Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коноплёва, Л. С. Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л. С. Коноплёва, М. А. Сокол. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 52-60. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6226/ (дата обращения: 18.12.2024).

Исследование по проблеме семейных отношений актуально, потому что в семье формируется ядро личности человека. Брак создаётся на основе любви, выраженной в чувствах, эмоциях. Исследование взаимоотношений между супругами затруднительно, так как экспериментальные методы трудно применимы.

В январе-марте 2014 г. по сравнению с январём-мартом 2013 г. количество зарегистрированных браков в Республике Беларусь уменьшилось на 11,6 %. Средний возраст матери при рождении первого ребёнка в 2013 году составляет 25,4 года. Средний возраст вступления в брак в 2013 году у женщин — 25 лет, у мужчин — 27,1 год. Самое большое число разводов приходится на семейные пары, прожившие в браке 5–9 лет. Средний возраст впервые разведённых белорусов 25–34 года. По данным переписи населения 2009 г. за последнее десятилетие в Беларуси увеличилось количество пар, состоящих в гражданском браке с 5 % до 8 % [4].

По данным Минюста каждый десятый брак в РБ не регистрируется, и каждый пятый ребёнок рождается вне брака. Наиболее высокая доля рождения вне брака отмечается у матерей моложе 20-ти лет. По данным Белстата, в 2011 году произведено 26 858 прерываний беременности. На 1 000 женщин приходится 12,2 аборта; 48,2 % абортов приходится на женщин 20-ти — 29-ти лет; 23,4 % абортов приходится на женщин 30-ти — 34-х лет; 14,3 % абортов приходится на женщин 35-ти — 39-ти лет; от 40 и более лет приходится более 6 % абортов у женщин. Аборт у подростков выполняется в 83 % случаев [6].

В РБ на 100 родов приходится 38 абортов. Количество абортов в России одно из рекордных: около 70 % беременности прерывается. По неофициальным данным ежегодно аборт убивает в России до 6 млн. детей. До 15 % абортов дают различные осложнения, 8 % женщин после них остаются бесплодными. По данным главного акушера-гинеколога страны 10 млн. граждан России бесплодны. Число бесплодных россиянок увеличивается на 250 тыс. человек. Сейчас в России 78 млн. женского населения. Из них репродуктивного возраста 15–49 лет — 39 млн., среди которых бесплодных 6 млн. Среди мужчин репродуктивного возраста бесплодием страдают 4 млн. человек. 15 % семейных пар страдают бесплодием [5].

По результатам опроса, проведённого на сайте Комсомольской правды (N=2 956) на тему: «Делают ли дети ваш брак счастливее?», респонденты ответили: 52 % — без детей наше счастье было бы не полным; 30 % — мы любим детей, но сами счастливы и без них; 14 % — мы ради детей семью создали и сохраняем; 4 % — из-за детей у нас нет времени друг на друга [1].

В рамках магистерской диссертации (2013–2014 гг.) проводится исследование по изучению психологических характеристик толерантного сознания у семейных пар в г. Новополоцке. Выборка случайная, состоящая из 600 респондентов.

В основу разделения изучаемых выборок положена классификация Авнера Баркаи. Автор предлагает изучать семейные пары по признаку разного социального статуса детей в структуре семьи. Учёный рассматривает семью как систему с полупроницаемыми границами, представляющую нечто большее, чем отдельные члены системы. Этапы развития семьи связаны с социальной ролью детей. Система становится дисфункциональной, когда происходит привыкание к определённому циклу развития семьи. В соответствии с социальной ролью детей в семье, границы семьи должны быть согласованы с внешней средой. Если семья (система) слишком сильно ограждает свои границы, то семья будет чувствовать гнев в ответ на любую атаку общества (например: оценка поведения ребёнка в детском саду) и замыкаться в себе. Гнев будет направлен наружу в попытке изменить что-то в детском саду или школе. Гармоничная семья с открытыми внешними границами будет пытаться изменить себя и порядок в семье [8].

Согласно классификации названного автора созданы 6 страт: 1) семьи без детей (СБД), средний возраст 25 лет, средний стаж семейной жизни 2,7 лет (N=100); 2) семьи с малыми детьми (СМД), средний возраст 28 лет, средний стаж семейной жизни 4,5 года (N=100); 3) семьи с детьми, посещающими детский сад (СДПДС), средний возраст 32 года, средний стаж семейной жизни 7 лет (N=100); 4) семьи, у которых дети школьники (СДШ), средний возраст 40 лет, средний стаж семейной жизни 12 лет (N=100); 5) семьи, у которых дети отчасти независимы от родителей (СДОНР), средний возраст 50 лет, средний стаж семейной жизни 22 года (N=100); 6) семьи, у которых дети оставили родителей (СДОР), средний возраст 55 лет, средний стаж семейной жизни 30 лет (N=100).

Для изучения толерантного сознания в указанных выше стратах были использованы следующие методики:

1.      «Уровень эмпатических способностей» (В. В. Бойко) (УЭС.Б) [7, с. 185–187].

2.      Общая коммуникативная толерантность» (В. В. Бойко) (ОКТ.Б), диагностирует толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения [3, с. 60–65,].

3.      «Томский опросник ригидности» (Г. В. Залевский) (ТОР.З), как характеристика личности включает в себя широкий круг когнитивных, аффективных и мотивационных феноменов и проявляется в самых разных сферах жизнедеятельности [3, c. 76–94].

4.      «Удовлетворённость браком» (В. В. Столин) (УБ.С) [2, с. 179–183]. Методика УБ.С позволяет диагностировать стойкое эмоциональное явление, включающее в себя, чувство, обобщенную эмоцию, генерализованное переживание, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях. Удовлетворённость браком — оценка эмоционального аспекта взаимоотношений между супругами. Почему удовлетворённость браком (УБ) включена в диагностику толерантного сознания? Потому что УБ является индикатором уровня эмоциональной оценки межличностного общения в семейных парах и выражается в потребности дружеских отношений, сочувствии, общении. Поэтому УБ может диагностировать коммуникативную эмоциональную направленность или психологический климат в семье. Личностное развитие человека напрямую зависит от его развития эмоционального сознания. Иными словами, человек начинает поступать так или иначе, понимая, что он будет чувствовать, какие у него возникнут ощущения и будет действовать в зависимости от того, какие эмоции хотел бы ощутить, а каких избежать. Сложившиеся чувства являются важным определяющим эмоциональной сферы личности. Именно чувствами продиктованы эмоции, переживаемыми в тот или иной момент. В семейных парах происходит слияние эмоционального состояния двух людей, так как партнёры чувствуют эмоциональное состояние, сопереживают, сочувствуют друг другу, если один чувствует страх, радость, боль, то и другой начинает чувствовать то же. Поэтому в семье развивается эмпатический способ межличностного общения. Поэтому развитие эмоциональной сферы происходит под влиянием личностных установок и социума. Поэтому уровень эмоционального отношения к своей семье у брачных партнёров будет индикатором развития толерантного сознания личности.

Теоретически возможно предположить, что новый этап развития толерантного сознания личности начинается с появлением детей в структуре семьи и обретением роли родителя. Участие родителей в процессе социализации детей в социальных структурах государства может являться механизмом развития толерантного сознания брачных партнёров.

Для обработки результатов диагностики использовалась программа IBM SPSS Statistics 20. Частоты изучаемых признаков в большинстве случаев близки к нормальному распределению; изучаемые выборки имеют по 100 респондентов; используются валидные тесты; существует достаточное количество коэффициентов корреляции по модулю выше 0,3. На основании перечисленных фактов принято решение провести факторный анализ методом главных компонент с вращением Варимакс.

Таблица 1

Собственные значения 5 факторов в семьях без детей Метод главных компонент

Факторы

Суммы квадратов нагрузок вращения

Значение фактора

% Дисперсии

Кумулятивный %

1

3,421

21,380

21,380

2

3,031

18,943

40,324

3

1,559

9,742

50,066

4

1,553

9,705

59,771

5

1,442

9,011

68,782

Таблица 2

Факторные нагрузки (Варимакс) в семьях без детей

Переменная

Факторы

1

2

3

4

5

Общий балл эмпатии

-,051

,044

,010

-,845

-,106

Неприятие индивидуальности другого человека

,474

,452

-,073

,275

-,348

Использование себя в качестве эталона

,707

,285

-,261

,116

-,292

Консерватизм в оценках других людей

,764

,115

,075

,026

,021

Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру

,597

,246

,251

,005

,357

Стремление перевоспитать партнёра

,174

,210

,840

-,001

-,095

Стремление подогнать партнёра под себя

,622

,249

,306

,318

,202

Неумение прощать другим ошибки

,794

-,048

-,093

-,021

,095

Нетерпимость к физическому дискомфорту

,403

,272

-,653

-,032

-,231

Неумение приспосабливаться к характеру других

,579

,234

-,358

-,199

,373

Актуальная ригидность

-,018

,605

,133

,575

,020

Сензитивная ригидность

,206

,796

,089

,206

,204

Установочная ригидность

,125

,200

,008

,181

,831

Ригидность как состояние

,046

,758

,067

-,162

-,042

Преморбидная ригидность

,175

,723

-,136

,364

,314

Удовлетворённость браком

-,343

-,542

,072

,208

-,110

В выборке СБД проанализируем, полученную после вращения, факторную матрицу. Согласно наибольшему факторному весу (см. табл.2), первый фактор можно назвать фактором общей коммуникативной толерантности. В этот фактор со значимыми и положительными весами вошли почти все (за исключением «Стремление перевоспитать партнёра») показатели методики ОКТ. Б. Как можно видеть из таблицы 1, первый фактор ОКТ объясняет ≈ 21 % общей дисперсии (ОД). Второй фактор (≈ 19 % ОД) — можно назвать фактором общей ригидности. Третий фактор (≈ 10 % ОД) — можно назвать по наибольшему факторному весу переменной «Стремление перевоспитать партнёра». Четвёртый фактор (≈ 10 % ОД) — можно назвать фактором отсутствия способности к эмпатии, так как эмпатия имеет в указанном факторе отрицательный вес. Противостоит эмпатии с положительными и значимыми весами «Актуальная ригидность» и «Преморбидная ригидность». Пятый фактор (≈ 9 % ОД) — можно назвать фактором «Установочной ригидности». Названные выше факторы включают в себя следующие переменные в порядке убывания по степени значимости (см. табл. 2):

Фактор 1: 1. Неумение прощать другим ошибки (0,794); 2. Консерватизм в оценках других людей (0,764); 3. Использование себя в качестве эталона (0,707); 4. Стремление подогнать партнёра под себя (0,622); 5. Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру (0,597); 6. Неумение приспосабливаться к характеру других (0,579); 7. Неприятие индивидуальности другого человека (0,474); 8. Нетерпимость к физическому дискомфорту (0,403); 9. Удовлетворённость браком (-0,343).

Фактор 2: 1. Сензитивная ригидность (0,796); 2. Ригидность как состояние (0,758); 3. Преморбидная ригидность (0,723); 4. Актуальная ригидность (0,605); 5. Удовлетворённость браком (-0,542); 6. Неприятие индивидуальности другого человека (0,452); 7. Использование себя в качестве эталона (0,285); 8. Нетерпимость к физическому дискомфорту (0,272).

Фактор 3: 1. Стремление перевоспитать партнёра (0,840); 2. Нетерпимость к физическому дискомфорту (-0,653); 3. Неумение приспосабливаться к характеру других (-0,358); 4. Стремление подогнать партнёра под себя (0,306); 5. Использование себя в качестве эталона (-0,261).

Фактор 4: 1. Общий балл эмпатии (-0,845); 2. Актуальная ригидность (0,575); 3. Преморбидная ригидность (0,364); 4. Стремление подогнать партнёра под себя (0,318); 5. Неприятие индивидуальности другого человека (0,275).

Фактор 5: 1. Установочная ригидность (0,831); 2. Неумение приспосабливаться к характеру других (0,373); 3. Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру (0,357); 4. Неприятие индивидуальности другого человека (-0,348); 5. Преморбидная ригидность (0,314); 6. Использование себя в качестве эталона (-0,292).

Можно сделать вывод, что в СБД существует жёсткое ожидание относительно поведения окружающих, и если нет подтверждения ожидания, возникает чувство обиды, что создаёт трудности в общении. Поэтому в общении с СБД желательно придерживаться определённого поведения, учитывая выше указанную особенность характера (ключевые слова: обида, шаблонная оценка).

Таблица 3

Собственные значения 4 факторов в семьях с малыми детьми. Метод главных компонент

Факторы

Суммы квадратов нагрузок вращения

Значение фактора

% Дисперсии

Кумулятивный %

1

3,446

21,537

21,537

2

2,526

15,787

37,325

3

1,997

12,479

49,804

4

1,870

11,688

61,492

Таблица 4

Факторные нагрузки (Варимакс) в семьях с малыми детьми

Переменная

Факторы

1

2

3

4

Общий балл эмпатии

-,402

,384

-,583

-,215

Неприятие индивидуальности другого человека

,077

,386

,298

,562

Использование себя в качестве эталона

,115

,684

,341

,182

Консерватизм в оценках других людей

,109

,420

,705

-,125

Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру

,039

,261

,706

,159

Стремление перевоспитать партнёра

,075

,601

,195

,193

Стремление подогнать партнёра под себя

,215

,421

,073

,670

Неумение прощать другим ошибки

,237

,330

,504

,418

Нетерпимость к физическому дискомфорту

,001

,028

,013

,839

Неумение приспосабливаться к характеру других

,283

,601

,231

,148

Актуальная ригидность

,824

,111

-,087

,077

Сензитивная ригидность

,814

,298

,044

-,004

Установочная ригидность

,757

,082

,165

,045

Ригидность как состояние

,698

,130

,229

,033

Преморбидная ригидность

,791

,119

,127

,172

Удовлетворённость браком

-,192

-,609

,014

-,095

В СМД толерантное сознание выражается в следующих факторах (см. табл.3 и 4): 1. Актуальная ригидность (21 % ОД); 2. Использование себя в качестве эталона (16 % ОД); 3. Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру (12 % ОД); 4. Нетерпимость к физическому дискомфорту (12 % ОД) и включает в себя следующие переменные в порядке убывания по степени значимости:

Фактор 1: 1. Актуальная ригидность (0,824); 2. Сензитивная ригидность (0,814); 3. Преморбидная ригидность (0,791); 4. Установочная ригидность (0,757); 5. Ригидность как состояние (0,698); 6. Общий балл эмпатии (-0,402); 7. Неумение приспосабливаться к характеру других (0,283).

Фактор 2: 1. Использование себя в качестве эталона (0,684); 2. Удовлетворённость браком (-0,609); 3. Неумение приспосабливаться к характеру других (0,601); 4. Стремление перевоспитать партнёра (0,601); 5. Стремление подогнать партнёра под себя (0,421); 6. Консерватизм в оценках других людей (0,420); 7. Неприятие индивидуальности другого человека (0,386); 8. Общий балл эмпатии (0,384); 9. Неумение прощать другим ошибки (0,330); 10. Сензитивная ригидность (0,298).

Фактор 3: 1. Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру (0,706); 2. Консерватизм в оценках других людей (0,705); 3. Общий балл эмпатии (-0,583); 4. Неумение прощать другим ошибки (0,504); 5. Использование себя в качестве эталона (0,341); 6. Неприятие индивидуальности другого человека (0,298).

Фактор 4: 1. Нетерпимость к физическому дискомфорту (0,839); 2. Стремление подогнать партнёра под себя (0,670); 3. Неприятие индивидуальности другого человека (0,562); 4. Неумение прощать другим ошибки (0,418).

Из этого следует, что в СМД присуще снижение способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, связанное с новыми ситуационными требованиями. В общении с СМД следует учитывать активное существование процесса перестройки привычных представлений о мире и связанных с этим процессом эмоциональных реакций (контрастность, крайность эмоциональных оценок событий, излишняя фиксированность на объектах) (ключевые слова: максимализм, зацикленность).

Таблица 5

Собственные значения 4 факторов в семьях с детьми, посещающими детский сад. Метод главных компонент

Факторы

Суммы квадратов нагрузок вращения

Значение фактора

% Дисперсии

Кумулятивный %

1

3,848

24,048

24,048

2

2,895

18,097

42,145

3

1,711

10,694

52,839

4

1,383

8,643

61,482

Таблица 6

Факторные нагрузки (Варимакс) в семьях с детьми, посещающими детский сад

Переменная

Факторы

1

2

3

4

Общий балл эмпатии

,058

-,119

-,148

,695

Неприятие индивидуальности другого человека

,555

,421

,011

,020

Использование себя в качестве эталона

,525

,311

,063

-,035

Консерватизм в оценках других людей

,795

,178

,101

-,115

Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру

,740

,179

,179

-,082

Стремление перевоспитать партнёра

,228

,033

,749

-,058

Стремление подогнать партнёра под себя

,596

-,039

,443

-,241

Неумение прощать другим ошибки

,739

-,018

,342

,061

Нетерпимость к физическому дискомфорту

,726

,119

-,230

-,016

Неумение приспосабливаться к характеру других

,671

,227

,392

,198

Актуальная ригидность

,101

,764

,018

-,338

Сензитивная ригидность

,261

,821

,171

,118

Установочная ригидность

,029

,282

,647

,044

Ригидность как состояние

,159

,780

,002

,049

Преморбидная ригидность

,162

,726

,314

-,122

Удовлетворённость браком

-,140

,016

,128

,791

В СДПДС толерантное сознание выражается в следующих факторах (см. табл.5 и 6): 1. Консерватизм в оценках других людей (24 % ОД); 2. Сензитивная ригидность (18 % ОД); 3. Стремление перевоспитать партнёра (11 % ОД); 4. Удовлетворённость браком (9 % ОД) и включает в себя следующие переменные в порядке убывания по степени значимости:

Фактор 1: 1. Консерватизм в оценках других людей (0,795); 2. Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру (0,740); 3. Неумение прощать другим ошибки (0,739); 4. Нетерпимость к физическому дискомфорту (0,726); 5. Неумение приспосабливаться к характеру других (0,671); 6. Стремление подогнать партнёра под себя (0,596); 7. Неприятие индивидуальности другого человека (0,555); 8. Использование себя в качестве эталона (0,525).

Фактор 2: 1. Сензитивная ригидность (0,821); 2. Ригидность как состояние (0,780); 3. Актуальная ригидность (0,764); 4. Преморбидная ригидность (0,726); 5. Неприятие индивидуальности другого человека (0,421); 6. Использование себя в качестве эталона (0,311); 7. Установочная ригидность (0,282).

Фактор 3: 1. Стремление перевоспитать партнёра (0,749); 2. Установочная ригидность (0,647); 3. Стремление подогнать партнёра под себя (0,443); 4. Неумение приспосабливаться к характеру других (0,392); 5. Неумение прощать другим ошибки (0,342); 6. Преморбидная ригидность (0,314).

Фактор 4: 1. Удовлетворённость браком (0,791); 2. Общий балл эмпатии (0,695); 3. Актуальная ригидность (-0,338).

Таким образом, СДПДС свойственно регламентировать проявление индивидуальности партнёров и требовать предпочтительного для себя однообразия. Также характерно проявление неуправляемых реакций в ответ на некоммуникабельные (грубость) качества партнёров (ключевые слова: категоричность; неприятие грубости; грубость вызывает отвращение; неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнёра).

Таблица 7

Собственные значения 4 факторов в семьях, у которых дети школьники. Метод главных компонент

Факторы

Суммы квадратов нагрузок вращения

Значение фактора

% Дисперсии

Кумулятивный %

1

3,733

23,334

23,334

2

2,784

17,400

40,733

3

1,652

10,326

51,059

4

1,501

9,382

60,441

Таблица 8

Факторные нагрузки (Варимакс) в семьях, у которых дети школьники

Переменная

Факторы

1

2

3

4

Общий балл эмпатии

-,093

-,064

-,265

,832

Неприятие индивидуальности другого человека

,682

,246

,007

-,193

Использование себя в качестве эталона

,387

,118

,617

-,010

Консерватизм в оценках других людей

,635

,109

,416

-,148

Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру

,719

,036

,268

-,044

Стремление перевоспитать партнёра

,376

,148

,218

,120

Стремление подогнать партнёра под себя

,820

-,027

-,185

-,033

Неумение прощать другим ошибки

,828

,092

-,072

,097

Нетерпимость к физическому дискомфорту

,579

-,055

,333

-,016

Неумение приспосабливаться к характеру других

,526

-,028

,472

,121

Актуальная ригидность

,205

,816

-,006

-,245

Сензитивная ригидность

,120

,817

,254

,075

Установочная ригидность

-,092

,235

,650

-,123

Ригидность как состояние

-,054

,762

,013

-,116

Преморбидная ригидность

,091

,782

,163

-,118

Удовлетворённость браком

,046

-,276

,151

,774

В СДШ толерантное сознание выражается в следующих факторах (см. табл.7 и 8): 1. Неумение прощать другим ошибки (23 % ОД); 2. Сензитивная ригидность (17 % ОД); 3. Установочная ригидность (10 % ОД); 4. Общий балл эмпатии (9 % ОД) и включает в себя следующие переменные в порядке убывания по степени значимости:

Фактор 1: 1. Неумение прощать другим ошибки (0,828); 2. Стремление подогнать партнёра под себя (0,820); 3. Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру (0,719); 4. Неприятие индивидуальности другого человека (0,682); 5. Консерватизм в оценках других людей (0,635); 6. Нетерпимость к физическому дискомфорту (0,579); 7. Неумение приспосабливаться к характеру других (0,526); 8. Использование себя в качестве эталона (0,387).

Фактор 2: 1. Сензитивная ригидность (0,817); 2. Актуальная ригидность (0,816); 3. Преморбидная ригидность (0,782); 4. Ригидность как состояние (0,762); 5. Удовлетворённость браком (-0,276).

Фактор 3: 1. Установочная ригидность (0,650); 2. Использование себя в качестве эталона (0,617); 3. Неумение приспосабливаться к характеру других (0,472); 4. Консерватизм в оценках других людей (0,416); 5. Нетерпимость к физическому дискомфорту (0,333); 6. Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру (0,268); 7. Общий балл эмпатии (-0,265); 8. Сензитивная ригидность (0,254).

Фактор 4: 1. Общий балл эмпатии (0,832); 2. Удовлетворённость браком (0,774).

Из этого следует, что в СДШ активно происходит процесс выработки общей точки зрения партнёров на происходящие события, обобщение отдельных эмоций в чувства, сближение эмоциональной сферы партнёров. Актуальны вопросы перестройки мотивации поведения, связанные с удовлетворением новых потребностей, роли родителей (оценка родителей в лице школы по поведению ребёнка). Перечисленные выше особенности следует учитывать при общении с СДШ.

Таблица 9

Собственные значения 4 факторов в семьях, у которых дети отчасти независимы от родителей. Метод главных компонент

Факторы

Суммы квадратов нагрузок вращения

Значение фактора

% Дисперсии

Кумулятивный %

1

3,910

24,440

24,440

2

3,477

21,731

46,170

3

1,599

9,993

56,163

4

1,105

6,909

63,072

Таблица 10

Факторные нагрузки (Варимакс) в семьях, у которых дети отчасти независимы от родителей

Переменная

Факторы

1

2

3

4

Общий балл эмпатии

,051

-,641

-,194

,212

Неприятие индивидуальности другого человека

,469

,352

,542

,122

Использование себя в качестве эталона

,616

,255

-,072

-,034

Консерватизм в оценках других людей

,730

,228

-,021

,205

Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру

,724

,190

-,273

,142

Стремление перевоспитать партнёра

,524

,147

,090

-,622

Стремление подогнать партнёра под себя

,689

,137

,054

,085

Неумение прощать другим ошибки

,708

,038

,407

-,142

Нетерпимость к физическому дискомфорту

,374

,082

,146

,721

Неумение приспосабливаться к характеру других

,631

,086

,351

-,066

Актуальная ригидность

,340

,680

,293

-,058

Сензитивная ригидность

,384

,702

,332

,101

Установочная ригидность

,053

,759

-,298

,030

Ригидность как состояние

,328

,695

,279

,137

Преморбидная ригидность

,276

,822

,146

,089

Удовлетворённость браком

,107

-,205

-,694

-,044

В СДОНР толерантное сознание выражается в следующих факторах (см. табл.9 и 10): 1. Консерватизм в оценках других людей (24 % ОД); 2. Преморбидная ригидность (22 % ОД); 3. Удовлетворённость браком (10 % ОД); 4. Нетерпимость к физическому дискомфорту (7 % ОД) и включает в себя следующие переменные в порядке убывания по степени значимости:

Фактор 1: 1. Консерватизм в оценках других людей (0,730); 2. Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру (0,724); 3. Неумение прощать другим ошибки (0,708); 4. Стремление подогнать партнёра под себя (0,689); 5. Неумение приспосабливаться к характеру других (0,631); 6. Использование себя в качестве эталона (0,616); 7. Стремление перевоспитать партнёра (0,524); 8. Неприятие индивидуальности другого человека (0,469); 9. Сензитивная ригидность (0,384); 10. Нетерпимость к физическому дискомфорту (0,374); 11. Актуальная ригидность (0,340); 12. Ригидность как состояние (0,328); 13. Преморбидная ригидность (0,276).

Фактор 2: 1. Преморбидная ригидность (0,822); 2. Установочная ригидность (0,759); 3. Сензитивная ригидность (0,702); 4. Ригидность как состояние (0,695); 5. Актуальная ригидность (0,680); 6. Общий балл эмпатии (-0,641); 7. Неприятие индивидуальности другого человека (0,352); 8. Использование себя в качестве эталона (0,255).

Фактор 3: 1. Удовлетворённость браком (-0,694); 2. Неприятие индивидуальности другого человека (0,542); 3. Неумение прощать другим ошибки (0,407); 4. Неумение приспосабливаться к характеру других (0,351); 5. Сензитивная ригидность (0,332); 6. Установочная ригидность (-0,292); 7. Актуальная ригидность (0,293); 8. Ригидность как состояние (0,279); 9. Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру (-0,273).

Ф — 4: 1. Нетерпимость к физическому дискомфорту (0,721); 2. Стремление перевоспитать партнёра (-0,622).

Таким образом, в СДОНР свойственно требовать от партнёра однообразного поведения в различных жизненных ситуациях, неприятие грубости, актуально чувство обиды и ретроспективная оценка поведения партнёров. Важно переживание чувства удовлетворённости браком, отмечается нетерпимость к жалобам и капризам окружающих людей.

Таблица 11

Собственные значения 3 факторов в семьях, у которых дети оставили родителей. Метод главных компонент

Факторы

Суммы квадратов нагрузок вращения

Значение фактора

% Дисперсии

Кумулятивный %

1

4,622

28,886

28,886

2

3,563

22,271

51,156

3

3,157

19,728

70,885

Таблица 12

Факторные нагрузки (Варимакс) в семьях, у которых дети оставили родителей

Переменная

Факторы

1

2

3

Общий балл эмпатии

-,545

-,017

-,677

Неприятие индивидуальности другого человека

,492

,447

,418

Использование себя в качестве эталона

,252

,406

,653

Консерватизм в оценках других людей

,590

,512

,004

Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру

,243

,727

,295

Стремление перевоспитать партнёра

,402

,656

,064

Стремление подогнать партнёра под себя

,126

,760

,163

Неумение прощать другим ошибки

,258

,788

,258

Нетерпимость к физическому дискомфорту

,159

,370

,794

Неумение приспосабливаться к характеру других

,224

,509

,587

Актуальная ригидность

,810

,250

,272

Сензитивная ригидность

,776

,300

,355

Установочная ригидность

,705

,279

,297

Ригидность как состояние

,808

,296

,247

Преморбидная ригидность

,800

,256

,372

Удовлетворённость браком

-,493

,001

-,672

В СДОР толерантное сознание выражается в следующих факторах (см. табл.11 и 12): 1. Актуальная ригидность (29 % ОД); 2. Неумение прощать другим ошибки (22 % ОД); 3. Нетерпимость к физическому дискомфорту (20 % ОД) и включает в себя следующие переменные в порядке убывания по степени значимости:

Фактор 1: 1. Актуальная ригидность (0,810); 2. Ригидность как состояние (0,808); 3. Преморбидная ригидность (0,800); 4. Сензитивная ригидность (0,776); 5. Установочная ригидность (0,705); 6. Консерватизм в оценках других людей (0,590); 7. Общий балл эмпатии (-0,545); 8. Удовлетворённость браком (-0,493); 9. Неприятие индивидуальности другого человека (0,492); 10. Стремление перевоспитать партнёра (0,402); 11. Неумение прощать другим ошибки (0,258); 12. Использование себя в качестве эталона (0,252).

Фактор 2: 1. Неумение прощать другим ошибки (0,788); 2. Стремление подогнать партнёра под себя (0,760); 3. Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру (0,727); 4. Стремление перевоспитать партнёра (0,656); 5. Консерватизм в оценках других людей (0,512); 6. Неумение приспосабливаться к характеру других (0,509); 7. Неприятие индивидуальности другого человека (0,447); 8. Использование себя в качестве эталона (0,406); 9. Нетерпимость к физическому дискомфорту (0,370); 10. Сензитивная ригидность (0,300); 11. Ригидность как состояние (0,296); 12. Установочная ригидность (0,279); 13. Преморбидная ригидность (0,256); 14. Актуальная ригидность (0,250).

Фактор 3: 1. Нетерпимость к физическому дискомфорту (0,794); 2. Общий балл эмпатии (-0,677); 3. Удовлетворённость браком (-0,672); 4. Использование себя в качестве эталона (0,653); 5. Неумение приспосабливаться к характеру других (0,587); 6. Неприятие индивидуальности другого человека (0,418); 7. Преморбидная ригидность (0,372); 8. Сензитивная ригидность (0,355); 9. Установочная ригидность (0,297); 10. Неумение скрывать неприятные чувства к партнёру (0,295); 11. Актуальная ригидность (0,272); 12. Неумение прощать другим ошибки (0,258).

Из этого следует, что в СДОР становятся актуальными вопросы ригидности: когнитивной (познавательной) (изменение представления о себе, о мире), аффективной (эмоциональной) и мотивационной. В процессе общения с СДОР следует учитывать неприятие дискомфортных состояний и ожидание стереотипных форм поведения.

В целом на начальных этапах развития семьи партнёрам свойственно жёсткое ожидание определённого поведения в отношении к окружающим. В СДШ происходит максимальное сближение партнёров в эмоционально-нравственной сфере. В СДОР актуальными становятся вопросы ригидности.

Самым плодотворным периодом в аспекте развития толерантного сознания в семье является период СДШ. Это можно объяснить тем, что родители, участвуя в процессе обучения детей, учатся и развивают толерантное сознание.

Наибольшее психологическое напряжение, выраженное в тенденции к интолерантному поведению, присуще СДПДС. Это можно объяснить тем, что по поведению детей в детском саду общество как бы тестирует семейные традиции и правила. Осознавая это, родители испытывают сильный стресс, так как им необходимо изменять сознание в соответствии с изменёнными условиями статуса семьи.

В СДОНР и СДОР развитие толерантного сознания замедляется. На первое место выходит эмоциональное удовлетворение от общения и избегание ситуаций, где нужно применять гибкость мышления и поведения. Возможно, снижение психологических нагрузок приводит к увеличению ригидности.

Учитывая сложность диагностики семейных отношений, предлагается рассматривать нормативность развития семьи по поведению детей в институтах социализации (детский сад, школа, университет и т. д.). Например, если ребёнок успешно развивается в детском саду, то семья ребёнка считается в норме и так далее. Автор выражает признательность и благодарность всем семейным парам, принявшим участие в исследовании.

Литература:

1.      Брак крепче и счастливее, когда нет детей? // «Комсомольская правда» в Белоруссии», 18.01.2014. — С. 16.

2.      Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006. — 360 с.

3.      Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. — 172 с.

4.      Средний возраст матери при рождении ребёнка. Браки и разводы. Средний возраст вступления в брак // Национальный статистический комитет Рес-публики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/demographics.php. — Дата до-ступа: 17.05.2014.

5.      Статистика абортов [Электронный ресурс]. — 2007. — Режим доступа: aboutmanwoman.com›Abort/Statistics…abortions.htm. — Дата доступа: 18.05.2014.

6.      Тишковец С. Гражданские браки и демографическая ситуация в стране [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.biblecollege.by/resurs/public/14-brakvstr.html?showall=1&limitstart=. — Дата доступа: 18.05.2014.

7.      Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издат. Дом “Бахрах-М”, 2009. — 695 с.

8.      Barcai A. Normative family development // Journal of marriage and family therapy, 1981. — Vol.7. — № 3. — P. 353–358.

Основные термины (генерируются автоматически): качество эталона, неприятие индивидуальности, актуальная ригидность, физический дискомфорт, неумение, ригидность, общий балл эмпатии, установочная ригидность, толерантное сознание, стремление.

Похожие статьи

Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка

В статье показано значение семьи в ближайшем окружении подростка, рассмотрены различные типы проблемных семей, являющихся фактором риска формирования девиантного поведения и развития наркозависимости у подростка.

Связь семейной идентичности и психологического благополучия у старших подростков

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Формирование представлений о семье и семейных традициях у детей дошкольного возраста с использованием медиапространства

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Исследование суверенности психологического пространства у мужчин и женщин на разных стадиях брачно-семейного цикла

В статье представлены результаты исследования суверенности психологического пространства мужчин и женщин на разных стадиях брачно-семейного цикла. Выявлено наличие гендерной специфики изменений различных параметров суверенности психологического прост...

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Особенности образа «Я» у подростков с различным уровнем конфликтности

Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Социально-психологические аспекты личностного отношения к детям

Похожие статьи

Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка

В статье показано значение семьи в ближайшем окружении подростка, рассмотрены различные типы проблемных семей, являющихся фактором риска формирования девиантного поведения и развития наркозависимости у подростка.

Связь семейной идентичности и психологического благополучия у старших подростков

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Формирование представлений о семье и семейных традициях у детей дошкольного возраста с использованием медиапространства

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Исследование суверенности психологического пространства у мужчин и женщин на разных стадиях брачно-семейного цикла

В статье представлены результаты исследования суверенности психологического пространства мужчин и женщин на разных стадиях брачно-семейного цикла. Выявлено наличие гендерной специфики изменений различных параметров суверенности психологического прост...

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Особенности образа «Я» у подростков с различным уровнем конфликтности

Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Социально-психологические аспекты личностного отношения к детям