общения, конфликтность, искусство и техника переговоров» [3, с.675].

Каждая организация определяет свою кадровую политику, направленную на реализацию стратегических целей и планирует комплекс мероприятий по данному направлению. Непосредственно, все три составляющие: кадровая политика, кадровая стратегия и планирование находятся в плоскости человеческих ресурсов, и системный подход позволяет успешно реализовать их.

Разные профессии предъявляют разные требования к человеку, соответственно, и различные требования к его потенциальным возможностям и ресурсам [2, с.22].

В исследовании В. Н. Маркова «Личностно-профессиональный потенциал кадров управления» развитие личности управленца и его профессиональные успехи во многом определяются наличием объективных и субъективных противоречий, таких как:

-          противоречие между стремлением личности максимально реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности и необходимостью «запаса» внутренних ресурсов для преодоления непредвиденных жизненных трудностей;

-          на уровне управленческой деятельности важную роль играет противоречие между требованиями профессии к личности и ее возможностями;

-          наряду с противоречиями, порождаемыми внешними объективными требованиями к личности, значительную роль играют внутриличностные противоречия между желаниями и возможностями управленца [7].

Учет индивидуально — личностных качеств сотрудника способствует быстрой адаптации, формированию и последующему достижению высокого уровня профессионализма. При этом немаловажным компонентом в этой сфере являются профессионально важные качества.

Существует множество мнений о паттерне профессионально важных качеств личности руководителей. Реализация этих качеств способствует нивелированию базового организационного противоречия между интересами отдельных сотрудников и кадровой стратегией организации.

В ходе многочисленных психологических исследований установлено, что в управленческой деятельности руководителей разных рангов есть ряд совпадающих характеристик, позволяющих смоделировать основные качества руководителя. У различных авторов наиболее часто встречаются следующие:

-        интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;

-        инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;

-        уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;

-         «фактор геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте [10, с.50].

Понятие «профессионально — личностный потенциал работника» (ПЛПР) представляет его как целостного субъекта профессиональной деятельности, обладающего личностными качествами и опытом специалиста, которые обеспечивают в системе совокупности способность успешно реализовывать профессиональную деятельность. Целостность в данном случае означает и способность к самопониманию, самопрогнозированию и саморазвитию, характеризуя активную позицию работника, направленную на творческое самовыражение [8, с.207].

Расширенный подход к пониманию сути и выделению свойств личности, из которых складывается индивидуальный психологический потенциал работника, выявлен в исследовании Г. М. Зараковского и Г. Б. Степановой:

-                   векторная активность: направленность личности, ее потребности, мотивы, цели деятельности;

-                   эргическая активность (от греч. еrgon — работа): инициативность, энергичность, уровень работоспособности;

-                   интеллект и креативность: умственные способности, воображение, интуиция;

-                   регуляторные качества: самооценка, стремление к саморазвитию, способность планировать свою деятельность, воля, самодисциплина, способность к риску, устойчивость к стрессу;

-                   социообразующие способности: ценностные ориентации, нормативность поведения, способность к принятию социальной роли, коммуникабельность, способность к сопереживанию, к рефлексии [1].

Модель структуры личности, разработанная А. М. Столяренко выделяет три группы составляющих психологического потенциала личности:

-          нравственно-мотивационная (зачем и куда направлена субъектная активность по типу «должен» или «хочу»: ценности, идеалы, мотивы, установки и др.);

-          операциональная составляющая потенциала (благодаря чему достигается успех в деятельности: знания, умения, навыки, способности интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.);

-          психодинамическая составляющая потенциала (как динамично и долго может выполняться профдеятельность: выносливость, ритм труда, работоспособность и пр.)

Таким образом, личностный потенциал — интегративное понятие, состоящее из психологических свойств личности, актуализирующихся при определенных условиях в профессиональной деятельности.

В структуре управленческой деятельности, а именно при работе с резервом кадров на выдвижение, рассматривается такое понятие как управленческий потенциал личности.

Управленческий потенциал личности — наличие у человека специфических способностей, личностных качеств и мотивации карьерного роста, а также определенного объема знаний, умений, навыков, необходимых для успешного того или иного вида управленческой деятельности [1].

Исследование В. Н. Маркова по теме «Проблемы профессиональной самореализации кадров управления» показывает, что персональная гармония заключается в гармоничной реализации человеческого потенциала (см. рис.1)

Рис. 1

Чрезмерная концентрация потенциала в какой-либо сфере приводит к снижению потенциала в других [4].

Литература:

1.      Диагностика и развитие управленческого потенциала руководителя органа внутренних дел: учебно — методическое пособие / под общей редакцией В. Л. Кубышко. — М.:ЦОКР МВД России, 2006. — 320 с.

2.      Дружилов С. А. Психология профессионализма. Инженерно — психологический подход. — Х.: «Гуманитарный Центр», 2011. — С.22

3.      Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. — Н.Новгород: НИМБ, 2007. — С.675.

4.      Золотые ступени карьеры: ежегодный общероссийский справочник по карьере и трудоустройству. М.: «Купечество», 2006. — 420 с.

5.      Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих // Автореф. дис. …д-ра психол.наук. СПб.: СПбГУ, 1996. — 37 с.

6.      Мандрикова Е. Ю. Личностный потенциал в организационном контексте // Личностный потенциал. Структура и диагностика / под редакцией Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011. — с.469.

7.      Марков Василий Николаевич. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: Дис.... д-ра психол. наук: 19.00.13: Москва, 2004. — 453 c.

8.      Павлова А. М. Профессионально — личностный потенциал специалиста: феномен и понятие // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-его Всероссийского съезда психологов. 25–28 июня 2003 года. — СПб.: 2003. Т.6. — С.207–210.

9.      Старикова О. В. Личностный потенциал // Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / под общей редакцией Д. В. Сочивко. — М.: МПСИ, 2009. — С.145.

10.  Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. — Мн.: Харвест, 2007. — С.50

11.  [Электронный ресурс] http://www.psychologos.ru/articles/view/potencial_lichnosti

Основные термины (генерируются автоматически): личностный потенциал, способность, профессиональная деятельность, кадровая политика, управленческая деятельность, качество, личность, противоречие, управленческий потенциал личности.

Похожие статьи

Высокий уровень психологической устойчивости личности как значимый фактор противодействия коррупции

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Исследование трудовой мотивации персонала как основа формирования эффективной кадровой политики предприятия

Социально-психологический тренинг как средство успешной адаптации обучающихся

Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников

Управленческий потенциал как основа формирования управленческого резерва

Педагогический потенциал монастырской культуры в контексте продуктивного обучения

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Похожие статьи

Высокий уровень психологической устойчивости личности как значимый фактор противодействия коррупции

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Исследование трудовой мотивации персонала как основа формирования эффективной кадровой политики предприятия

Социально-психологический тренинг как средство успешной адаптации обучающихся

Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников

Управленческий потенциал как основа формирования управленческого резерва

Педагогический потенциал монастырской культуры в контексте продуктивного обучения

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур