Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июль 2014)

Дата публикации: 04.07.2014

Статья просмотрена: 7963 раза

Библиографическое описание:

Рачицкая, Н. В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности / Н. В. Рачицкая. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 55-56. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5999/ (дата обращения: 16.10.2024).

В современной методической науке под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по языку. Наряду с термином «компетенция», используется термин «компетентность». Данные понятия дифференцируют таким образом: компетенция — это комплекс знаний, навыков, умений, приобретенный в ходе занятий и составляющий содержательный компонент обучения, компетентность — это свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции [1, с. 142].

Коммуникативная компетентность — это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в социальных ситуациях; 2) умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; 3) умение выбирать и реализовывать адекватные способы взаимодействия.

Коммуникативная компетентность заключается в достижении коммуникативного, интерактивного и перцептивного уровней адекватности партнеров. Она складывается из способностей: давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, социально-психологически программировать процесс общения и осуществлять социально-психологическое управление коммуникативной ситуацией [2, с. 111].

Одним из важных феноменологических проявлений коммуникативной компетентности личности, на наш взгляд, является коммуникативная толерантность. Толерантность характеризует отношение личности к другим людям и отражает степень терпимости к неприятным или неприемлемым психическим состояниям, качествам и поступкам партнеров по взаимодействию. В ряде исследований толерантность связывают с эмоциями. Среди основных функций эмоций, помимо приспособительной, сигнальной, оценочной, регуляторной называется коммуникативная функция.

Анализируя и оценивая роль эмоций в специальном функционировании личности, в ее биосоциальной структуре В. В. Бойко обращается к проблеме коммуникативной толерантности. Коммуникативная толерантность — это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Е. Г. Виноградова [3] пишет: коммуникативная толерантность является основным качеством личности, проявляющимся в терпимости, бесконфликтности, а также устойчивости, доверительности и способности спокойно и без раздражения принимать индивидуальности других людей. Для эффективности данной характеристики необходимо, чтобы коммуникативная толерантность выступала не просто высокоразвитым, но устойчивым коммуникативным качеством личности.

З. А. Агеева [4, с. 49] отмечает в свою очередь, что человек либо не видит существенных различий между проявлениями собственной и чужой личности, либо не испытывает негативных переживаний по поводу таких различий.

Коммуникативная толерантность в психологии определяется как отношение личности к людям, показывающее степень переносимости ее неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [5,с. 200].

Отмечая достаточно высокий уровень сходства в трактовке исходного понятия и обобщая современные представления о данном личностном свойстве, Е. Ю. Кочергина определяет коммуникативную толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется, как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого» [6].

По мнению В. В. Бойко [7], это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.

В качестве механизмов коммуникативной толерантности выделяются, во-первых, способность индивида к торможению, сдерживанию негативных реакций; во-вторых, способность адекватно оценивать значимость ситуации и переоценивать ее с учетом точки зрения партнера, то есть готовность к перестройке неадекватных установок [8].

Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с психологией эмоционального отражения личных различий. В механике коммуникативной толерантности решающую роль играет совместимость или несовместимость одноименных качеств партнеров — интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе сказать, партнеры сопоставляют и оценивают качества, состояния друг друга на уровне отдельных подструктур личности.

Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий. Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. Бойко В. В. считает, что повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия [7].

Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности, достижения синергического эффекта. Общаясь с толерантной личностью, вы испытываете комфорт. Отсутствие же коммуникативной толерантности или ее низкий уровень объясняются негативными реакциями индивида на обнаруженные различия между подстуктурами своей личности и личности партнера.

Коммуникативная толерантность предполагает наличие эмпатии, самоконтроля, выдержки и интеллектуальной гибкости. В связи с этим некоторыми психологами коммуникативная толерантность рассматривается как многомерная характеристика личности, имеющая сложную структуру, основными составляющими которой являются мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты [9].

Таким образом, коммуникативная толерантность—важнейшее свойство личности, необходимое для оптимизации процессов общения и взаимодействия, а, следовательно, ее можно рассматривать как один из элементов коммуникативной компетентности.

Литература:

1.                  Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов / А. Н. Щукин. — М.: Высш. шк., 2003. — 332 с.

2.                  Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность. / Отв.ред. А. А. Козлов — М.: КНОРУС, 2005. — 368 с

3.                  Виноградова, Е. Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 /Е. Г. Виноградова; Нижегор. гос. пед. ун-т. — Сочи, 2002. — 23 с.

4.                  Агеева, З. А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности /З. А. Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. — 2012.– № 1.– С. 49–53.

5.                  Гарин, И.И. что такое этика, культура, религия / И. И. Гарин. — М.: Терра — Книжный клуб, 2002. — 848 с.

6.                  Кочергина, Е. Ю. Современные дискуссии по проблеме толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: сб. науч.– метод. ст. / Е. Ю. Кочергина.– М.: МПСИ, 2003. — 368с.

7.                  Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко — М.:Филинъ, 1996. — 472 с.

8.                  Безлюева, Г.В., Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Безлюева, Г. М. Шеламова. — М.: Вербум, 2003. –168 с.

9.                  Асмолов А. Г. О смыслах понятия толерантность / А. Г. Асмолов // Век толерантности. — М.: 2001. — №. 1.– С. 8–18.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная толерантность, коммуникативная компетентность, личность партнера, поступок партнеров, различие, коммуникативная ситуация, личность, отношение личности, свойство личности, способность индивида.

Похожие статьи

Профессиональное общение как составляющая коммуникативной компетентности

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Лингвокультурологическая интерференция как коммуникативная помеха в процессе межкультурной коммуникации

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Процессуальный договор как средство повышения эффективности цивилистического процесса

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по обществознанию

Регрессионная модель силы взаимовлияния компонентов толерантного сознания у супругов

Ценностные ориентации личности как функции регуляторов социального поведения индивидов

Похожие статьи

Профессиональное общение как составляющая коммуникативной компетентности

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Лингвокультурологическая интерференция как коммуникативная помеха в процессе межкультурной коммуникации

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Процессуальный договор как средство повышения эффективности цивилистического процесса

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по обществознанию

Регрессионная модель силы взаимовлияния компонентов толерантного сознания у супругов

Ценностные ориентации личности как функции регуляторов социального поведения индивидов