Самообслуживание как основной вид трудового воспитания в домах ребёнка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Грязева, Л. Г. Самообслуживание как основной вид трудового воспитания в домах ребёнка / Л. Г. Грязева, М. М. Квасникова, Е. В. Исаева. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6079/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ежедневные рекламы с призывами усыновить ребёнка-сироту, казалось бы, уже убедили всех в том, что скоро проблема сиротства в России будет окончательно решена. Но вместе с ростом количества усыновлений растет и статистика отказов. Неподготовленные родители берут детей из детского дома и дома ребёнка, плохо осознавая «для чего» и еще хуже представляя себе особенности этого шага. [6].

Приёмные родители, только, что взявшие ребёнка в возрасте 3–4 лет из дома ребёнка, сразу же сталкиваются с проблемой отсутствия у него навыков самообслуживания [3]. Происходит это по той причине, что воспитанники домов ребёнка — это дети с самого рождения имеющие статус «дети с ослабленным здоровьем». Частое пребывание в карантинных условиях и стационарных учреждениях, больницах тормозит воспитательный процесс, а значит и привитие вышеназванных навыков.

Нередко воспитатели в старших группах дома ребёнка, организуя самостоятельную деятельность детей, сами выполняют большую часть работы, а дети остаются к этой деятельности безучастны. Им остаются лишь отдельные поручения − подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к процессу.

Бывает в практике и другая крайность, когда воспитатели дают завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможности детей. Нередко можно наблюдать, как няня или воспитатель при детях заново переделывает то, что ими сделано: моет ребёнку руки, одевает ребёнка, убирает игрушки, переставляет стулья и т. д. Таким образом, развитию навыков самообслуживания в доме ребёнка препятствует, главным образом, гиперопёка со стороны обслуживающего персонала учреждения.

Не во всех учреждениях интернаторного типа осуществляется взаимодействие взрослого и ребёнка на уровне сотворчества, содействия в игровой, трудовой и познавательной деятельности [2]. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности, ограничена сфера труда воспитанников дома ребёнка. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, так и у потенциальных родителей. Трудовое воспитание детей-сирот еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе домов ребёнка.

Исходя из этого, основными проблемами при вхождении воспитанника дома ребёнка в новую семью становятся:

-          Невозможность полноценно самостоятельно питаться (т.е аккуратно и достаточно быстро) Смена блюд происходит достаточно динамично, и если ребенок привык подолгу ковыряться в тарелке, вряд ли он успеет наесться за отведенное на питание время. Воспитателям приходится кормить его из ложки, и он к этому быстро привыкает. Хочется добавить, что вилок и ножей воспитанникам дома ребёнка не дают, поэтому если такого ребёнка усыновляют, то родители с трудом приучают его питаться, используя все многообразие приборов.

-          Невозможность самостоятельно и вовремя одеться, обуться (вовремя − это значит надеть обувь до того, как, например, проследовать после сна к санузлу, или застегнуть куртку до выхода на улицу; самостоятельное умение обслуживать себя важно еще и потому, что воспитатели часто не могут уследить, все ли замотали горло шарфом перед прогулкой, застегнули сапоги, завязали шапки — в итоге частота простудных заболеваний в стенах домов ребёнка стабильно высокая).

-          Незнание и оттого частичное соблюдение правил гигиены (дети плохо моют руки, облизывают их, не умеют пользоваться платком, чтобы высморкаться, меряют чужие шапки, допивают друг за другом компот, чихая и кашляя, не прикрывают платком рот, что приводит к распространению бактериальных инфекций).

-          Незнание элементарных правил безопасной работы с предметами (дети берут предметы в рот, экспериментируют с различными частями тела, опасными (стеклянными, мелкими, острыми) предметами). Пребывая в группе дома ребёнка, они подвержены контролю со стороны опытного воспитателя. В группе и во дворе для прогулок просто отсутствую такие предметы. Но после усыновления и прибытия в новый дом ребёнок подвержен такой опасности.

-          Неумение пользоваться санузлом (привыкнув к горшку, дети плохо удерживают равновесие на новом приспособлении, с трудом одеваются, раздеваются перед посадкой на сиденье унитаза, пачкают одежду).

Таким образом, возникает острая необходимость развивать навыки самообслуживания детей-сирот наиболее полноценно.

Самообслуживание — основной вид труда воспитанника дома ребёнка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий должно приучать детей к систематическому труду. Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через него ребёнок узнаёт цену заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно заботиться о себе и окружающих [4].

В процессе самообслуживания он узнаёт много нового о вещах, об их качествах и назначении. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требуют работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность [5].

Повторяемость режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создаёт предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду. Труд по самообслуживанию развивает у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка [1].

В ГКУЗ АО «Специализированный дом ребёнка «Звёздочка» у детей 4-го года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания: самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом; пользоваться ложкой, без напоминания пользоваться салфеткой; самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в отведённое место, пользоваться личным полотенцем, самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, убирать игрушки на определённое место.

На протяжении 3 лет в нашем учреждении элементарная трудовая деятельность ребёнка очень тесно связана с игрой. Любовь ребёнка к игре используется с целью повышения его интереса к самообслуживанию.

Игра используется и для закрепления навыков самообслуживания. Так, с помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании и раздевании. Или с помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается, умывается, или же как эти персонажи сами выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания.

Особое значение в формировании навыков самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов.

Такая усиленная работа по развитию навыков самообслуживания у воспитанников дома ребёнка значительно уменьшила количество проблем, возникающих у приёмных родителей в дальнейшем.

Разнообразие методов и приёмов в ГКУЗ АО «Специализированный дом ребёнка «Звёздочка» уже за 1 год позволяют сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Медико-педагогической комиссией в период 2012–2014 года была отмечена позитивная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем освоения навыков самообслуживания с 10 % до 60 %. Результаты диагностики подтвердили эффективность проделанной работы.

Занятия по программе развития навыков самообслуживания в течении года дали положительную динамику в общем развитии детей. Результаты диагностики психолога показали, что после года проведения таких занятий дети стали более наблюдательными (50 %), внимательными к себе и окружающим (37,5 %), коммуникабельными (62,5 %).

Анализируя данные мониторинга родителей, воспитывающих ребёнка-сироту в течении года было отмечено, что использование такой формы работы позволяет значительно улучшить качественный результат в формировании и развитии навыков самообслуживания. Данная система работы позволяет на ранних этапах корригировать направление деятельности педагога в формировании навыков и умений, основываясь на конкретных результатах и особенностях ребёнка, осуществлять тем самым индивидуальный подход. При анализе данных анкетирования и бесед с людьми, недавно ставшими родителями ребёнка-сироты, также отмечается значительный качественный прирост в развитии познавательной сферы детей, развитии социально-бытовых представлений. Изменились и качественные характеристики речевого развития, увеличился словарный запас. Многие родители отмечают значительный интерес детей к повседневным занятиям, готовность помощи, улучшение настроения, общей и мелкой моторики.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование и развитие навыков самообслуживания несет огромные возможности не только в общем развитии, но и в социальной адаптации воспитанников дома ребёнка после усыновления.

Литература:

1.            Волоков В. С., Волкова Н. В. Детская психология: Логические схемы. — М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. — 256 с.

2.            Дети-сироты: консультирование и диагностика развития [Текст] / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграфсервис, 1998. — 336 с.

3.            Точин А. Е. Трудовое воспитание детей в семье / А. Е. Точин. — Минск: Нар. аствета, 1982. — 96 с. — (Родителям о детях).

4.            Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 336с.

5.            Черепанова И. Б. Дети взрослеют в труде / И. Б. Черепанова. — М.: Педагогика, 1990, — 174, [1] с. — (Педагогика — родителям).

6.            Шмелёв А. И. Данные о возврате усыновленных детей. Редакция портала «Православие и мир» 3 декабря 2013 [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravmir.ru/dannye-o-vozvrate-usynovlennyx-detej-ne-dostoverny/ (Дата обращения: 8.08.2014)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие навыков самообслуживания, навык самообслуживания, воспитатель, родитель.