Дифференцированное обучение в школе VIII вида как средство снятия стрессообразующих факторов
Автор: Сметанина Надежда Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)
Дата публикации: 23.02.2014
Статья просмотрена: 810 раз
Библиографическое описание:
Сметанина, Н. А. Дифференцированное обучение в школе VIII вида как средство снятия стрессообразующих факторов / Н. А. Сметанина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5178/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ребёнок — это обычный человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей, гораздо труднее, чем у взрослого. Детский стресс можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют признаки, по которым можно определить, что ребёнок находится в состоянии стресса: обидные высказывания со стороны старшеклассников; ссоры с одноклассниками; негативная оценка со стороны учителя; конфликтное общение с учителем; переход в другой класс или другую школу; опоздание в школу; пропуск уроков по болезни; боязнь быть отстающим; выход к доске или любое публичное выступление; контрольная или тестовая работа; участие в соревнованиях; сообщение дома о плохой отметке.
Причиной стресса может быть и конфликт с самим собой. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении какого-то плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный. Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения.
Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.
В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:
1) психофизиологического качества (тип и свойства нервной системы);
2) мотивации (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость) — один и тот же человек может обнаружить разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость;
3) эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;
4) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации;
5) информированности, профессиональной подготовленности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;
6) интеллектуального компонента — оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.
Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной направленностью личности.
Так как стрессоустойчивость — качество непостоянное, значит, его можно развивать специальными упражнениями, разделение учащихся на определенные группы, привычкой к ежедневному напряжённому творческому труду и различным видам деятельности.
Дифференциация обучения, рассматривается как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса или группы учащихся в школе VIII вида.
Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения:
1) это внешняя дифференциация, или часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, в том числе и для воспитанников со сниженным интеллектом. То есть, наша школа-интернат уже в целом осуществляет дифференцированный процесс: она является коррекционной школой VIII вида; здесь созданы условия обучения и воспитания (коррекционные программы, планы, образовательная среда, комплекс методических, социально-психологических, организационно-управленческих мероприятий) с учётом особенностей детского контингента;
2) существует и внутренняя дифференциация как форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (обычно учащиеся делятся на сильных, средних, слабых — отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями). Внутренняя дифференциация есть важнейшее средство реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, воспитания, коррекции.
Дифференциация — это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для обучения. Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания в классах VIII вида очевидно. Ведь учащиеся по разным показателям отличаются друг от друга. Цель данного подхода в обучении — это создание благоприятного психического развития каждого ученика в классе.
Положительное в дифференцированном обучении.
1. Созданы условия для реализации возможностей как сильных, так и слабых детей, устранены условия для возникновения «комплекса неполноценности»
2. У педагога появляется возможность осуществлять индивидуальный подход
3. Предоставляется возможность быстрого продвижения сильных учеников, повышение их уровня образования через специально подготовленное задание.
4. Повышается уровень мотивации к учению. Повышается уровень — «Я — концепция», самооценки каждого учащегося.
5. Ребёнку легче учиться в группе, где собраны одинаковые по способности учащиеся.
Недостатки дифференцированного обучения.
1. Слабые теряют возможность тянуться за сильными учениками, получать от них помощь.
2. Из-за несовершенства педагогической диагностики, неуспевающие учащиеся, но с хорошими способностями могут попасть в слабую группу.
Задачей психолога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Как же осуществлять дифференциацию обучения?
1. Дифференциация по психологическим особенностям личности. Это учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т. д.
2. Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. После изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.
3. Дифференциация по познавательным способностям. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация.
4. Дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями.
Необходимо:
- уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;
- разработать или использовать уже готовые задания, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному критерию;
- использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся;
- в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;
- при успешном выполнении учащимся определенных целей пониженного уровня трудности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения;
Разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости:
В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:
- по коррекционно-развивающей направленности;
- по содержанию коррекционного занятия;
- по времени обучения, времени выполнения заданий;
- по видам учебной деятельности;
- по оценке деятельности.
Группы меняются, в зависимости от коррекционной направленности задания. На уроках используются индивидуальные, парные, групповые формы работы.
Также современные передовые педагоги делят учащихся на 3 группы по способам восприятия информации: аудиалы, визуалы, кинестетики. Визуалу задания предлагаются в виде записей; карточки должны быть яркими, красивыми, красочными. Аудиалу нужно прочитывать задание вслух учителем для лучшего восприятия прочитанного. Аудиалы запоминают лучше на слух при многократном повторении текста. Особенно ярко проявляются свойства аудиалов у детей со снижением слуха. Кинестетик получает задания, направленные на манипуляцию с предметами. Например, при сравнении чисел, можно предложить работу со счетными палочками.
Литература:
1. Виноградова Н. Ф. Современный урок — удивление, удовольствие, усилие, успех! — Начальная школа. — № 3–2005.
2. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. / Сост. и авт. коммент. Ф. Ф. Водоватов, Л. В. Бумагина. — М.: Академия, 2000. — 184 с.
3. Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. академика РАМН проф. Т. Б. Дмитриевой и проф. А. И. Воложина. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 248 с.: ил.