Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в домах ребенка
Авторы: Авдеева Светлана Николаевна, Криванчикова Алла Александровна, Чистякова Светлана Владимировна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
III международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 04.09.2014
Статья просмотрена: 548 раз
Библиографическое описание:
Авдеева, С. Н. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в домах ребенка / С. Н. Авдеева, А. А. Криванчикова, С. В. Чистякова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6097/ (дата обращения: 19.12.2024).
В последние годы в нашей стране резко возросла озабоченность государства положением сирот и детей, лишенных родительского попечения. Круг поднятых проблем касается различных сфер компетенции: экономической, юридической, педагогической, медицинской и других.
Однако с психологической точки зрения они пока не коснулись самого существенного в организации жизни детей в интернатах — создания адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей. Существующая в настоящее время система общественного воспитания сирот и детей, лишенных родительского попечения, не только построена без учета этих условий, но и включает факторы, тормозящие психическое развитие. [1]
Опыт работы в Доме ребёнка показал, что главным условием полноценного психического развития ребенка является соответствующее его природе общение со взрослыми. Воснове такого общения лежит система личностных связей, которые устанавливаются в первые месяцы жизни ребенка и развиваются в дальнейшем по определенным законам. Игнорирование этих законов, их превратное толкование и неадекватное воплощение в практику воспитания приводит к задержкам и искажениям в психическом развитии детей, негативно отражаясь на их последующей жизни. Дети, растущие в дошкольных учреждениях интернатного типа, с первых же месяцев начинают отставать от своих сверстников, живущих в семьях, в психическом развитии. Это отставание приобретает на каждой возрастной ступени качественное своеобразие и не компенсируется в ходе взросления ребенка в условиях этих учреждений. [2]
Задачей данной статьи является анализ факторов, вызывающих задержки и отклонения в психическом развитии воспитанников домов ребенка. Эта задача приобретает особую актуальность в связи с пересмотром принципов построения системы воспитания детей, лишенных родительского попечения. В связи с этим представляется целесообразным краткое описание общей картины отклонений у воспитанников детских учреждений по сравнению с детьми, живущими в семьях.
Задержки в психическом развитии детей, воспитывающихся в Домах ребенка, отмечаются уже с самых первых месяцев жизни. Прежде всего, у них тормозится развитие потребности в общении и, соответственно сроки появления коммуникативной деятельности. К концу первого месяца жизни младенцы часто не обнаруживают умения сосредоточивать взгляд на лице взрослого, прислушиваться к его голосу, улыбаться в ответ на обращение. Поэтому и в последующие месяцы младенцы в Домах ребенка отличаются от детей из семей отставанием в развитии эмоционального общения и установлении привязанностей, являющихся фундаментом развития ребенка.
Поскольку эмоциональное общение со взрослыми является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни, то его ущербность отрицательно сказывается на общем психическом развитии ребенка, и прежде всего эмоциональной сфере и познавательной активности. На поведенческом уровне эти отклонения и задержки проявляются в недостаточном развитии комплекса оживления как средства общения и эмоциональной реакции на окружающие предметы: он характеризуется высоким латентным периодом, неполнотой состава, недостаточной продолжительностью и интенсивностью, преобладанием реактивности над инициативностью, слабой вариативностью. Дети нечетко дифференцируют эмоции взрослых, их собственные эмоциональные проявления редки, неярки и однообразны, они слабо интересуются окружающим.
В нормальных условиях в первом полугодии жизни у младенцев в процессе эмоционального общения с близкими взрослыми закладываются основы личности и самосознания, проявляющиеся в их положительном самоощущении, жизнерадостности, инициативности, любознательности.
У воспитанников Дома ребенка вследствие дефицита общения и отсутствия привязанностей не формируется устойчивое положительное самоощущение и активная позиция в отношении к окружающему миру, дети пассивны, апатичны
По причине указанных отклонений в развитии в первом полугодии жизни задерживается своевременный переход младенцев в следующий возрастной период. Второе полугодие жизни в норме характеризуется развитием предметно — манипулятивной деятельности (ведущей в этом возрасте) и новой формой общения — ситуативно-деловой. Воспитанники Дома ребенка к этому времени еще недостаточно осваивают первую форму общения (эмоциональную) и, соответственно плохо овладевают предметно-манипулятивной деятельностью, не переходят к ситуативно-деловому общению. В результате накапливаются отклонения в развитии познавательной и эмоциональной сфер, а главное — в развитии адекватных взаимоотношений с окружающими людьми. Отсутствие опыта, постоянного взаимодействия со взрослыми приводит к тому, что младенцы не научаются совместным действиям, не обнаруживают чувствительности к оценкам взрослого, не овладевают умением действовать по образцу. Это в свою очередь ведет к задержкам в развитии речи, в овладении специфическими действиями с предметами, в развитии личности и самосознания.
Отсутствие опыта взаимодействия с взрослыми отрицательно сказывается на развитии социальных контактов младенцев друг с другом. Возникающий в первом полугодии интерес к сверстнику во втором полугодии заметно снижается: находясь рядом, дети часто не замечают друг друга, не вступают в игровое взаимодействие. Таким образом, у воспитанников Дома ребенка уже на первом году жизни все основные линии психического развития оказываются деформированными.
Выделенные линии отставания четко прослеживаются на следующем возрастном этапе — от 1 до 3 лет. [3,4]
В структуре общения с взрослым снижены такие показатели, как внимание и интерес, эмоциональное отношение к нему, количество коммуникативных высказываний, гибкость в общении. Больше всего страдает инициативность ребенка по отношению к взрослому. Контакты с ним отличаются робостью, неуверенностью, окрашены опасением ребенка «быть отвергнутым», носят реактивный, а не инициативный характер. Значительно отстает от нормы чувствительность детей к оценкам взрослого, которая лежит в основе формирования успехов во всех видах деятельности, в усвоении норм морали. Дети не дифференцируют похвалу и порицания взрослых, что затрудняет процесс коррекции ими своих действий.
Неблагоприятное развитие коммуникативной сферы тесно связано с отставанием познавательной деятельности детей. Это выражается в слабо развитой любознательности, исследовательскойдеятельности с предметами, которая составляет основное содержание активности ребенка раннего возраста. Страдает качественный и количественный состав этой деятельности. Исследование предметов примитивно по содержанию, осуществляется вяло, неуверенно, протекает на упрощенном эмоциональном фоне,
Такими же качествами характеризуется и игровая деятельность детей. Игра носит характер стереотипно повторяющихся, разученных на занятиях действий, поражает отсутствием эмоционального отношения и творчества, отличающих игру детей, растущих в семьях.
Характерной особенностью коммуникативной и познавательной деятельности воспитанников Домов ребенка является их раздельное протекание, что затрудняет формирование практических контактов ребенка и взрослого. Неудовлетворенная ранее потребность в эмоциональных контактах затрудняет овладение детьми действиями с предметами по образцу. Сотрудничество, совместное выполнение предметных действий, составляющее основное содержание общения ребенка со взрослым в раннем детстве, оказывается несформированным у детей из Дома ребенка. Таким образом, страдает уже вторая в онтогенезе форма общения.
Особенно заметно отставание от нормы в речевом развитии детей. Диагностика речевого развития детей, проведённая совместно с дефектологами в Специализированном Доме ребенка № 1 г. Астрахани в 2007 году, показала, что вплоть до 3 лет большинство воспитанников задерживаются на стадии понимания речи, не переходя к активному пользованию ею. Речь как средство общения и интеллектуального развития формируется лишь у 40 % воспитанников Домов ребенка, но у них она находится на низком уровне.
Обедненной оказывается и сфера общения детей со сверстниками. В норме общение между детьми возникает на третьем году жизни и характеризуется положительным отношением детей друг к другу, инициативностью, умением налаживать игровые контакты. В Домах ребенка эти показатели довольно низки. Контакты часто окрашены отрицательными эмоциями, в играх детей мало инициативности, открытости, дружелюбия. Общее состояние нервозности, подавленности, отличающее воспитанников Домов ребенка, накладывает отпечаток на их общение.
На протяжении раннего возраста в норме у детей продолжается развитие личности и самосознания, отношения к себе, к своему Я. Основным содержанием этого отношения становится оценка ребенком себя как человека, умеющего достичь успеха в предпринимаемой им деятельности, гордость за свои достижения в ней, стремление пробовать свои силы в новых практических действиях, требование признания себя как личности. У воспитанников Домов ребенка такое отношение к себе не складывается. Личностная информация выражается в отсутствии самостоятельности в деятельности, равнодушии к ней, а иногда и в страхе перед всем новым и незнакомым.
Анализ выявленных данных об отклонениях в психическом развитии воспитанников Домов ребенка позволил выделить ряд факторов, обусловливающих их возникновение.
Главным из них является неполноценное общение с взрослыми, которое порождает цепь наслаивающихся деформаций по мере взросления ребенка. Этот фактор начинает действовать с первых дней жизни. В условиях семьи в период новорожденности (первый месяц жизни) происходит интенсивная подготовка ребенка к общению со взрослым. Для нормального развития потребности в общении необходимо наличие постоянной обратной связи между ребенком и взрослым. Последний должен быстро реагировать на все признаки дискомфорта младенца, тем самым не только удовлетворяя его физиологические потребности, но и создавая возможность активного взаимодействия ребенка с взрослым. Младенцу также необходимо с первых же дней жизни испытывать ласку и любовь взрослого, которые и составляют содержание общения в первые месяцы жизни. Кроме того, ребенок должен часто находиться на руках у взрослого, так как именно в позе «под грудью» создаются оптимальные условия для получения необходимой стимуляции всех органов чувств и ощущения физического и психологического комфорта. Воспитанники Домов ребенка лишены этих условий. При существующей в настоящее время системе питания обеспечивается только удовлетворение физиологических потребностей младенца при игнорировании его психологических потребностей.
Общение это не совокупность отдельных, разрозненных эпизодов взаимодействия ребенка и взрослого, а процесс, развивающийся во времени, учитывающий предыдущий опыт взаимоотношений и порождающий в соответствии с ним ожидания. Помимо отсутствия условий для установления стабильной системы отношений со взрослыми практика перевода детей из группы в группу и в другие учреждения провоцирует у детей дополнительные стрессы, нередко имеющие серьезные последствия. Они проявляются в деструктивных аффективных состояниях детей (страхе, депрессии, агрессивности, апатии), в утрате навыков, приобретенных ранее (отказе от самообслуживания, от пользования горшком, от использования речи и т. д.). Изменения в поведении детей часто толкуются превратно в силу непонимания закономерностей психического развития, и недостатки, заложенные в организации жизни ребенка, иногда оборачиваются благом для него. Так, если ребенок не имел привязанностей ранее, он не чувствует перемен, новая обстановка может оказаться более благоприятным фактором для его развития. Если же он реагирует отрицательно, плачет, выбивается из режима, дает регресс в поведении, это объективно свидетельствует о значимости для ребенка прежних взаимоотношений, но воспринимается как его необоснованный каприз или недоразвитие, и вместо усиленного внимания к такому ребенку, и поддержки со стороны персонала он подвергается суровым порицаниям, намеренному игнорированию и часто фармакологическому воздействию. Учитывая, что контингент детей, находящихся в учреждениях, и так составляет группу риска, травма, связанная с переводом в другое учреждение может провоцировать серьезное психическое заболевание.
Нормальное развитие человека предполагает наличие у него жизненной перспективы, знания о своем прошлом, планов на будущее. Отсутствие постоянного общения с одними и теми же людьми лишает ребенка прошлого (так как только от близких он может узнать, каким был в детстве, что пережил раньше, оценить свой прошлый опыт), препятствует формированию представления о будущем, приводит к тому, что дети живут лишь сегодняшним днем, не накапливают подлинного личностного опыта, не имеют достаточно развитого самосознания.
Игнорирование значения устойчивых личностных связей является следствием объективного отношения к ребенку, который выступает в имеющейся системе воспитания как объект ухода, медицинского обслуживания, педагогических воздействий, но не как целостная личность, человек, обладающий собственным внутренним миром, нуждающийся в близких, любящих людях.
Другим важным фактором, вызывающим отклонения и задержки психического развития воспитанников домов ребенка и детских домов, является замкнутость жизни в стенах одного и того же помещения, отсутствие контактов с внешним миром, выключение из естественного быта людей. В младенческом возрасте этот фактор тормозит познавательное развитие детей, в раннем и дошкольном он выступает как мощная депривация социального опыта. В то время как ребенок, живущий в семье, к трем годам усваивает большую часть опыта, приобретаемого за всю жизнь, воспитанники учреждений лишены этой возможности.
Еще одним фактором является неадекватная организация жизненного пространства в детских учреждениях. Архитектура помещений не предусматривает наличия собственной территории, лишая ребенка возможности побыть одному. Отсутствие такой возможности создает дополнительные условия для невротизации детей.
В совокупности перечисленные факторы создают условия для реализации субъектного отношения к детям, препятствуют проявлению индивидуальности ребенка. Для развития индивидуальности необходимо сочетание коллективной и личной жизни человека. Но именно в области личной жизни в детских учреждениях ребенок лишен всего необходимого: близких взрослых, своего «угла», личных игрушек и других вещей — всего того, что входит в понятие «дом»; свободы перемещения внутри и вне помещения; контактов с людьми, выбора занятий.
Литература:
1. Галиузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М., Коррекция и развитие//1990, № 2. –С.18–19.
2. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./ Под ред. Е. А. Стребелевой, М., «Полиграфсервис», 1998.
3. Дубровина И. В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников Дома ребенка. – Москва: Педагогика, 1990.
4. Программа обучения и воспитания детей в домах ребенка — М.: Министерство здравоохранения. 1989.
5. Ребенок от рождения до года/ Под редакцией Теплюк С. Н.– Москва,2005.