Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития
Автор: Юдина Нина Валентиновна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
III международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 15.09.2014
Статья просмотрена: 2001 раз
Библиографическое описание:
Юдина, Н. В. Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития / Н. В. Юдина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6152/ (дата обращения: 16.11.2024).
Профессиональное самоопределение — многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассмотреть под разными углами зрения. Во-первых, как группу задач, которые общество ставит перед личностью и которые эта личность обязана ступенчато разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует равновесие между своими предпочтениями и склонностями, а также потребностями существующей системы общественного разделения труда. А в-третьих, это как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [3, с. 196].
Профессиональное самоопределение — это процесс и результат самостоятельного и сознательного выбора профессии.
Профессиональное самоопределение в юношеский период развития с 15 до 17 лет, вступает в новую социальную ситуацию развития. Эта ситуация характеризуется не только новыми коллективами, но и направленность на будущее то есть: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость такого выбора диктуется жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Таким образом в этот период главное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.
Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, а так же этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, могут быть первостепенными [2].
В этот период юноши начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором будущей профессии. Этот выбор диктуется не только установкой на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, но и выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. Только достаточно целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 15–17 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
- открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать личные эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», зарождается чувство своей особенности, непохожести на других, но порой появляется и чувство одиночества;
- появляется осмысление необратимости времени, осознание вечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека серьезно задуматься о значении жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все вероятно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план захватывает всю сферу личного самоопределения: моральный, облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Понимание своих целей, жизненных стремлений, выработка жизненного плана — значительный элемент самосознания;
- формируется единое представление о самом себе, отношение к себе, причем первоначально осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки нередко бывают двойственны («Я в своем представлении — гений +ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в различных видах деятельности, учета суждений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши развивается самоуважение — обобщенное отношение к себе.
Определенность выбора профессии и его устойчивость рассматривается М. Р. Гинзбургом как два параметра «определенности будущего», которая является одним из главнейших показателей, характеризующих смысловое будущее юношей. Вторым является «валентность», которая объединяет параметры ценностной насыщенности эмоциональной привлекательности и активности смыслового будущего.
На выбор профессии оказывает ряд факторов, такие как родители, телевидение, друзья, литература, учителя, кино, газеты и журналы [5].
По мнению Е. А. Климова существует восемь важнейших факторов, определяющих профессиональный выбор.
1) Позиция старших членов семьи.
Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка ясна, ведь они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.
Очень часто родители предоставляют ребенку абсолютную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Бывает, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Верному выбору профессии часто препятствуют установки родителей, которые стараются, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.
Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, надеясь на их помощь при зачислении в какое-либо учебное заведение. Но при этом дети, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.
2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).
Дружеские взаимоотношения старшеклассников уже очень крепки и воздействие их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также усиливается. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
3) Позиция школьных педагогов, учителей, классного руководителя.
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель значительно больше знает той информации, которая неизвестна даже самому ученику.
4) Личные профессиональные планы.
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень существенную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель на будущее, пути и средства их достижения. Но планы разнообразны по содержанию и какие они будут зависит от человека.
5) Способности.
Способности, таланты учащегося старших классов нужно рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включают в себя будущую профессиональную пригодность.
6) Уровень притязаний на общественное признание.
Реалистичность притязаний старшеклассника — первая ступень профессиональной подготовки.
7) Информированность.
Своевременная, неискаженная информация — важный фактор выбора профессии.
8) Склонности.
Они проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это значимо, так как профессиональные увлечения — путь к будущему.
Таким образом, в целях верного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.
Управление избранием профессии (по Майерсу Д.) — одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления [1].
К объективным факторам относятся: система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и т. д.
К субъектным факторам относятся: возможности субъекта, интересы, склонности, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки а также другие стороны личности.
Подводя итог, можно отметить, что определение в выборе будущей профессии достаточно сложный процесс, заключающий эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального предпочтения необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается негативный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и тому подобное.
Литература:
1. Колесов, Д. В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д. В. Колесов. — М.: Флинта, 2003. — 197 с.
2. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1999. — 274 с.
3. Словарь гендерных терминов / под. ред. А. А. Денисовой. — М.: Информация XXI век, 2002. — 255с.
4. Скутнева, С. В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи / С. В. Скутнева // Социологические исследования. — 2004. — № 11. — С. 73–78.
5. Шнайдер, Л. Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. — М.: Издательство московского психолого-социального института, 2005. — 928с.