Гендерные особенности эмоционального интеллекта как ресурса преодоления соревновательного стресса спортсменами игровых видов спорта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Прикладная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)

Дата публикации: 28.01.2014

Статья просмотрена: 689 раз

Библиографическое описание:

Пирожкова, В. О. Гендерные особенности эмоционального интеллекта как ресурса преодоления соревновательного стресса спортсменами игровых видов спорта / В. О. Пирожкова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4870/ (дата обращения: 19.12.2024).

Проблема конкурентоспособности российских спортсменов в настоящее время является значимой в психологии спорта. Помимо высокого уровня техники и тактики спортсмену необходима психологическая подготовка, которая могла бы обеспечить ему определенный запас надежности в период соревнований. На первый план выходит поиск ресурсов, обеспечивающих стабильную высокую конкурентоспособность российских спортсменов. В качестве таких ресурсов в последнее время привлекают внимание способы совладания спортсменов со стрессом, перфекционистские установки, уровень эмоционального выгорания [2]. Особое внимание уделяется не только соревновательному стрессу, но и так называемому организационному стрессу спортсменов: взаимоотношения в команде, с тренером, необходимость сохранения спортсменом своей позиции в команде и т. д. [1]. При этом в отличие от соревновательного стресса, организационный носит долговременный характер.

В сфере психологии спорта имеются многочисленные программы эффективной подготовки спортсменов к соревнованиям, включающие формирование состояния оптимальной боевой готовности. Данные исследований подтверждают эффективность применения таких техник как психомышечная тренировка, самовнушение, идеомоторная тренировка [5, 8]. Соревновательная деятельность требует от спортсмена высокого уровня мотивации, технико-тактической подготовки, способности к саморегуляции эмоционального состояния. В ситуационных видах спорта, таких как игровые большое значение имеет способность игроков быстро реагировать на изменяющиеся условия, тактические новинки соперника, менять тактику по ходу игры. Для этого спортсмену необходимо уметь понимать и контролировать свое эмоциональное состояние, что характеризует уровень эмоционального интеллекта спортсмена. С целью выяснения влияния эмоционального интеллекта на соревновательную надежность спортсменов, нервно-психическую устойчивость и их способность к саморегуляции было проведено данное исследование.

В исследовании приняли участие юноши и девушки, занимающиеся волейболом и баскетболом. Всего в исследовании приняли участие 80 человек: 39 юношей и 41 девушка. Возраст испытуемых от 17 до 20 лет. Квалификация спортсменов: 1 взрослый, КМС, МС. Исследование проводилось с помощью следующих методик: методика определения уровня эмоционального интеллекта Н. Холла [9], методика диагностики соревновательной надежности спортсмена В. Э. Мильмана [6], тест определения нервно-психической устойчивости «Прогноз» [4], опросник определения стиля саморегуляции поведения Моросановой (ССП-98) [7]. Математическая обработка данных проводилась с помощью t — критерия Стьюдента, корреляционного анализа Пирсона и мультифакторного дисперсионного анализа (MANOVA) [3].

В результате диагностики уровня эмоционального интеллекта у юношей был выявлен низкий уровень выраженности всех показателей кроме «самомотивации», который имеет среднее значение (Таблица 1). Согласно диапазонам значений, представленным в методике Н. Холла, 14 и более баллов — высокий уровень, 8–13 — средний, 7 и менее — низкий уровень эмоционального интеллекта.

Таблица 1

Средние значения показателей эмоционального интеллекта у юношей и девушек, занимающихся игровыми видами спорта

Юноши

Девушки

Достоверность различий

Эмоциональная осведомленность

6,4±1,34

7,3±2,23

-

Управление своими эмоциями

6,5±2,1

4,0±1,56

р<0,05

Самомотивация

8,9±1,79

9,2±1,78

-

Эмпатия

7,6±2,35

9,5±2,21

-

Распознавание эмоций

6,6±1,8

8,4±2,67

-

Таким образом, из всех компонентов эмоционального интеллекта у юношей более развита способность к эмоциональной настройке на деятельность, созданию у себя необходимого настроя для эффективного выполнения деятельности. При этом спортсмены могут недостаточно хорошо ориентироваться в вербальных и невербальных проявлениях эмоций. В группе девушек низкие значения имеют показатели «эмоциональная осведомленность» и «управление своими эмоциями». Умеренно выражены такие показатели как «самомотивация», «эмпатия» и «распознавание эмоций других людей». Показатель эмоциональной осведомленности свидетельствует о том, насколько девушки грамотны в эмоциональной сфере, знают ли они, как правильно называются и проявляются те или иные эмоции.

Показатель управления своими эмоциями характеризует скорее способность спортсменок быстро «отходить» от неприятных переживаний, не зацикливаться на отрицательных эмоциях, быстро восстанавливать эмоциональное состояние. Как видно из полученных результатов данные компоненты эмоционального интеллекта у девушек развиты слабо.

Анализ достоверности различий в проявлении эмоционального интеллекта выявил у юношей более высокие значения показателя «управление своими эмоциями» по сравнению с девушками (Таблица 1). Это свидетельствует о том, что юноши лучше контролируют свое эмоциональное состояние, сдерживают эмоции, которые могут снизить эффективность деятельности, быстрее справляются с неприятными эмоциональными переживаниями, более эмоционально отходчивы, чем девушки.

Изучение корреляционных связей показателей эмоционального интеллекта с уровнем соревновательной надежности в группе юношей показало, что чем выше способность спортсменов контролировать свои эмоции, тем слабее интенсивность переживаний, связанных с неуверенностью в стабильности своей техники и тактики (r=-0,35, p<0,05), неизвестностью обстановки соревнований (r=-0,34, p<0,05), страхом подвести команду и тренера, не оправдать ожиданий окружающих людей (r=-0,45, p<0,05) или потерять свой спортивный авторитет (r=-0,59, p<0,05). Способность понимать эмоциональные проявления окружающих людей связана с повышением соревновательной эмоциональной устойчивости (r=0,42, p<0,05) и мотивации (r=0,34, p<0,05). То есть, чем лучше юноши способны понимать невербальные проявления различных эмоциональных переживаний окружающих людей, тем выше их стремление добиваться успехов в ходе соревновательной борьбы, тем лучше они контролируют свое эмоциональное состояние в напряженных условиях игры.

В группе девушек эмоциональный интеллект связан с соревновательной эмоциональной устойчивостью и переживанием стрессоров внешней неопределенности. Чем лучше развита у спортсменок способность контролировать свои эмоции и управлять ими, тем более ровный эмоциональный фон они сохраняют во время игры, оценивают ситуацию трезво и рационально, энергетические затраты адекватны ситуации соревнований (r=0,38, p<0,05).

Эмоциональный интеллект так же связан со способностью к саморегуляции поведения. Так, в группе юношей способность управлять своими эмоциями позволяет выделять значимые условия достижения цели и учитывать их в деятельности, адекватно реагировать в быстро меняющихся условиях (что характерно для игровых видов спорта) и перестраивать свое поведение в соответствии с ними (r=0,49, p<0,05). Со способностью направлять свои эмоции на эффективное выполнение деятельности у юношей связан контрольно-оценочный компонент саморегуляции (r=0,62, p<0,05) и регуляторная гибкость (r=0,57, p<0,05), позволяющие адекватно оценивать результаты своей деятельности, находить причины рассогласования полученных результатов с намеченной целью, менять тактику поведения в соответствии с требованиями ситуации. Важно отметить, что показатели эмоционального интеллекта связаны прямыми корреляционными связями с общим уровнем саморегуляции поведения спортсменов (r=0,46, p<0,05). Высокая осведомленность в области проявления эмоций, способность направить их в пользу достижения поставленных спортивных целей может способствовать адекватности оценивания условий деятельности, быстрой ориентации в изменяющихся условиях, гибкости стратегий поведения.

В группе девушек с повышением способности управлять своим эмоциональным состоянием, направлять эмоции для достижения поставленной цели улучшается способность выделять, детализировать и учитывать значимые условия деятельности (r=0,75, p<0,05). С усилением эмпатийных способностей повышается способность планировать предстоящую деятельность (r=0,49, p<0,05).

Далее нами был проведен мультифакторный дисперсионный анализ с целью выявления влияния уровня эмоционального интеллекта на компоненты саморегуляции и соревновательной надежности спортсменов. Результаты, полученные в группе юношей, представлены в таблице 2.

Проведенный дисперсионный анализ выявил достоверные влияния компонента «самомотивация» на способность к моделированию, оценке результатов и общий уровень саморегуляции спортсменов. Самомотивация характеризует способность спортсменов направлять свои эмоции на пользу делу, уметь создавать у себя необходимый для эффективного выполнения деятельности эмоциональный настрой.

Таблица 2

Показатели достоверных влияний параметров эмоционального интеллекта на компоненты произвольной саморегуляции поведения у юношей

Независимые переменные

Зависимые переменные

Самомотивация

Распознавание эмоций

Самомотивация* Распознавание эмоций

Управление эмоциями* Самомотивация

F

Sig

F

Sig

F

Sig

F

Sig

Моделирование

7,05

0,01

2,35

0,14

14,23*

0,00*

6,89*

0,03*

Программирование

1,92

0,19

1,36

0,29

0,38

0,55

0,08

0,78

Оценка результатов

9,70

0,00

4,10

0,04

4,76

0,05

0,44

0,52

Общий уровень саморегуляции

12,6

0,00

2,30

0,14

1,34

0,27

0,40

0,85

Примечание. Жирным шрифтом и знаком * выделены статистически значимые результаты влияния сочетания факторов, прошедших проверку тестом Ливена (sig<0,05). Жирным шрифтом выделены показатели, которые растут под влиянием независимой переменой.

Развитие данного компонента улучшает способность спортсменов моделировать значимые условия деятельности, адекватно оценивать результаты своей деятельности, анализировать возможные причины неудачи и способы их устранения. Так же самомотивация повышает общий уровень саморегуляции поведения спортсменов.

Способность к распознаванию эмоций других людей повышает адекватность оценки спортсменов своих результатов. Вероятно, эмоции значимых людей являются критерием оценки результатов спортсменов (наиболее значима оценка тренера).

Сочетание факторов самомотивации и распознавания эмоций других людей так же оказывает влияние на способность к моделированию условий деятельности спортсменами. На показатель «моделирование» так же оказывает влияние сочетание компонентов эмоционального интеллекта «управление эмоциями» и «самомотивация». Это говорит о том, что улучшение способности спортсменов к пониманию эмоционального состояния окружающих людей, а так же к управлению собственными эмоциями позволяет повысить уровень саморегуляции спортсменов.

В группе девушек достоверных влияний компонентов эмоционального интеллекта на способность к саморегуляции выявлено не было.

Изучение влияния компонентов эмоционального интеллекта на соревновательную надежность спортсменов показало, что достоверных влияний в группе юношей выявлено не было. Результаты, полученные в группе девушек, представлены в таблице 3.

Были выявлены достоверные влияния показателя управления эмоциями на нервно-психическую устойчивость девушек. Так с улучшением способности спортсменок преодолевать неприятные переживания, переключаться с одних эмоций на другие повышается устойчивость девушек к эмоциональному стрессу. Сочетание факторов «эмоциональная осведомленность» и «управление эмоциями» влияют на переживание спортсменками стрессоров внутренней неопределенности и значимости.

Следует отметить, что данные стрессоры связаны с уверенностью спортсменок в себе, в стабильности своей техники и тактики, а так же со своим спортивным авторитетом. Эмоциональная осведомленность характеризует способность девушек понимать, какие эмоции они испытывают, как правильно можно обозначить эти эмоции и как они проявляются. Управление своими эмоциями характеризует эмоциональную «неригидность» девушек, способность «отходить» от переживания неприятных эмоций.

Таблица 3

Показатели достоверных влияний параметров эмоционального интеллекта на нервно-психическую устойчивость и соревновательную надежность у девушек

Независимые переменные

Зависимые переменные

Управление эмоциями

Эмоциональная осведомленность* управление эмоциями

F

Sig

F

Sig

Нервно-психическая устойчивость

6,31

0,01

0,42

0,53

Чувствительность к стрессорам

Внутренней неопределенности

0,04

0,96

5,85*

0,03*

Внутренней значимости

1,11

0,35

9,99*

0,01*

Примечание. Жирным шрифтом и знаком * выделены статистически значимые результаты влияния сочетания факторов, прошедших проверку тестом Ливена (sig<0,05). Жирным шрифтом выделены показатели, которые растут под влиянием независимой переменой.

Результаты исследования дают основания для следующих выводов: эмоциональный интеллект оказывает влияние на способность спортсменов справляться со стрессом. При этом характер влияния специфичен для спортсменов разного пола. У юношей эмоциональный интеллект влияет на способность к моделированию условий деятельности, оценку факторов, которые могут способствовать выполнению деятельности или создавать препятствия. У девушек эмоциональный интеллект снижает интенсивность переживаний, связанных с неуверенностью в себе, в своей спортивной подготовке, страхом не оправдать ожидания окружающих и потерять свой спортивный авторитет. Так же эмоциональный интеллект повышает нервно-психическую устойчивость девушек. Следует отметить, что у юношей достоверно выше способность к управлению своими эмоциями, чем у девушек. При этом уровень его развития, как у юношей, так и у девушек невысокий. Таким образом, значимость эмоционального интеллекта стоит в противоречии с низким уровнем его развития у спортсменов. Это дает основания для разработки программ повышения уровня эмоционального интеллекта у спортсменов.

Литература:

1.                  Горская Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2012. № 4. С. 74–76.

2.                  Горская Г. Б., Босенко Ю. М., Распопова А. С. Конструктивность реагирования высококвалифицированных тхэквондистов на стрессовые ситуации: психологические предпосылки // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2010. № 4. С. 41–48.

3.                  Гусев А. Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии: Учеб. пособие для студентов факультетов психологии вузов. — М.: Учеб.-метод. коллектор «Психология», 2000. — 136 с.: табл., схем. — Библиогр.: с. 133.

4.                  Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. 950 с.

5.                  Камалиева Г. А. Формирование психической готовности юных волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей / Г. А. Камалиева // дис. … канд. пед.н., Набережные Челны, 2012.

6.                  Мильман В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / Стресс и тревога в спорте: сб. научных трудов. М.: Физкультура и спорт, 1983. 288 с.

7.                  Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.

8.                  Смоленцева В. Н. Влияние соревновательной ситуации на характер поведения спортсменов ситуационных видов спорта / В. Н. Смоленцева // Омский научный вестник, № 1 (63), 2008, С.144–147.

9.                  Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, эмоция, распознавание эмоций, способность, эмоциональное состояние, группа девушек, жирный шрифт, нервно-психическая устойчивость, способность спортсменов, эмоциональная осведомленность.

Похожие статьи

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью к саморегуляции поведения в условиях соревновательного стресса на примере игровых видов спорта

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Влияние социального окружения на формирование симптомов пограничного расстройства личности в подростковом возрасте

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью к саморегуляции поведения в условиях соревновательного стресса на примере игровых видов спорта

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Влияние социального окружения на формирование симптомов пограничного расстройства личности в подростковом возрасте

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста