Возможности использования программного продукта «Психология в школе» для психологической диагностики результатов освоения основной общеобразовательной программы в рамках реализации ФГОС
Автор: Снегирева Елена Васильевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июль 2014)
Дата публикации: 01.07.2014
Статья просмотрена: 658 раз
Библиографическое описание:
Снегирева, Е. В. Возможности использования программного продукта «Психология в школе» для психологической диагностики результатов освоения основной общеобразовательной программы в рамках реализации ФГОС / Е. В. Снегирева. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5981/ (дата обращения: 19.12.2024).
Министерством образования и науки РФ издан приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказом № 2357 от 22 сентября 2011 г. внесены изменения в ранее изданный документ.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г. (ст. 11) в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ ФГОС являются планируемые результаты освоения предметных программ общего образования.
ФГОС НОО предусматривает систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. В процессе оценки достижения планируемых результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Так как наше образовательное учреждение находится в особых условиях, где нет возможности привлекать специалистов с центров психолого-педагогической коррекции и развития, эта работа проводится педагогом-психологом в рамках его должностных обязанностей. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.
В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, вформе, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень «включённости» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированных процедур.
У выпускника начальной школы должны быть сформированы 10 личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы НОО.
К компетенции педагога-психолога относятся лишь 3, а именно:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (адаптация);
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смыла учения (мотивация);
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Из 16 метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы НОО с помощью психологической диагностики можно диагностировать только 3:
1) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,…;
2) определение общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Определив личностные и метапредметные результаты освоения ООП НОО, подлежащие психологической диагностике, нами была предпринята попытка изучения возможностей использования, программного продукта EffectonStudio — комплекса «Психология в школе», его разработчики Иван Анатольевич Тугой — Руководитель группы разработчиков проекта «EffectonStudio», университет Тампере, Финляндия, Артур Эдуардович Тамбиев — научный руководитель проекта «EffectonStudio» — заведующий отделом изучения высших психических функций мозга человека НИИ Нейрокибернетики им. А. Б. Когана Ростовского государственного университета.
Психологические методики: тесты и упражнения, которые входят в состав EffectonStudio 2006 отрабатываются более 10 лет, а их программные реализации постоянно оттачиваются и улучшаются. Комплекс содержит психологические тесты и психокоррекционные упражнения, хорошо известные в кругах психологов и оригинальные методические разработки, не имеющие аналогов в мире.
Все психологические методики объединены в пакеты по областям психологического знания например, тесты по вниманию или памяти, свойствам личности человека или межличностным отношениям. Одним из основных требований при разработке EffectonStudio было и является включение в программу только научно-обоснованных методик, с доказанными и экспериментально поверенными свойствами релевантности, валидности и надежности. Пакеты содержат методики, являющиеся не только тестами, но и упражнениями или методическими рекомендациями.
Кроме 11 пакетов методик Комплекс содержит большую библиотеку теоретических материалов, которая также будет способствовать более полному квалифицированному анализу предоставляемых результатов.
Изучив имеющиеся нормативные документы, было принято решение о том, что целесообразно проводить психологический мониторинг по следующей схеме, представленной в таблице 1:
Таблица 1
Мониторинг результатов освоения ООП НОО
№ п/п |
Результат освоения ООП НОО |
Методика |
На входе |
На выходе |
1. |
Овладение начальными навыками адаптации вдинамично изменяющемся и развивающемся мире; (адаптация) |
Анкетирование родителей «Оценка психологического состояния младших школьников». |
Декабрь, 1-й класс |
Апрель, 4-й класс |
2. |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;(мотивация). |
Анкета неуспеваемости и мотивации обучения |
Декабрь (апрель), 2-й класс |
Апрель, 4 –й класс |
3. |
Развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Оценка психологического состояния младших школьников (анкетирование родителей), Тест Кеттелла CPQ: Психологический тест свойств личности школьников |
Декабрь, 1-й класс Декабрь, 2-й класс |
Апрель, 4 класс |
4. |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
Анкета неуспеваемости и мотивации обучения |
Декабрь, 2-й класс |
Апрель, 4-й класс |
5. |
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
Анкета неуспеваемости и мотивации обучения |
Декабрь, 2-й класс |
Апрель, 4 –й класс |
6. |
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. |
ШТОМ: Школьный психологический тест освоенности мышления |
Декабрь, 2-й класс |
Апрель, 4-й класс |
7. |
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Тест Кеттелла CPQ: Психологический тест свойств личности школьников, Социальный интеллект: Психологический тест социального интеллекта Гилфорда |
Декабрь, 2-й класс |
Апрель, 4-й класс |
8. |
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. |
Социальный интеллект: Психологический тест социального интеллекта Гилфорда |
Декабрь, 2-й класс |
Апрель, 4-й класс |
Представленный план мониторинга является примерным и может быть изменен в соответствии с условиями того или иного образовательного учреждения.
Введение новых стандартов начального и общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога — психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.
Для того чтобы оценить достижения результатов освоения основной образовательной программы, используются разнообразные методы и формы, в том числе и психологическая диагностика.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010.
6. Руководство пользователя программного продукта EffectonStudio — комплекса «Психология в школе». 2006.