Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)

Дата публикации: 02.03.2014

Статья просмотрена: 13843 раза

Библиографическое описание:

Жирнова, О. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ / О. С. Жирнова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5204/ (дата обращения: 16.11.2024).

Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания психолого-педагогической помощи детям.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Это подтверждается психолого-педагогическими (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, С. С. Ляпидевский, С. А. Миронова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др.), психолингвистическими (В. К. Воробьёва, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О. Н. Исаев, В. В. Ковалёв и др.) исследованиями.

Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют психологу и логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.

Актуальность.Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Выготский Л. С. писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Исследования многих специалистов таких, как Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасовой, О. С. Никольской, Т. А. Добровольской, О. А. Карабановой, Л. В. Кузнецовой, Левченко И. Ю., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. и др. показывают, что большие затруднения при обучении испытывают дети с логопедическими диагнозами общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, которые проявляется не только в дефектах произношения и в нарушениях лексико-грамматических средств языка, но и в познавательной сфере. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.

Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания, как логопеда, так и психолога.

Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабо успевающими по родному языку, математике, чтению.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

По результатам Психолого-медико-педагогической комиссии с 2010 по 2012 учебный год было выявлено: 43 % детей с низким уровнем познавательного развития, 31 %- эмоциональное нарушение.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

С этой целью нами была создана программа интегрированных занятий педагога — психолога и учителя-логопеда «Мы-вместе!» по сопровождению детей с ОНР в детском саду «Радуга» с. Нижнее Санчелеево.

Основной принцип организации работы — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

В программе «Мы-вместе!» логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка) и воспитатель группы.

Участниками программы являются дети 4–7 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи, но при этом нарушено звукопроизношение, а также недостаточно сформирован словарный запас, встречаются грамматические ошибки. Не сформирована связная речь. Свободное общение у таких детей затруднено.

Основными направлениями программы являются: диагностика; психолого-медико-педагогический консилиум; организационная работа; коррекционно-развивающая работа; работа с родителями и педагогами.

Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, «включение» всех сенсорных систем: слуховой, зрительной, кинестетической, тактильной.

На интегрированных занятиях широко используется упражнения по охране зрения, для сохранения осанки, артикуляционные и дыхательные упражнения.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребёнка лежат следующие проблемы:

-         несформированность высших психических функций (ВПФ) сочетается с недостаточностью речевого развития;

-         нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

-         речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля

Программа«Мы-вместе»рассчитана на учебный год с сентября по май, 1 занятие в неделю, 3–4 занятия в месяц. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. План программы разработан в соответствии с ФГТ. Учебный план программы составляется в соответствие с тематическим планированием в группах. Такие темы, как «Овощи. Огород», «Зимующие птицы», «Семья, человек и его тело», «Скоро в школу» и д. р.

В результате реализации программы возможны качественные изменения у детей, которые выразятся: в развитии памяти, внимании, мышлении, активной речи, подготовки руки к овладению навыком письма.

Педагогическая ценность программы.

Представленная программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Главную роль, конечно, играет семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагога. Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи.

Литература:

1.                 Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие / Сост. Н. В. Новоторцева. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: КАРО, 2006.

2.                 Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей/ Р. Е. Левина // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).

3.                 Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, общее недоразвитие речи, речевое развитие, нарушение, психическое развитие, деятельность психолога, нарушение речи, познавательная сфера, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение.

Похожие статьи

Опыт логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Конспекты индивидуальной организованной образовательной деятельности по активизации речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития) «День рождения клоуна», «Весёлый ёжик»

Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе

Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии

Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Похожие статьи

Опыт логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии и театрализации

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Конспекты индивидуальной организованной образовательной деятельности по активизации речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития) «День рождения клоуна», «Весёлый ёжик»

Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе

Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии

Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации