Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи
Авторы: Коноплёва Людмила Семёновна, Сокол Марина Анатольевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)
Дата публикации: 15.01.2014
Статья просмотрена: 187 раз
Библиографическое описание:
Коноплёва, Л. С. Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л. С. Коноплёва, М. А. Сокол. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4852/ (дата обращения: 19.12.2024).
В рамках магистерской диссертации 2013–2014 гг. проводится исследование по изучению характеристик толерантности у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи. Развитие представлений об эмпатии исходит из ее толкования как процесса реагирования чувствами на чувства, адекватное понимание переживаний партнера, эмоциональный отклик на них, сочувствие. Эмпатия — это способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания и действия другого, является как чувством, так и познавательным актом и, таким образом, относится как к когнитивной, так и к эмоциональной сфере человека, является обязательным компонентом коммуникативных способностей полноценного общения [1].
В основе разделения изучаемых выборок положена классификация Авнера Баркаи. Автор предлагает изучать семейные пары по признаку разного социального статуса детей в структуре семьи. Согласно классификации сформированы 6 страт для проведения исследования по изучению характеристик толерантности: 1 страта — семьи без детей: средний возраст 25 лет, средний стаж брака 2,7 лет (N=100); 2 страта — семьи с малыми детьми: средний возраст 28 лет, средний стаж брака 4,5 года (N=100); 3 страта — семьи с детьми, посещающими детский сад: средний возраст 32 года, стаж брака 7 лет (N=100); 4 страта — семьи школьников: средний возраст 40 лет, стаж брака 12 лет (N=100); 5 страта — семьи, в которых дети отчасти независимы от родителей: средний возраст 50 лет, стаж брака 22 года (N=100); 6 страта — семьи, которые оставили дети: средний возраст 55 лет, стаж брака 30 лет (N=100). Для диагностики уровня эмпатических способностей была использована методика (В. В. Бойко). Исследование проводилось в г. Новополоцке. Выборка случайная, состоящая из 600 респондентов. Для обработки результатов диагностики использовалась программа IBM SPSS Statistics 20. Для количественно-качественного анализа проведено кросстабулирование по 6-ти указанным выше стратам. Для выявления различия дисперсий сравниваемых групп по общему баллу эмпатии проведён однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Способность к эмпатии (см. таблица 1) увеличивается с возрастом детей и родителей. Это можно объяснить тем, что обучая детей, родители учатся сами, при этом обретают способность к чувствованию эмоциональной составляющей психики других людей. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого человека точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков [3].
Таблица 1
Абсолютные и относительные величины по показателям способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи
Переменные |
Уровни |
Семья |
Всего |
||||||||||||
Без детей |
С малыми детьми |
Дети, посещ. детский сад |
Дети школьн. |
Дети отчаст. оставили родителей |
Дети, которые оставили семью |
||||||||||
АВ |
% |
АВ |
% |
АВ |
% |
АВ |
% |
АВ |
% |
АВ |
% |
АВ |
% |
||
Общий балл эмпатии |
низкий |
9 |
9 |
11 |
11 |
7 |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
10 |
10 |
48 |
8 |
средний |
85 |
85 |
81 |
81 |
81 |
81 |
76 |
76 |
70 |
70 |
57 |
57 |
450 |
75 |
|
высокий |
6 |
6 |
8 |
8 |
12 |
12 |
18 |
18 |
25 |
25 |
33 |
33 |
102 |
17 |
|
Рациональный канал эмпатии |
низкий |
42 |
42 |
40 |
40 |
40 |
40 |
45 |
45 |
35 |
35 |
27 |
27 |
229 |
38,2 |
средний |
40 |
40 |
47 |
47 |
43 |
43 |
37 |
37 |
44 |
44 |
49 |
49 |
260 |
43,3 |
|
высокий |
18 |
18 |
13 |
13 |
17 |
17 |
18 |
18 |
21 |
21 |
24 |
24 |
111 |
18,5 |
|
Эмоциональный канал эмпатии |
низкий |
40 |
40 |
35 |
35 |
42 |
42 |
26 |
26 |
19 |
19 |
19 |
19 |
181 |
30,2 |
средний |
49 |
49 |
44 |
44 |
35 |
35 |
45 |
45 |
44 |
44 |
30 |
30 |
247 |
41,2 |
|
высокий |
11 |
11 |
21 |
21 |
23 |
23 |
29 |
29 |
37 |
37 |
51 |
51 |
172 |
28,7 |
|
Интуитивный канал эмпатии |
низкий |
39 |
39 |
42 |
42 |
30 |
30 |
24 |
24 |
31 |
31 |
33 |
33 |
199 |
33,2 |
средний |
46 |
46 |
36 |
36 |
43 |
43 |
49 |
49 |
49 |
49 |
49 |
49 |
272 |
45,3 |
|
высокий |
15 |
15 |
22 |
22 |
27 |
27 |
27 |
27 |
20 |
20 |
18 |
18 |
129 |
21,5 |
|
Установки, способствующие эмпатии |
низкий |
29 |
29 |
32 |
32 |
24 |
24 |
29 |
29 |
19 |
19 |
27 |
27 |
160 |
26,7 |
средний |
50 |
50 |
48 |
48 |
51 |
51 |
42 |
42 |
53 |
53 |
52 |
52 |
296 |
49,3 |
|
высокий |
21 |
21 |
20 |
20 |
25 |
25 |
29 |
29 |
28 |
28 |
21 |
21 |
144 |
24 |
|
Проникающая способность в эмпатии |
низкий |
37 |
37 |
30 |
30 |
41 |
41 |
29 |
29 |
24 |
24 |
23 |
23 |
184 |
30,7 |
средний |
52 |
52 |
52 |
52 |
42 |
42 |
53 |
53 |
45 |
45 |
40 |
40 |
284 |
47,3 |
|
высокий |
11 |
11 |
18 |
18 |
17 |
17 |
18 |
18 |
31 |
31 |
37 |
37 |
132 |
22 |
|
Идентификация в эмпатии |
низкий |
47 |
47 |
38 |
38 |
36 |
36 |
21 |
21 |
22 |
22 |
36 |
36 |
200 |
33,3 |
средний |
36 |
36 |
50 |
50 |
44 |
44 |
56 |
56 |
48 |
48 |
40 |
40 |
274 |
45,7 |
|
высокий |
17 |
17 |
12 |
12 |
20 |
20 |
23 |
23 |
30 |
30 |
24 |
24 |
126 |
21,8 |
Анализируя абсолютные величины рационального канала эмпатии далее (РКЭ) можно утверждать, что с возрастом детей и родителей возрастает интерес к другому человеку и позволяет не предвзято выявлять его сущность. Следует отметить снижение (РКЭ) у семей с малыми детьми. Это можно объяснить тем, что семья замыкается на внутренних проблемах связанных с появлением детей. Значения абсолютных величин эмоционального канала эмпатии далее (ЭКЭ) говорят о том, что у родителей развивается способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими. Анализ интуитивного канала эмпатии, далее (ИКЭ) говорит о том, что семьи без детей, семьи с малыми детьми, семьи, у которых дети отчасти независимы от родителей, семьи, которые оставили дети, менее способны воспринимать адекватное поведение партнёров. Семьи, в которых дети, посещающие детский сад и дети школьники, способны более адекватно воспринимать поведение детей. Это можно объяснить тем, что поведение детей посещающих детский сад и школу легче для интерпретации их родителей. Анализируя данные таблицы установки, способствующие эмпатии далее (УСЭ) следует отметить, что семьи без детей, семьи с малыми детьми и семьи, которые оставили дети, более озабочены своими проблемами и склонны к избеганию личных контактов. Это можно объяснить тем, что нахождение детей в учебном заведении способствует активной жизненной позиции их родителей. Значения по проникающей способности в эмпатии далее (ПСЭ) свидетельствует об информационно-энергетическом обмене между структурными компонентами семьи. С рождением детей и далее с их возрастом в семье создаётся атмосфера открытости, доверительности, задушевности. Идентификация в эмпатии, далее (ИЭ) — это способность поставить себя на место партнёра. (ИЭ) снижается с рождением ребёнка, далее растёт до того, как родителей оставили дети.
Таблица 2
Значимость различия выборок
№ страты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
*** |
*** |
*** |
|||
2 |
*** |
*** |
||||
3 |
** |
** |
||||
4 |
*** |
|||||
5 |
*** |
*** |
** |
|||
6 |
*** |
*** |
** |
***р<0,001; **р<0,01
Это объясняется тем, что с рождением ребёнка происходит изменение структуры семьи и необходим адаптационный период, связанный с новыми ролями родителей. У семей с детьми, находящихся в учебном процессе, более развито умение понять другого на основе со-переживаний. Это можно объяснить лёгкостью, подвижностью и гибкостью эмоций. В семьях, где дети покинули родителей, наблюдается некая эмоциональная ригидность.
Для наглядности развития эмпатических способностей по классификации А. Баркаи семей с разным социальным статусом детей в семейной структуре приводится график средних общего балла эмпатических способностей однофакторного дисперсионного анализа (рис. 1), где видно, что способности к эмпатии возрастают с возрастом детей, находящихся в семейной структуре. Значимость различий в дисперсиях общего балла эмпатических способностей представлена в таблице 2. Особо следует отметить семьи, где дети оставили семью, развитие способности к эмпатии замедляются. Это можно объяснить тем, что личность ребёнка вступает в фазу развития зрелости, при понижении участия родителей в жизни детей. Развитие социальной структуры семьи способствует развитию эмпатических способностей родителей, потому, что, обучая других, больше всего учатся родители принимать другого человека, представлять себя на его месте. Авнер Баркаи рассматривает семью, как систему с полупроницаемыми границами, представляющую как нечто большее, чем отдельные члены системы. Этапы развития семьи связаны с социальной ролью детей. Система становится дисфункциональной, когда происходит привыкание к определённому циклу развития семьи.
Рис. 1. Семья. Классификация
В соответствии с социальной ролью детей в семье, границы семьи должны быть согласованы с внешней средой. Если семья (система) слишком сильно ограждает свои границы, то семья будет чувствовать гнев на любую атаку общества (например: оценка поведения ребёнка в детском саду) и замыкаться в себе. Гнев будет направлен наружу в попытке изменить что — то в детском саду или школе. Гармоничная семья с открытыми внешними границами будет пытаться изменить себя и порядок в семье [4].
Правильное восприятие реальности другого возможно при желании и способности смотреть на всё глазами другого, учитывая его опыт, причём, вчувствование в другого должно быть искренним, человек не должен играть роль, должен быть самим собой. Также недопустимо оценивание человека, так как оценка есть форма морального осуждения. Оценка ограничивает поведение, награждая и наказывая формы поведения.
Способность к эмпатии играет большую роль в создании гармоничных отношений внутри семейной структуры.
Итак, проведенные выше статистический анализ эмпирических данных, интерпретация результатов кросстабулирования и однофакторного дисперсионного анализа позволяют заключить, что, выдвинутая в ходе исследования гипотеза о различиях в способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в семейной структуре, подтвердилась.
Литература:
1. Елеференко, И. О. Эмпатия как основание коммуникации / И. О. Елеференко // Культурная жизнь Юга России. — 2010. — № 4 (38). — С. 33–36.
2. Коноплёва, Л. С. Психологические характеристики толерантности у семейных пар и пар, живущих в гражданском браке / Л. С. Коноплёва // Психологическая студия: сборник статей студентов и молодых исследователей УО «ВГУ им. П. М. Машерова, 2011. — Выпуск пятый. — С. 82–86.
3. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: Становление человека / К.Роджерс. — М.: «Прогресс», 1994. — 387 с.
4. Barcai, A. Normative family development / A. Barcai // Journal of marriage and family therapy 1981. — Vol.7. — № 3. — P. 353–358.