Гендерные особенности взаимоотношения старшеклассников с социальным окружением
Автор: Компаниец Валерия Игоревна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)
Дата публикации: 04.03.2014
Статья просмотрена: 1867 раз
Библиографическое описание:
Компаниец, В. И. Гендерные особенности взаимоотношения старшеклассников с социальным окружением / В. И. Компаниец. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5160/ (дата обращения: 16.11.2024).
В психологической науке имеется большое количество данных полученных в ходе различных исследований, посвящённых общим вопросам гендерных различий между девушками и юношами (Хризман Т. П.1998г., И. С. Кон 1981). Лишь вопросы специфики их взаимоотношений с социальной средой стали изучаться совсем недавно (Гурова О. С. и Середина Т. С., 2011г., Варламова C. Н., Носкова А. В., Седова Н. Н.2006г., Журавлева А. Л. И Соина И. А., 2012г., Буровихина И. А. 2011г.)
Социализация — это процесс накопления каждым человеком социального опыта и социальных установок, соответствующих его социальным ролям. Процесс социализации каждого человека продолжается на протяжении всей его жизни, но наиболее интенсивно он осуществляется в старшем школьном возрасте. Поэтому главную роль на этих этапах играет общение и социальное окружение. Общение — это не только процесс передачи накопленных знаний от одного другому, но это ещё и процесс усваивания взаимного влияния друг на друга. Именно смотря на чужой опыт, старшеклассники активно его критически перерабатывают и вплетают его в свой собственный. (Абульханова — Славская К. А.,1981).
Главным новообразованием юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми: с родителями, бабушками и дедушками, друзьями и близкими людьми. Именно юношеский возраст характеризуется, как возраст активных попыток юноши повлиять на происходящее в родительской семье и перестроить взаимоотношения с родителями. (Кулиш О. Г., 2005). С одной стороны, в старшем школьном возрасте юноши и девушки нуждаются в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, а с другой стороны они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными со взрослыми в правах. (Попова И. М.) Юноши и девушки в возрасте 15–17 лет стремятся делать свой выбор самостоятельно, но при этом не хотят нести ответственности за сделанное.
Трудности социализации в семье возникают из-за того, что современные юноши и девушки заметно отдалились от взрослых: из-за высокой занятости на работе уменьшилось число контактов детей с родителями, в результате этого юноши и девушки стали сильно зависимы от пагубного воздействия массовой культуры и интернета. Следствием этого явилась также и потеря родителями ответственности за своих детей (Фельдштейн Д. И., 2011), попустительство по отношению к ним, предоставление широты выбора и свободы, избыточной для подростка. Получается, что современная молодежь развивается как бы стихийно и сама по себе. Трудности социализации старшеклассников в семье возникают и из-за того, что по мере созревания девушек и юношей их взгляды, понимание общественных событий меняются и часто не совпадают с родительскими. При привычных для ранней юности быстрых личностных изменениях вероятность различий во взглядах с родителями резко возрастает по сравнению с предыдущими периодами развития. И если при этом они наталкиваются на резкое сопротивление со стороны родителей, то это зачастую приводит к конфликтам, переживая которые юноши и девушки чувствуют себя одинокими, опустошенными, покинутыми, брошенными, ненужными миру взрослых и миру вообще (Фельдштейн Д. И., 2011). Такое эмоциональное неблагополучие, порой приводит к серьезным психогенным расстройствам. За последние два десятилетия такое проявление стало регистрироваться заметно чаще и иметь более негативные последствия как для самого старшеклассника (рост числа суицидов в возрасте 15–17 лет), так и для общества. Не найдя поддержки в семье, молодые люди начинают искать признания среди сверстников. При одинаковых интересах среди старшеклассников начинают формироваться неформальные юношеские объединения, которые стремятся функционировать за пределами контроля и опеки со стороны родителей. Такие объединения зачастую оказывают негативное влияние, которое в дальнейшем негативно сказываться на дальнейшую судьбу молодых людей (алкоголизм, наркомания, бродяжничество, игромания, а иногда и криминальные поступки: воровство, убийство и т. д.)
Поэтому если в семье существует признание прав и ответственности детей, то конфликты сводятся к минимуму. Там, где взрослые подчеркивают свои надежды на помощь сына или дочери и высоко ценят их участие в семейных делах, дети рано взрослеют, у них развивается забота и ответственность, умение распределять свое время и бюджет. В таких условиях семья становится не зоной риска, а зоной взросления. Юноши и девушки не уходят от семьи к товарищам, но привлекают товарищей к решению семейных проблем. Поэтому юноши рано начинают искать работу и зарабатывать, а девушки берут на себя домашние дела (учатся вкусно готовить, стирать, шить одежду, помогать по хозяйству).
Наиболее активно в старшем школьном возрасте юноши и девушки начинают общаться с бабушками и дедушками. Именно они становятся для них источником родовой памяти. Именно от них они могут более подробно узнать об истории своей семьи. В бабушках и дедушках кроется тайна непрерывности рода: в результате неразрывной связи с бабушками и дедушками время для юношей и девушек перестает быть устрашающим (А. А. Реана, 2003). Мудрые бабушки и дедушки имеют особое значение, они нужны им в качестве собеседника и слушателя. Таким собеседником для юноши и девушки не может стать его сверстник, поскольку он тоже занят собой и своими проблемами. Родители же чаще всего с детьми спорят или разговаривают либо как с равными, либо, наоборот, поучают. Бабушки и дедушки обычно только слушают — не комментируют, ничего не оценивают, и тогда в своем монологе старшеклассники уясняют, чего они не понимали или что не так делали. При таком доверительном, безопасном общении юноша или девушка сможет и в глупости или даже в каком-то неприглядном поступке признаться, поскольку знает, что здесь его абсолютно поймут (Маценова Е. Б.,2001).
Взаимодействуя c друзьями, юноши и девушки учатся рефлексии на себя и сверстника. Для них друзья обретают особую ценность. Общение сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки-старшеклассницы выражают свои чувства объятиями и стремлением прикасаться друг к другу, это становится свойственно и мальчикам старшеклассникам. Наряду с дружескими потасовками и борьбой юноши так же, как и девушки, выражают свою приязнь друг к другу через объятия и рукопожатия. В отношениях c друзьями юноши и девушки стремятся реализовать свои возможности в общении. Успех в среде сверстников ценится больше всего, особо ценны: верность, честность и карается предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т. п. (Мухина В. С., 2000)
Поскольку общение с людьми является главным в старшем школьном возрасте, то нас заинтересовала особенность этих отношений, поэтому, целью нашего исследования стал анализ гендерных особенностей взаимоотношений юношей и девушек 15–17 лет с социальным окружением.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть существующие в психологической науке представления о взаимоотношении юношей и девушек с людьми разных возрастов.
2. Рассмотреть гендерные особенности взаимоотношений старшеклассника с социумом.
3. Рассмотреть гендерные особенности предпочитаемых типов отношений у юношей и девушек 15–17 лет.
4. Проанализировать и описать особенности взаимосвязи значимых лиц из ближайшего окружения у старшеклассников с предпочитаемыми типами отношений.
В исследовании приняли участие 50 юношей и 50 девушек из 9-х, 10-х, 11-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская Краснодарского края в возрасти 15–17 лет.
Особенности социальных связей устанавливались по методике Н. В. Кузьминой «Социально-психологические связи». (Кузьмина Н. В., 1997) Социально-психологические связи (СПС) характеризовались составом наиболее значимых лиц из ближайшего окружения (мать, отец, бабушка, дедушка, брат/сестра, родственники, друг из класса, друг из школы, друг вне школы, мать/отец товарища) и наиболее предпочитаемыми типами отношений (советуюсь, дорожу мнением, могу довериться, уверен, поймет, уверен, поможет, уверен, защитит, хочу подражать).
Полученные данные обрабатывались при помощи программы Microsoft Office Excel 2007. Достоверность различий изучаемых показателей в группах юношей и девушек устанавливалась по t-критерию Стьюдента, взаимосвязи показателей устанавливались с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
Данные о значимости для юношей и девушек лиц из ближайшего окружения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние показатели значимости лиц из ближайшего окружения в группах юношей и девушек
№ п/п |
Показатели |
Девушки |
Юноши |
Достоверность различий |
1 |
Мать |
15,6±5,59 |
17,2±3,85 |
Р>0,10 |
2 |
Отец |
11,78±7,39 |
14,02±6,56 |
Р>0,10 |
3 |
Бабушка |
11,08±7,71 |
13,62±6,58 |
Р<0,01 |
4 |
Дедушка |
7,78±6,93 |
11,82±7,49 |
P<0,01 |
5 |
Брат\сестра |
12,42±6,17 |
10,8±7,27 |
Р>0,10 |
6 |
Родственники |
9,08±6,78 |
9,28±6,27 |
Р>0,05 |
7 |
Друг (подруга) из класса |
10,1±6,25 |
10,6±5,86 |
Р>0,05 |
8 |
Друг (подруга) из школы |
6,36±5,61 |
9,08±5,94 |
P<0,05 |
9 |
Друг (подруга) вне школы |
11,58±7,07 |
9,98±7,01 |
Р>0,10 |
10 |
Мать (отец) товарища |
3,8±5,15 |
6,8±6,10 |
P<0,05 |
Результаты, приведенные в таблице 1, показывают, что в группе юношей и девушек есть гендерные отличия и сходство. Показатели значимости родителей одинаковы и в группе девушек и в группе юношей, но особо значимой для обеих групп является мать.
В группе юношей и девушек 15–17 лет выявлены статистически достоверные различия в показателях значимости бабушки, дедушки, (Р<0,01) и друга (подруги) из школы, матери (отца) товарища (P<0,05). Показатель значимости бабушки оказались статистически достоверно выше в группе юношей. Это связано с тем, что юноши в отличие от девушек больше всего нуждаются в женском внимании, а именно бабушки порой заменяют мам, которые из-за быстро меняющейся социальной обстановки в мире стали выполнять экономическую роль в семье. Для многих семей, в которых проживают исследуемые девушки и юноши, именно мать является единственным источником доходов семьи и поэтому именно бабушки уделяют своим внукам значительно больше времени.
Показатели значимости дедушки также выше в группе юношей это связано с усвоением гендерных стереотипов и усилением юношами потребности в общении с мужчинами. Другая причина значимости дедушки для юношей состоит в ограничении отношений с отцом из-за занятости работой, либо в связи с разводом родителей.
Высокие показатели значимости друга из школы выше у юношей, чем у девушек. Это говорит о том, что для юношей намного важнее общение и мнение товарищей, чем для девушек.
Интересным фактом является более высокое значение для юношей, чем для девушек родителей товарища. Оно отражает потребность юношей во взрослых друзьях, которые помогают ему осваивать взрослые отношения. Именно со стороны других взрослых людей, а не родителей старшеклассники получают признание своих новых возможностей, добиваются доверия, они могут показать, что они такие же взрослые, как и все.
Далее мы выясняли гендерные отличия у юношей и девушек 15–17 лет по типам предпочитаемых отношений (таблица 2).
Таблица 2
Средние показатели предпочитаемых отношений в группах юношей и девушек
№ п/п |
Показатели |
Девушки |
Юноши |
Достоверность различий |
1 |
Советуюсь |
12,52±6,17 |
14,28±6,09 |
Р>0,05 |
2 |
Дорожу мнением |
14,26±6,61 |
18,46±4,81 |
P<0,001 |
3 |
Могу довериться |
15,24±5,97 |
17,84±3,82 |
P<0,05 |
4 |
Уверен, поймёт |
15,4±6,998 |
17,9±4,93 |
P<0,05 |
5 |
Уверен, поможет |
17,12±6,56 |
18,56±5,08 |
Р>0,05 |
6 |
Уверен, защитит |
16,4±6,28 |
16,82±5,36 |
Р>0,05 |
7 |
Хочу подражать |
8,16±5,46 |
9,2±5,79 |
Р>0,05 |
Согласно данным исследования, приведённым в таблице 2, в группе девушек наблюдаются высокие результаты в следующих типах отношений: «уверен поможет» и «уверен защитит». Эти показатели говорят о том, что на жизнь, девушки смотрят ещё детским взглядом и нуждаются в защите и опеке. Достоверно более высокие показатели отношений «дорожу мнением», «уверен, поможет», «уверен, поймёт» в группе юношей говорят о значимости для них зрелых взрослых отношений.
В связи с возрастными закономерностями высокие показатели «уверен, поможет» и «уверен защитит» как у юношей, так и у девушек, показывают двойственность в отношениях, т. е. с одной стороны они пытаются быть самостоятельными и вести себя с позиции взрослого, а с другой стороны нуждаются в помощи и защите.
Высокие показатели отношения «дорожу мнением» выявлены в группе юношей. Для них очень важно мнение окружающих, ведь из этого мнения у юношей формируется своё личное мнение.
С целью уточнения гендерных особенностей взаимосвязи между показателями предпочтения типов отношений и значимости лиц из ближайшего социального окружения в группе девушек и юношей был проведён корреляционный анализ. Результаты представлены в таблице 3 и 4.
Таблица 3
Корреляционные связи показателей предпочтения типов отношений, значимости лиц из ближайшего социального окружения в группе девушек
Мать |
Отец |
Бабушка |
Дедушка |
Брат\сестра |
Родственники |
Друг (подруга) из класса |
Друг (подруга) из школы |
Друг (подруга) вне школы |
Мать (отец) товарища |
|
Советуюсь |
0,42 |
0,46 |
0,45 |
0,65 |
0,61 |
0,62 |
0,32 |
0,32 |
0,51 |
0,46 |
Дорожу мнением |
0,44 |
0,54 |
0,57 |
0,65 |
0,52 |
0,65 |
0,29 |
0,35 |
0,51 |
0,38 |
Могу доверится |
0,54 |
0,49 |
0,61 |
0,81 |
0,68 |
0,61 |
0,37 |
0,46 |
0,54 |
0,38 |
Уверен, поймёт |
0,48 |
0,52 |
0,63 |
0,75 |
0,59 |
0,64 |
0,52 |
0,55 |
0,43 |
0,43 |
Уверен поможет |
0,61 |
0,50 |
0,64 |
0,71 |
0,57 |
0,66 |
0,38 |
0,41 |
0,56 |
0,43 |
Уверен защитит |
0,45 |
0,47 |
0,57 |
0,73 |
0,58 |
0,63 |
0,35 |
0,48 |
0,55 |
0,42 |
Хочу подражать |
0,60 |
0,57 |
0,57 |
0,52 |
0,53 |
0,54 |
0,46 |
0,59 |
0,32 |
0,16 |
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения коэффициентов корреляции при p<0,05
Согласно данным, приведённым в таблице 3, в группе девушек достаточно много корреляционных связей «советуюсь», «дорожу мнением», «могу доверится», «уверен, поймёт», «уверен поможет», «уверен защитит», «хочу подражать» с показателями значимости лиц из ближайшего социального окружения. Установленные корреляционные связи показывают, чем больше у девушек круг общения, тем чаще они могут использовать разные типы отношения к каждому из значимого социального окружения. Согласно данным корреляционного анализа, девушки более всего ждут доверия и понимания со стороны дедушек и бабушек и меньше склонны советоваться и считаться с мнением сверстника.
Таблица 4
Корреляционные связи показателей предпочтения типов отношений, значимости лиц из социального окружения в группе юношей
Мать |
Отец |
Бабушка |
Дедушка |
Брат \сестра |
Родственники |
Друг (подруга) из класса |
Друг (подруга) из школы |
Друг (подруга) вне школы |
Мать (отец) товарища |
|
Советуюсь |
-0,01 |
-0,00 |
0,22 |
0,38 |
0,64 |
0,37 |
0,37 |
0,39 |
0,39 |
0,52 |
Дорожу мнением |
0,16 |
0,08 |
0,22 |
0,49 |
0,49 |
0,58 |
0,22 |
0,22 |
0,42 |
0,31 |
Могу доверится |
0,00 |
0,27 |
0,26 |
0,49 |
0,50 |
0,52 |
0,20 |
0,25 |
0,26 |
0,36 |
Уверен, поймёт |
0,18 |
0,16 |
0,12 |
0,19 |
0,54 |
0,55 |
0,61 |
0,40 |
0,46 |
0,19 |
Уверен, поможет |
0,05 |
0,16 |
0,46 |
0,48 |
0,52 |
0,37 |
0,27 |
0,18 |
0,36 |
0,44 |
Уверен, защитит |
0,13 |
0,21 |
0,41 |
0,53 |
0,51 |
0,57 |
0,36 |
0,32 |
0,43 |
0,45 |
Хочу подражать |
0,21 |
0,18 |
0,23 |
0,18 |
0,30 |
0,29 |
0,25 |
0,15 |
0,20 |
0,15 |
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения коэффициентов корреляции при p<0,05
Из таблицы 4 видно, что в группе юношей в отличие от группы девушек, меньше корреляционных связей. Юноши более избирательны, чем девушки в своих отношениях. Согласно данным корреляционного анализа наиболее развиты взаимоотношения у юношей с родственниками, причём не с родителями, а с братом, сестрой и родственниками, с которыми возможны более равноправные взаимоотношения, в которых заинтересованы юноши. Установленные корреляционные связи показывают, что в группе юношей присутствует ориентация как на семью, так и на вне семейное социальное окружение. Большое количество корреляционных связей между показателями уверенности в защите и показателями значимости лиц из социального окружения юношей, говорит о том, что юноши все-таки, несмотря на свою взрослость, периодически принимают детскую позицию и нуждаются в защите.
Выводы
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
У современных юношей и девушек существует две группы значимых лиц: семья и друзья. Несмотря на попытки быть самостоятельными, как для юношей, так и для девушек именно семья продолжает оставаться главным институтом социализации. Для девушек и юношей значимы оба родителя, но особо значима мать.
Достоверные различия между средними показателями значимости лиц из ближайшего окружения и предпочитаемыми типами отношений в группах юношей и девушек, а также различие в корреляционных связях в этих группах указывают на то что, юноши более избирательны в своих отношениях, чем девушки. У юношей прослеживается ориентация на семью и более значима ориентация на вне семейное окружение, девушки же смотрят на жизнь ещё детским взглядом и нуждаются в защите и опеке. Юноши, несмотря на стремление к взрослости, периодически принимают детскую позицию и нуждаются в защите. Юноши 15–17 лет в отличие от девушек больше ориентированы на зрелые отношения, они дорожат мнениями других людей и нуждаются в равноправии.
Результаты исследования также свидетельствуют о необходимости дальнейшего исследования психологических предпосылок социально-психологической адаптации современных юношей и девушек.
Литература:
1. Абульханова — Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова — Славская. — М.: 1981.
2. Берн, Шон Меган. Гендерная психология: Секреты психологии мужчины и женщины / Берн Шон Меган; Шон Берн. — 2-е междунар. изд. — СПб.: прайм-Еврознак: Нева: ОЛМА-Пресс, 2002. — 318 с.: ил. — (Секреты психологии).
3. Бобрышева Т. В. Социальные представления как объект психологического исследования: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1996. — 22 с.
4. Буровихина, И. А. Особенности взаимодействия с матерью подростков из полных и неполных семей. // 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: в 4-х томах: Том 2 / Отв.ред. Богоявленская Д. Б., Зинченко Ю. П.- М.: МАКС Пресс, 2011. — С.342 -345.
5. Варламова C. Н., Носкова А. В., Седова Н. Н. Семья и дети в жизненных установках россиян. // Социологические исследования, 2006. — № 10. — С. 61–73.
6. Гурова О.С, Середина Т. С. Особенности семейных перспектив юношей// Вестник ТГПУ, 2011. — № 6 (108) 147–150С.
7. Еремеевой В. Д. Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира.- СПб, М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.-184с.
8. Журавлев А. Л., Соина И. А. Роль ценностных ориентаций личности в формировании ее социально-психологического пространства // Знание. Понимание. Умение. / 2012. № 4. 218–226с.
9. Каган В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков. Вопросы психологии. 2000. № 3. 65–69с.
10. Кон И. С Половые различия и дифференциация социальных ролей. — в кн.: Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. — 763–776с.
11. Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психол. 1981. № 2. 47–57
12. Кузьмина Н. В. Научно-практические методы анализа педагогической ситуации. //Психология производству и воспитанию. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1997, с. 211–224.
13. Кулиш О. Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов: дис. канд. психол. наук. / Кулиш Оксана Геннадьевна. — М.,2005. — 213 c.
14. Леонтьев А. А. Психология общения., 3-е изд. — М.: Смысл, 1999 — с. 246.
15. Маценова Е. Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 2001. — 24 с.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 6-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
17. Попова И. М. Социальные представления в обыденном сознании // Социологические исследования. — 1991. — № 11. — С.66–76.
18. Постникова М. И. Психологическое знание как фактор оптимизации межпоколенных отношений// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена№ 100 / 2009
19. Психология подростка / Под общей ред. А. А. Реана — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003
20. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого — педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования, 2011. — № 1 (26). — С.44–45.
21. Шабанов Л. В., Шелехов И. Л., Рубан Н. Н. Половая принадлежность и гендерная идентичность подростков из семей различного типа //Вестник ТГПУ, 2009. — № 8 (86). — 100–103с.
22. Harrington R. Depressive Disorder in Childhood and Adolescence. — John Wiley & Sons, 1995.