Психологическая помощь детям в чрезвычайных ситуациях
Автор: Малинина Ирина Николаевна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 16.07.2014
Статья просмотрена: 7138 раз
Библиографическое описание:
Малинина, И. Н. Психологическая помощь детям в чрезвычайных ситуациях / И. Н. Малинина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6041/ (дата обращения: 16.11.2024).
Мир наполнен множеством угроз и опасностей. В настоящее время происходит большое число аварий, катастроф, бедствий и террористических актов, которые приводят к чрезвычайным ситуациям.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [4].
Люди, побывавшие в чрезвычайных ситуациях, испытывают большой стресс, психическое напряжение. Существует множество методов психологической помощи пострадавшим. Они достаточно подробно описаны в научной литературе. Однако такие методы в основном предназначены для взрослых. В настоящее время недостаточно разработана система психологической помощи детям в чрезвычайных ситуациях.
Существует ошибочное мнение, что дети ничего не понимают в происходящем, и таким образом, не испытывают эмоционального стресса от чрезвычайных ситуаций. Ребенок может испытывать «…такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность)» [2].
Психика ребенка устроена иначе, чем у взрослого. Ребенок имеет очень сильную связь со своей семьей, особенно с матерью. При чрезвычайной ситуации ребенок ориентируется на близкого или авторитетного для него взрослого, «считывает» его состояние и тем самым влияет на состояние собственное. Родители, долгое время находящиеся в депрессии после происшествия, задерживают психическое развитие ребенка. Возникает «симбиотическая связь» между родителями и детьми. Родители не отпускают ребенка далеко от себя, так как боятся за него, а ребенок, в свою очередь, держится ближе к родителям. Так круг общения ребенка резко сужается, что тормозит его психическое развитие. Происходит регресс к старым формам поведения, и психологический возраст ребенка становится намного меньше, чем хронологический.
Таким образом, чтобы ребенок мог без тяжелых последствий пережить чрезвычайную ситуацию, необходимо оказывать ему и его семье психологическую помощь.
Непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации оказывается экстренная психологическая помощь. Важно оказывать ее как можно быстрее в чрезвычайной ситуации или после нее. Чем больше пройдет времени, тем больше вероятность того, что психотравма станет хронической.
Для успешной психологической помощи необходимо вступить в контакт с ребенком, сделать так, чтобы он доверился вам, а этого нелегко достигнуть. Н. В. Онищенко в своем исследовании пишет о том, что лучше всего получается установить контакт с ребенком через игрушки [5]. С помощью них можно проработать чувства пострадавшего и определить его эмоциональное состояние. Рисование и лепка из пластилина помогают ребенку отвлечься от происходящих событий и тем самым облегчить его психологическое напряжение.
В экстремальной ситуации у ребенка могут возникнуть такие симптомы, как апатия, ступор, двигательное возбуждение, нервная дрожь, истерика, плач, страх, агрессия, бред и галлюцинации.
Психологу в таких ситуациях необходимо создать условия для нервной «разрядки».
Сначала необходимо отвести ребенка в безопасное место, где можно отдохнуть. Также говорить с ним, находиться рядом. Если ребенок потерял кого-то из близких, он может чувствовать себя одиноким, ему необходима опора и поддержка, которую может дать психолог. Также следует информировать ребенка, о том, что сейчас происходит: «Спасатели уже едут, скорая помощь в пути». Необходимо разговаривать с ним: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты есть или пить?» Важно дать ему понять, что вы всерьез относитесь к его переживаниям. Следует установить телесный контакт, взять его за руку, обнять. Такие меры психолога могут помочь при апатии, когда ребенок не видит смысла говорить или действовать, при страхе, плаче. Не оставляйте ребенка одного, дайте ему почувствовать, что он важен, займитесь совместной деятельностью, дайте ему какое-нибудь поручение.
Если у ребенка галлюцинации, бред, необходимо защитить его от себя самого, ведь часто он не понимает, что происходит на самом деле вокруг. Необходимо убрать предметы, которыми он может пораниться. Не в коем случае нельзя оставлять его одного до приезда скорой и психиатрической помощи.
Также следует поступить и при двигательном возбуждении и агрессии, так как ребенок становится опасным для себя и даже для окружающих людей.
Ступор – одна из самых мощных защитных реакций, которая возникает вследствие крупного нервного потрясения, например, взрыва, землетрясения и других. В ступоре ребенок может находиться несколько часов, что может привести к физическому истощению. Поэтому необходимо как можно быстрее вывести ребенка из этого состояния. На ухо нужно говорить то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные), это поможет привести его в чувство.
Если у ребенка возникает нервная дрожь, это значит, что организм снимает сильное нервное напряжение. Нельзя останавливать его, наоборот еще больше потрясите ребенка за плечи, при этом, не забывая объяснить, зачем вы это делаете. После прохождения этого симптома ребенку необходимо дать отдохнуть, а лучше поспать.
Такой симптом, как истерика, широко распространен у детей в чрезвычайных ситуациях. Истерика возникает не «для себя», а для публики, поэтому зрителей необходимо удалить. Следует сильно удивить ребенка, чтобы вывести из такого состояния, например, облить водой, крикнуть на него и т. д. Говорить нужно уверенным тоном, короткими фразами. Не в коем случае не потакать желаниям ребенка. После истерики необходимо уложить ребенка спать.
Таким образом, симптомы, возникающие у детей в экстремальной ситуации, схожи с симптомами у взрослых людей, но переживаются детьми сильнее. Взрослый человек, вероятнее всего, проинформирован о том, что необходимо делать в той или иной экстренной ситуации. Он может действовать самостоятельно, в отличие от ребенка, который привязан к родителям, поэтому ребенку особенно тяжело приходится при потере близкого человека. Взрослый человек в отличие от детей может использовать приемы саморегуляции, например, дыхательные упражнения, он лучше входит в контакт с психологом, так как понимает, кто это. Ребенку же трудно понять, зачем нужен психолог, он недоверчиво к нему относится и может отказаться взаимодействовать, это вызывает сложности в оказании помощи.
Тем не менее, какая бы экстренная помощь ни была оказана, у ребенка остается психотравма, которая мешает ему жить нормальной жизнью. Другими словами, экстренной психологической помощи недостаточно для поддержания отличного психологического состояния ребенка, поэтому в течение некоторого времени после пережитого происшествия следует проводить психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия для детей. Это занимает не недели и не месяцы, а годы, пишет в своей работе Е. И. Морозова [1].
Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра [3], поэтому эффективной является психокоррекционная работа с использованием методов игровой терапии, арттерапии, куклотерапии, сказкотерапии. Детям очень интересно заниматься такими видами деятельности, они с удовольствием будут погружаться в процесс, в который незаметно и ненавязчиво можно включить психокоррекционные воздействия.
Также в процессе психотерапии может использоваться свободная игра. Каждый ребенок принимает на себя разные роли, тем самым повышается степень индивидуализации коррекционной работы. Детям постарше, в том числе подросткам, можно быть помощниками ведущих. Это тоже имеет мощный психотерапевтический эффект, так как ребенок чувствует себя нужным, чувствует ответственность и активно включается в деятельность.
Уже упоминалось о том, что родители оказывает существенное влияние на ребенка, поэтому их следует вовлекать в психотерапию. С одной стороны, родители после чрезвычайных ситуаций становятся ближе к ребенку, с другой – отдаляются от него, не зная, как строить дальнейшее общение. Поэтому в задачи психотерапевтических мероприятий входит восстановление нормального общения родителей с ребенком. Для этого подходит индивидуальная психотерапия, обеспечивая их общение друг с другом и взаимоподдержку. Для родителей важно знать, что ребенку становится лучше, это также обладает сильным психотерапевтическим эффектом.
Таким образом, ребенок, также как и взрослый, пережив чрезвычайную ситуацию, нуждается в психологической помощи, и методы такой помощи продолжают разрабатываться в науке в настоящее время.
Литература:
- А. Л. Венгер, Е. И. Морозова, В. А. Морозов // Московский психотерапевтический журнал. — 2006. — № 1. — С. 131–159.
- Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях
- — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 960 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с.
- Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных /Под общей ред. Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. — 319 с.
- Ребенок в очаге чрезвычайной ситуации: оценка состояния и психологическая помощь. Н. В. Онищенко http://www.km.ru/referats/335157-rebenok-v-ochage-chrezvychainoi-situatsii-otsenka-sostoyaniya-i-psikhologicheskaya-pomoshch