Ортобиотика — основополагающая технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья! | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кужель, Н. А. Ортобиотика — основополагающая технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья! / Н. А. Кужель, И. Р. Бардола, Н. Д. Дубровина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5203/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ортобиотика, относительно новое направление, которое рассматривает вопросы философии оптимизма, гигиенических правил, универсальные средства самосбережения. Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья она подходит идеально, потому что наиболее полно отвечает основной цели социальной реабилитации. Данная статья — это описание небольшого, но результативного опыта работы учреждения, это наш первый опыт и мы надеемся, он будет интересен специалистам, которые работают в данном направлении.

Рождение ребёнка удивительное и радостное событие, которое мы ждём с нетерпением и восторгом, и делаем всё, чтобы малыш родился крепким и здоровым. И если в результате стечения различных неблагоприятных факторов в семье рождается ребенок с серьёзным заболеванием, то это во многом определяет и жизнь ребёнка, и жизнь его семьи.Специфика работы с такими семьями сложна тем, что, как правило, психологический климат в семье неустойчивый. Мы глубоко убеждены, что в каждом ребёнке с проблемами в здоровье можно найти те свойства, которые эффективно работают на развитие у него «чувства жизни». Если научить детей прислушиваться к своим ощущениям, получать ответную реакцию от органов чувств, поверить в свои возможности, пробовать и учиться делать то, что раньше казалось не по силам, то жизнь их наполнится новым смыслом.

Изучая и внедряя инновационные и традиционные технологии, по-разному и с разным успехом мы пытались найти самую рациональную технологию, универсальное действенное средство для работы с детьми с ограниченными возможностями и пришли к выводу, что ортобиотика, как современное направление, наиболее полно отвечает основной цели социальной реабилитации.

Потому что социальная реабилитация личности — это сложный процесс взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, и это процесс, который длится в течение всей жизни человека. Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

А ортобиотика как раз и включает в себя формирование активной жизненной позиции и жизненного оптимизма, достижение гармонии человека с окружающей природой, учит искусству вести правильную жизнь и самосберегать здоровье.

В настоящий момент в отделении социальной реабилитации инвалидов нашего учреждения успешно реализуются: программы «Дорогу осилит идущий»; «Весёлые пуговки»; «Я — сам», «Мать и дитя». В стадии разработки коррекционная программа по развитию речи «АБВГДейка» и программа, направленная на успешную социализацию детей с ограниченными возможностями «Волшебная страна», которые полностью построены на принципах ортобиотики — как жизнесберегающей технологии. «Профилактика радостью» — главныйпринцип ортобиотики и неотъемлемая часть работы специалистов. Каждое занятие начинается «ритуалом радостной встречи», и заканчивается «ритуалом радостного прощания». Самое ценное в таких моментах — искренняя улыбка педагога, прикосновения, эмоциональная речьвнимание и доброта, которыми они наполнены.

Логопедом нашего центра широко применяется методика логоритмика, адаптированная для разных групп детей с речевыми нарушениями. Педагогом — психологом внедрён в реабилитационный процесс комплекс упражнений для развития пальчиковой активности. Дети с огромным удовольствием посещают занятия с элементами музыкотерапии, ароматерапии, релаксационные процедуры. Важный элемент ортобиоза — культура общения. Каждый ребёнок в процессе занятий по программе находит «свои любимые вежливые слова», которые становятся неотъемлемой частью его жизни. Специалистами проводится огромная работа по выявлению талантов у наших подопечных, приобщению их к различным хобби, увлечениям. Особое место отводится семье, прививается трепетное отношение к ней. Очень важно отметить то, что необходимым требованием ортобиотики является формирование здоровьесберегающего пространства. На занятиях обязательны физкультурные минутки, чередование позы и положения тела, смена видов деятельности.

Применяем в своей работе ортобиотику мы сравнительно недавно, но уже видим первые результаты и они нас радуют. Благодаря применению принципов ортобиотики специалисты, занимаясь с ребёнком, научились грамотно оценивать его эмоционально-психологическое состояние и при необходимости мягко корректировать его, целенаправленно формировать позитивный психологический климат при использовании групповой формы работы, больше внимание стало уделяться работе с родителями наших маленьких подопечных, возросла эффективность реабилитационных мероприятий.

Литература:

1.                  Каверина М. В. Сорокина О. Ю. Реферат: «Ортобиотика — как здоровьесберегающая технология обучения» Омск 2009

2.                  Семенова Надежда, Дегай Павел. Здоровье здорового человека: Практическая экология XXI века — 2007 г.

3.               Свияш Александр. Здоровье в голове, а не в аптеке. 2007 г.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная реабилитация, ребенок, семья.

Похожие статьи

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Игровая технология «синквейн» в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ

Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Театрализация как форма работы с детьми с задержкой развития

Лекотека как новая форма социализации и образования детей с задержкой психического развития

Использование зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения: качество, продолжительность, целесообразность

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Похожие статьи

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Игровая технология «синквейн» в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ

Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Театрализация как форма работы с детьми с задержкой развития

Лекотека как новая форма социализации и образования детей с задержкой психического развития

Использование зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения: качество, продолжительность, целесообразность

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью