Мотивационная структура личности менеджера | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)

Дата публикации: 04.02.2014

Статья просмотрена: 4000 раз

Библиографическое описание:

Панфилова, М. В. Мотивационная структура личности менеджера / М. В. Панфилова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5048/ (дата обращения: 18.12.2024).

Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынке, особое значение приобретают вопросы мотивации деятельности персонала. При этом необходимо объяснить причины поступков человека и направить его действия на получение дальнейшего положительного результата, которого хочет добиться руководитель предприятия.

Теоретическая и методологическая основа для написания данной статьи основана на работах А. Г. Асмолова, И. А. Васильев, В. Н. Дружинина и др. В эмпирическом исследовании была использована методика «Мотивационная структура личности» В. Э. Мильмана.

Ключевые слова: социальная психология, мотивационная структура, мотивация поведения, структура личности менеджера.

К постановке проблемы исследования

Впервые термин «мотивация» в своей статье применил А. Шопенгауэр. Мотивация используется для объяснения последовательности действия индивида, которые направлены на достижение конкретной цели, меняющейся в зависимости от сложившихся ситуаций.

Сейчас, данный термин понимается различными учеными по-своему. Так, А К. К. Платонов трактует мотивацию, как психическое явление, совокупность мотивов. М. Ш. Магомед Эминов объясняет мотивацию как процесс психической регуляции конкретной человеческой деятельности. В. К. Вилюнас обозначал мотивацию, как совокупную систему процессов, которые отвечают за побуждение и деятельность человека.

Говоря о сути мотивации нельзя не сказать о факторах, определяющих, что является наиболее важным для человека и понуждают его к определенной деятельности. Существует различное множество таких факторов, которые, взаимодействуя, составляют набор мотивационных факторов человека:

-          внутренние факторы, это всё, что относится к сознанию человека: идея, мечта, самоутверждение, убежденность, любопытство, потребность в общении, здоровье и личностный рост. Базовым элементом всей системы внутренней мотивации являются потребности человека;

-          внешние факторы мотивации, это все то, чего может достичь человек, то есть материальные блага: деньги, возможность путешествовать и делать покупки, карьера и статус, эстетика быта и др. Внешние факторы мотивации делают процесс выполнение задачи контролируемым, с прогнозируемым результатом.

Влияние любой мотивации на индивида является основополагающим фактором, способным оказывать значительное воздействие на человека, для достижения поставленных перед ним целей, то есть согласование его интересов с разработанной для него системой мотивации.

В отличие от мотивации термином мотив в психологии называют все то, что принадлежит самому субъекту поведения — это устойчивые личностные свойства, которые изнутри побуждают его к совершению определенного осознаваемого или неосознаваемого поведенческого акта.

В процессах реализации поведения все мотивы человека, на различных этапах совершения поступка могут изменяться, в результате чего происходит преобразование изначальной мотивации. Мотивы — это, непосредственные побуждения человека, к какой-либо деятельности. Они напрямую связанны с удовлетворением его потребностей. А. Н. Леонтьев считал, что мотив — это опредмеченная потребность.

В. И. Ковалев рассматривает мотив как трансформирование и обогащение стимулами потребности человека. Если стимул не превратился в мотив, значит он или «не понят», или «не принят» [8].

Мотивы могут быть:

-          осознанными, где человек понимает мотивы, которые побуждают его к определенной деятельности, и является содержанием его потребностей;

-          и неосознанными, где человек не понимает мотивы, которые побуждает его к этому.

Таким образом, любой мотив это сложная внутренняя структура:

-          возникает вместе с осознанием и появлением потребностей человека в чем-либо;

-          осознание его человеком имеет несколько этапов: выясняется причина возникновения, затем формируется желание и возможности ее удовлетворения, выяснение действий для ее удовлетворения, последним этапом является реализация и закрепление мотива.

-          энергетический компонент мотива реализуется в реальных поступках.

Любой мотив выступает как определенное направление для удовлетворения потребностей человека.

Потребность — это объективная, испытываемая индивидом нужда в чем-либо, которая необходима для его существования и развития.

Потребности человека формируются в соответствии с его: позитивной (положительной) или негативной (принимающими характер предубеждения) установкой, его влечением, желанием, интересами, склонностями и убеждениями, а так же мировоззрением (мировосприятием). И в соответствии с его стремлениями, которые приобретают разные психологические формы: мечта, страсть, идеал.

Анализ и выявление потребностей и мотивов сотрудников позволяет координировать всю мотивационную деятельность направленную на управление персоналом, влияющую на получение того положительного результата к которому стремиться руководитель предприятия.

Эмпирическое исследование:

Результаты и их интерпретация

Эмпирическое исследование проводилось на базе Уфимских торговых организаций. В тестировании приняли участие двадцать девять менеджеров.

Образовательный статус: неоконченное высшее и высшее образование.

Возрастной размах выборки менеджеров: 26–39 лет.

В исследовании были использована методика В. Э. Мильмана. Методика направлена на изучение особенностей мотивационной структуры личности [7].

Протестировав испытуемых, были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Диагностика мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана

1

2

3

4

5

6

Шкала

Ж

К

О

Д

ДР

ОД

Ср. зн.

15

16

19

20

20

18

Представленные в таблице данные позволяют сделать вывод, что у менеджеров имеет наибольший показатель, шкала общей активности в равной степени к творческой активности, среднее значение этих шкал (20). Незначительно отличается шкала общение (19) и социальная полезность (18). Наименьшие показатели у шкал комфорт (16) и жизнеобеспечение (15).

Полученные результаты представим в виде диаграммы на рисунке 1.

Рис. 1. Мотивационная структура личности

Выводы

Полученные результаты, в ходе тестирования менеджеров по методике «Диагностика мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана» позволяют сделать определенные выводы.

Так, у менеджеров:

-          наиболее выражены шкалы общей и творческой активности, а так же шкала общение;

-          среднее значение набрала шкала — социальная полезность;

-          наименьшие показатели у шкалы комфорт и жизнеобеспечение.

Такие показатели свидетельствует, что у опрашиваемых менеджеров — «рабочий» мотивационный профиль личности. Они имеют социально направленную позицию и добились определенного успеха в своей работе.

Проведенный анализ заключался в выявлении общих тенденций структуры и динамики мотивационной сферы менеджеров, в исследовании соответствия теоретической модели практическим результатам и в согласованности полученных результатов с выбранной методикой.

Литература:

1.                  Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. -342с. — (Фундаментальная психология).

2.                  Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416с.

3.                  Васильев И. А., Магомед — Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Издательство МГУ, 1991.-144с.

4.                  Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

5.                  Ильин Е. И. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. -512с.

6.                  Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. Смысл.- 2002. 344с.

7.                  Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности /Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции.- М., 1990.

8.                  Психология мотивации и эмоций. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. АСТ, Астрель. — 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): мотивационная структура личности, мотив, потребность человека, шкала, мотивация, потребность, руководитель предприятия, социальная полезность, творческая активность.

Ключевые слова

социальная психология, мотивационная структура, мотивация поведения, структура личности менеджера., структура личности менеджера

Похожие статьи

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека. В результате анализа автор выделяет несколько основных факторов информационно-психологического риска. Основываясь на исследованиях В....

Особенности формирования компетенций молодого специалиста с позиции теории капиталов: методологический аспект

В статье представлен методологический анализ формирования социальных и профессиональных компетенций молодого специалиста. Опираясь на положения теории капиталов П.Бурдье, Г.Беккера, Дж.Минсера, М.Фридмана, Т.Шульца, К.Маркса определено, что формирова...

Переход к инновационной экономике: инновационная деятельность предприятий и инновационный менеджмент

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает и тесно связывает инновационную сферу и неотъемлемое участие государства в инновационных процессах, протекающих внутри предприятия. Использование нововведений играет огромну...

Понятие и классификация рисков предприятия

Актуальность написания статьи заключается в том, что в современном мире, в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции вопросы экономической безопасности предприятия, как экономического субъекта, особенно актуальны. Предприятия подвержены так н...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Овладение иностранным языком с точки зрения лидера

Нельзя не учитывать важность изучения и сравнительного анализа разных типов личности студента, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности студента в процессе изучения иностранного языка. Дл...

Феномен психологического давления как фактор социально-психологических явлений

Исследование феномена психологического давления на Западе связано с такими именами ученых как: С. Аш, А. Бандура, Х. Келман, Г. Мюррей, Ф. Хайдера, К. Ховланд. В России психологическое давление ассоциируют с психологическим насилием, психологическим ...

Язык международного общения

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа английского языка и других языков, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Наша задача — определить статус английского языка и причины, которые позволили ему стать универсаль...

Похожие статьи

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека. В результате анализа автор выделяет несколько основных факторов информационно-психологического риска. Основываясь на исследованиях В....

Особенности формирования компетенций молодого специалиста с позиции теории капиталов: методологический аспект

В статье представлен методологический анализ формирования социальных и профессиональных компетенций молодого специалиста. Опираясь на положения теории капиталов П.Бурдье, Г.Беккера, Дж.Минсера, М.Фридмана, Т.Шульца, К.Маркса определено, что формирова...

Переход к инновационной экономике: инновационная деятельность предприятий и инновационный менеджмент

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает и тесно связывает инновационную сферу и неотъемлемое участие государства в инновационных процессах, протекающих внутри предприятия. Использование нововведений играет огромну...

Понятие и классификация рисков предприятия

Актуальность написания статьи заключается в том, что в современном мире, в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции вопросы экономической безопасности предприятия, как экономического субъекта, особенно актуальны. Предприятия подвержены так н...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Овладение иностранным языком с точки зрения лидера

Нельзя не учитывать важность изучения и сравнительного анализа разных типов личности студента, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности студента в процессе изучения иностранного языка. Дл...

Феномен психологического давления как фактор социально-психологических явлений

Исследование феномена психологического давления на Западе связано с такими именами ученых как: С. Аш, А. Бандура, Х. Келман, Г. Мюррей, Ф. Хайдера, К. Ховланд. В России психологическое давление ассоциируют с психологическим насилием, психологическим ...

Язык международного общения

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа английского языка и других языков, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Наша задача — определить статус английского языка и причины, которые позволили ему стать универсаль...