К вопросу разработки эффективных подходов в работе с различными проявлениями девиантного поведения личности
Автор: Скрипкина Надежда Витальевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 08.10.2014
Статья просмотрена: 2722 раза
Библиографическое описание:
Скрипкина, Н. В. К вопросу разработки эффективных подходов в работе с различными проявлениями девиантного поведения личности / Н. В. Скрипкина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 63-70. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6282/ (дата обращения: 16.11.2024).
В психологии под термином «поведение» подразумевается взаимодействие человека со средой, опосредованное его внешней и внутренней активностью.
Д. Н. Узнадзе подчеркивает, что поведение, как всякая активность, означает отношение субъекта к окружающей действительности, к среде. Механизм возникновения поведения, следующий: при появлении какой-нибудь конкретной потребности субъект, с целью ее удовлетворения, направляет свои силы на окружающую ее действительность. Активность имеет предметный характер. Иное действие всегда было бы хаотично, лишено всякой определенности и уже не было бы поведением по сути. [8, c. 378].
Процесс поведения человека Д. Н. Узнадзе представляет так: «С целью удовлетворения потребности, имеющейся у субъекта, он обращается к окружающей его действительности. Воздействуя на него непосредственно, эта действительность настраивает его к действию по отношению к предмету, необходимому для удовлетворения данной потребности. На этой основе субъект развертывает целесообразные акты поведения, приводя в действие силы, соответствующие нужному ему предмету, и активируя их, таким образом, как это «необходимо для овладения этим предметом» [8, c. 379].
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с нормой. По словам И. С. Кона, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся [4].
Девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И. С. Кон); это понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья (В. Т. Кондрашенко) [4].; это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией (Е. В. Змановская) [3].
На социальном уровне отклоняющееся поведение — это одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. На индивидуальном уровне девиантное поведение более проблематично, так как приводит к реальному ущербу для самой личности или окружающих людей, к конфликту девиантной личности с социальным окружением и её социальной дезадаптации. На личностном уровне отклоняющееся поведение проявляет себя как социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни [3].
Проведенные нами исследования, направленные на установление знака и силы выраженности установки на детей, не обнаружили у учителей, позитивного отношения к трудному подростку. Между тем, негативное отношение (от слабо негативного — 33,3 %, до негативного — 5,5 % и весьма негативного — 13 % по силе выраженности) выявлено у 51,8 % учителей [6;7].
Выявленные в ходе исследования оценки по отношению к подростку, безусловно, свидетельствуют о трудностях взаимодействия педагогов с данной возрастной категорией детей и необходимости их решения.
Человек, рождаясь, не выбирает социальную среду, он оказывается в ней помимо своей воли. Так девиантность подростка во многих, но не во всех случаях, вызвана сопровождающим влиянием среды, в которой воспитывался ребенок и которая по своему характеру асоциальна. Потому как «вся история психической жизни ребенка протекает внутри системы «ребенок-общество»…все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе» [9, c. 374]. Пытаясь хоть как-то исправить положение (недостаток положительного социального опыта у подростка вне пределов школы) педагог идет интуитивным и не всегда правильным путем. Неправильность этого пути заключается в применении на практике тех же приемов взаимодействия, которыми педагог пользовался тогда, когда ребенок был еще мал и которые с данной возрастной категорией детей не работают. Подросток уже не желает, чтобы его только учили, делая за него выбор. Он уже сам готов выбирать, с кем общаться, и его авторитеты не всегда принимаются взрослыми. У подростка возникает особая эмоциональность, которая сильно пугает, как родителей, так и педагогов, поскольку они ее воспринимают на свой счет. Между тем механизм возникновения у подростков особой эмоциональности уже объяснен в литературе. Так Д. Б. Эльконин, отвечая на этот вопрос, пишет: «Дело в том, что происходит превращение ребенка из субъекта деятельности в личность, то есть коренным образом изменяется позиция по отношению ко всем стоящим перед подростком задачам» [9, c. 379]. Подросток сам становится основным условием решения задачи. У подростка, говоря словами Л. С. Выготского, происходит «социальный контакт с самим собой» [2]. И проблема здесь не в том, чтобы не мешать этому процессу, а в том, чтобы понять механизм его функционирования и оказать активное содействие, не нарушая дозволенных границ. На практике педагоги и родители часто не умеют соблюсти эту грань и терпят неудачи в попытке наладить взаимодействие со своим взрослеющим ребенком, разочаровываются и либо выбирают путь пассивного созерцания и пережидания времени взросления, либо путь активных «боевых» действий. И тот и другой путь не является продуктивным и часто приводит к нарастанию проблем с обеих сторон. Для подростка, взрослеющего в условиях асоциальной среды, такое активное содействие в рамках дозволенных границ является зачастую единственным шансом на социальное оздоровление.
В условиях отсутствия адекватного родительского сопровождения, эти функции выполняет педагог, как «социальный деятель, действующий по поручению той или иной социальной организации или по собственному почину и ставящий своей задачей целесообразно организованную помощь росту юных людей в направлении наилучшего общего и специального приспособления к окружающим естественным, социальным и культурным условиям, экономного усвоения приобретенных в культурном опыте прошлого знаний и умений, укрепления их индивидуального и социального характера и раскрытия в них углубленного интереса и творческого отношения к культурным ценностям, действуя частью непосредственным образом, частью побочными путями, как организатор опыта, как выразитель государственно-общественных интересов, как социальный корректив, как носитель и сеятель культурных ценностей» [5, c. 23]. Поскольку ценностная система личности девиантного подростка сильно искажена, именно функция «социального корректива» будет востребована в этом случае в первую очередь. Выполняя эту функцию, педагогу необходимо помнить о том, что индивидуальный опыт вторичен по своему характеру, то есть является производным социального опыта и конструируется по точному его образцу [2, c. 45].
В помощь педагогам и психологам, работающим с различными проявлениями девиантного поведения личности, мы разработали программу, направленную на повышение их профессиональной компетентности.
Пояснительная записка
Предложенная программа имеет в основе материалы учебно-методических курсов по возрастной психологии, социальной психологии, психологии отклоняющегося поведения, девиантологии, семейной психологии и акмеологии.
Особенностью данной программы является углубление, расширение и формирование целостных представлений о психологии отклоняющегося поведения у практических психологов, работающих с различными проявлениями девиантного поведения личности.
В программу включены вопросы о феноменологии данного явления, о классификации и психологической характеристике видов девиантного поведения, механизмах его детерминации и функционирования, предлагаются методы социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности. Специальный раздел посвящен анализу международного опыта работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
В программу введены разделы, рассматривающие вопросы влияния гендерных различий на поведенческие реакции личности; определяющие роль социализаторов в развитии детей и формировании позитивного поведенческого репертуара; освещающие Акмеологический подход к специфике труда психолога.
Современное состояние психологической практики и появление социального запроса на психолого-педагогическую помощь в превенции и психологической коррекции девиантного поведения личности требуют ориентации педагогов и практических психологов в проблемах, характерных для психологии отклоняющегося поведения личности.
Структура программы
Программа состоит из 10 разделов:
Раздел 1. Поведение как психологическая категория
Рассматриваются теоретические основы психологии поведения, вопросы соотношения процессов адаптации-индивидуализации и общие характеристики поведения личности, эталоны оценки поведения как психологического явления.
Раздел 2. Определение понятия и специфические особенности отклоняющегося поведения личности
Представлены те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Рассматриваются специфические особенности отклоняющегося поведения личности, отличающие его от других феноменов и помогающие констатировать его наличие и динамику у конкретного человека. Изучаются границы отклоняющегося поведения на социальном и личностном уровне.
Раздел 3. Механизмы детерминации и функционирования отклоняющегося поведения
Предложен анализ факторов отклоняющегося поведения, представляющий целостную картину изучаемого явления. Рассматриваются психологические аспекты отклоняющегося поведения, причины и стабилизаторы проблемного поведения личности.
Раздел 4. Классификации и психологическая характеристика видов отклоняющегося поведения
Рассматриваются вопросы систематики поведенческих отклонений, представлена характеристика видов отклоняющегося поведения. Акцентируется внимание на психологическом аспекте классификации и предлагается сравнительная характеристика поведенческих феноменов.
Раздел 5. Методы социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности
Рассматриваются вопросы профилактики и психологической коррекции отклоняющегося поведения личности. Предлагаются общие стратегии социально-психологического вмешательства в отношении основных видов отклоняющегося поведения. Изучаются эффективные методы психологической коррекции отклоняющегося поведения личности.
Раздел 6. Позитивный международный опыт работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
Рассматриваются концепции девиантного поведения несовершеннолетних в США и Великобритании. Дается характеристика основных направлений профилактики девиантного поведения, и предлагаются новые подходы и технологии социальной и психолого-педагогической реабилитации подростков в специальных учреждениях.
Раздел 7. Роль социализаторов в развитии детей и формировании позитивного поведенческого репертуара личности
Рассматриваются вопросы социализации детей, стороны и институты социализации.
Акцентируется внимание на семье, как факторе социализации.
Раздел 8. Влияние гендерных различий на поведенческие реакции личности
Гендерные исследования как самостоятельная область научных интересов. Гендерные различия и их влияние на проявления отклоняющегося поведения личности. Психологические механизмы поло-ролевой социализации.
Раздел 9. Акмеологический подход к специфике труда педагога и психолога
Рассматриваются условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости личности педагога и психолога. Исследуется личность педагога и психолога как основной инструмент его профессиональной деятельности.
Изучаются практические вопросы по восстановлению, самосовершенствованию и пониманию себя, направленные на повышение эффективности профессиональной деятельности.
Раздел 10. Психолого-акмеологические возможности в эффективном решении актуальных практических задач в профессиональной деятельности педагога и психолога, работающего с различными проявлениями девиантного поведения личности
Подводятся итоги работы, принимаются решения, необходимые для оптимизации работы и профессиональных взаимодействий.
Таблица 1
Тематический план занятий
№ п/п |
Название раздела |
№ п/п |
Тематика занятий |
1. |
Поведение как психологическая категория |
1. |
Поведение как психологическая категория |
2. |
Поведение личности. Соотношение процессов адаптации-индивидуализации |
||
3. |
Эталоны оценки поведения личности |
||
2. |
Определение понятия и специфические особенности отклоняющегося поведения личности |
1. |
Определение понятия и специфические особенности отклоняющегося поведения |
2. |
Границы отклоняющегося поведения на социальном и личностном уровне |
||
3. |
Механизмы детерминации и функционирования отклоняющегося поведения |
1. |
Современные научные взгляды на природу отклоняющегося поведения |
2. |
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности |
||
3. |
Схема анализа отклоняющегося поведения |
||
4. |
Классификации и психологическая характеристика видов отклоняющегося поведения |
1. |
Систематика поведенческих девиаций |
2. |
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения |
||
5. |
Методы социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности |
1. |
Система социальных воздействий на поведенческие нарушения личности |
2. |
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности |
||
3. |
Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения |
||
4. |
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности |
||
5. |
Методы поведенческой интервенции |
||
6. |
Позитивный международный опыт работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних |
1. |
Концепции девиантного поведения несовершеннолетних в США и Великобритании |
2. |
Характеристика основных направлений профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в СЩА и Великобритании |
||
7. |
Роль социализаторов в развитии детей и формировании позитивного поведенческого репертуара личности |
1. |
Понятие социализации в психологии |
2. |
Роль социализаторов в развитии детей и формировании позитивного поведенческого репертуара личности |
||
8. |
Влияние гендерных различий на поведенческие реакции личности |
1. |
Гендерные исследования как самостоятельная область научных интересов |
2. |
Психологические механизмы поло-ролевой социализации |
||
9. |
Акмеологический подход к специфике труда психолога |
1. |
Личность психолога как основной инструмент его профессиональной деятельности |
2. |
Акмеологический подход к специфике труда психолога |
||
10. |
Психолого-акмеологические возможности в эффективном решении актуальных практических задач в профессиональной деятельности педагога и психолога, работающего с различными проявлениями девиантного поведения личности |
1. |
«Круглый стол»Принятие решений, необходимых для оптимизации работы и профессиональных взаимодействий в области интеграции знания |
Итого занятий |
24 |
Раздел 1. Поведение как психологическая категория
Тема 1. Поведение как психологическая категория
Определение понятия «поведение» в психологии.
Термин «поведение» используется для обозначения вида и уровня активности человека. Один из основоположников поведенческой психологии Джон Уотсон (1931) говорил о поведении, как о непрерывном потоке активности, усложняющемся по мере развития организма.
Современное понимание поведения следующее: это взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью индивида. Под внешней активностью понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Под внутренней активностью — мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.
Существенные свойства человеческого поведения.
Поведение человека социально по своей сути. Оно формируется и реализуется в обществе. Поведение человека тесно связано с речевой регуляцией и целеполаганием.
Тема 2. Поведение личности. Соотношение процессов социализации-индивидуализации
Поведение личности отражает процесс ее социализации — интеграции в социум.
Социализация предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей.
По соотношению процесса адаптации-индивидуализации и по позиции личности в социуме можно выделить 6 вариантов социальной адаптации:радикальная адаптация, гиперадаптация, гармоничная адаптация, конформисткая адаптация, девиантная адаптация, социально-психологическая дезадаптация.
Общие характеристики поведения личности.
При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения: мотивированность, адаптивность, аутентичность, продуктивность, адекватность.
Тема 3. Эталоны оценки поведения личности.
Способы получения нормы называются критериями.
Принятые в науке критерии: статистический, качественно-количественная оценка, психопатологический критерий, социально-нормативный критерий, индивидуально-психологический критерий.
Нормальным считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону.
Под нормальным поведением понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством и характерное для большинства людей.
Раздел 2. Определение понятия и специфические особенности отклоняющегося поведения личности
Тема 1. Определение понятия и специфические особенности отклоняющегося поведения
Определение понятия предполагает выделение существенных признаков психологического явления.
К специфическим особенностям отклоняющегося поведения относятся: несоответствие общепринятым и официально установленным социальным нормам; негативная оценка со стороны общества; нанесение реального ущерба самой личности и социальному окружению; стойко повторяющийся, длительный характер поведения (исключение — суицидальная попытка); согласованность с общей направленностью личности; рассмотрение в пределах медицинской нормы; сопровождение различными проявлениями социальной дезадаптации; выраженное индивидуальное и поло-возрастное своеобразие.
Определение понятия «отклоняющееся поведение».
Отклоняющееся (девиантное) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Тема 2. Границы отклоняющегося поведения на социальном личностном уровне.
Границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить.
Изменения в обществе приводят к изменениям норм, а, следовательно, и видов поведенческих девиаций.
Нормы, принятые в обществе, и отклонения от них являются неотъемлемой частью любой социальной системы.
На социальном уровне отклоняющееся поведение — это одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью.
На личностном уровне отклоняющееся поведение — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни.
Раздел 3. Механизмы детерминации и функционирования отклоняющегося поведения
Тема 1. Современные научные взгляды на природу отклоняющегося поведения.
Вопрос о детерминации отклоняющегося поведения.
Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение. Группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.
Социальные и биологические предпосылки отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых преломляется через систему отношений личности.
Тема 2. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности.
Обзор ведущих психологических концепций о сущности отклоняющегося поведения личности.
Экзистенционально-гуманистический подход рассматривает отклоняющееся поведение как следствие экзистенциональных проблем личности и нарушений ее духовного развития.
Психодинамические теории раскрывают глубинные механизмы личностного функционирования и поведенческих реакций.
Отклоняющееся поведение как результат научения рассматривает регулирующие мотивационные системы и основные механизмы формирования поведения. Изучает влияние когнитивных искажений и негативного жизненного опыта на поведение человека.
Тема 3. Схема анализа отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов — условий и психологических причин.
Схема анализа отклоняющегося поведения позволяет своевременно распознать наиболее уязвимые сферы личности, которые могут выступать одновременно и причинами и стабилизаторами проблемного поведения.
Раздел 4. Классификации и психологическая характеристика видов отклоняющегося поведения
Тема 1. Систематика поведенческих девиаций.
Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока не привели к созданию единой классификации.
Систематизации существуют и широко используются в рамках отдельных дисциплин. Существуют различные подходы к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.
Тема 2. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий видов отклоняющегося поведения личности.
Психологические классификации основаны на следующих критериях: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты поведения и ущерб им причиняемый; индивидуально-стилевые характеристики поведения. В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения.
Сравнительная характеристика поведенческих феноменов.
Сформулированы отличительные особенности основных вариантов социального поведения.
Раздел 5. Методы социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности
Тема 1. Система социальных воздействий на поведенческие нарушения личности
Психологическая помощь имеет два ведущих направления: психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
Существуют различные формы психопрофилактической работы. В соответствии со спецификой девиантного поведения выделяют следующие принципы психопрофилактической работы: комплексность, адресность, массовость, позитивность информации, минимизация негативных последствий, личная заинтересованность и ответственность участников, максимальная активность личности, устремленность в будущее.
Тема 2. Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности
Психологическая интервенция — это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений.
Отличительной особенностью психологической интервенции является желание изменений со стороны самой личности, её готовность к сотрудничеству с психологом.
Ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформулировать следующим образом:формирование мотивации на социальную адаптацию; стимулирование личностных изменений; коррекция форм отклоняющегося поведения; создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений.
Эффективность работы оценивается как по объективным признакам уменьшения нежелательного поведения, так и по субъективным изменениям.
Одним из наиболее важных критериев позитивных изменений выступает повышение уровня социальной адаптации.
Тема 3. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения
Различные формы девиантного поведения требуют внесения некоторых корректив в использование основных психологических методов.
Основные формы психолого-социальной работы в случае делинквентного, аддиктивного и суицидального поведения. Основные формы отклоняющегося поведения носят обобщенный характер и требуют адаптации к конкретной ситуации и личности.
Тема 4. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности
Интеграция психологических знаний привела к углублению понятия «поведение».
В структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: мотивация, эмоциональные процессы, саморегуляция поведения, когнитивная переработка информации, внешне наблюдаемые проявления и действия.
Основные подсистемы девиантного поведения.
Цели и задачи психологического воздействия. Ведущие принципы поведенческой психологии: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество.
Тема 5. Методы поведенческой интервенции
Основные группы методов поведенческой психологии: стимулирование позитивной мотивации; методы коррекции эмоциональных состояний; методы саморегуляции; когнитивное переструктурирование; методы угашения нежелательного поведения; методы формирования позитивного поведения.
Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта.
Разнообразие методов не может преуменьшить роль личности консультанта.
Раздел 6. Позитивный международный опыт работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
Тема 1. Концепции девиантного поведения несовершеннолетних в США и Великобритании
Девиантное поведение несовершеннолетних выступает в качестве одной из характеристик социальной болезни общества.
Психолого-педагогические аспекты основных концепций девиантного поведения несовершеннолетних в США и Великобритании.
Тема 2. Характеристика основных направлений профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в США и Великобритании
Анализируется положительный опыт США и Великобритании в области превентивной и ресоциализационной работыснесовершеннолетними девиантами по месту жительства в специализированных учреждениях.
Предлагаются новые подходы и технологии социальной и психолого-педагогической реабилитации подростков в специальных учреждениях.
Передовые технологии условно разбиты на 4 уровня: государственный; уровень отдельных штатов и графств как субъектов государства; муниципальный; личностный.
Основной путь устранения дефектов социализации подростков — девиантов заключен в многообразии форм интеграции основных социальных институтов, направленных на координацию всех усилий и создание специальных социально-педагогических условий с целью более успешного формирования социальных навыков у подрастающего поколения.
Раздел 7. Роль социализаторов в развитии детей и формировании позитивного поведенческого репертуара личности
Тема 1. Понятие социализации в психологии
Социализация — это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения им социальных влияний, приобщение его к системе социальных связей.
Процесс развития ребенка немыслим без усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них.
Выделяют 5 сторон социализации: формирование знаний о людях, обществе и о себе; выработка навыков практической деятельности; выработка норм, ролей, позиций, выработка аттитюдов, ценностных ориентаций, включение в практическую деятельность.
Тема 2. Роль социализаторов в развитии детей и формировании позитивного поведенческого репертуара личности
Институты социализации и десоциализации.
Многообразие институтов социализации. Целенаправленный и нерегулируемый процесс воздействия на личность различных социализаторов.
Семья — как фактор социализации.
Основные социализаторы, стиль воспитания в семье, собственно личностный, направленный и творческий потенциал семьи.
Раздел 8. Влияние гендерных различий на поведенческие реакции личности
Тема 1. Гендерные исследования как самостоятельная область научных интересов
Понятие «гендер» в психологии.
Понятие «гендер» используется при определении социальных и культурных характеристик рода.
Различные исследования на установление половых различий и выяснение их происхождения: достоверные, сомнительные, неподтвержденные.
Влияние гендерных различий на проявления отклоняющегося поведения.
Тема 2. Психологические механизмы поло-ролевой социализации
Теории формирования поло-ролевой идентичности: теория идентификации, теория половой типизации, теория самокатегоризации, стадиальная теория.
Гендерная социализация и культурные различия, обусловленные особенностями исторического развития общества.
Раздел 9. Акмеологический подход к специфике труда психолога
Тема 1. Личность психолога как основной инструмент его профессиональной деятельности
Ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении клиента является поведение и личность психолога-консультанта.
Психологи, проявляющие высокий уровень профессионально важных качеств работают более эффективно.
Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды и новых конструктивных отношений личности.
Тема 2. Акмеологический подход к специфике труда психолога
Профессионализм педагога и психолога в акмеологическом понимании.
Профессионализм деятельности педагога и психолога рассматривается как устойчивые свойства субъекта, обеспечивающие высокую продуктивность деятельности, её гуманистическую направленность.
Определение акмеологической модели.
Акмеологическая модель — это система объектов и знаков, воспроизводящая существенные свойства объекта — оригинала — идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития [1].
Основные подходы к системе оздоровления, восстановления и самосовершенствования.
Практические вопросы по восстановлению, самосовершенствованию и пониманию себя, направленные на повышение эффективности профессиональной деятельности педагога и психолога.
Раздел 10. Психолого-акмеологические возможности в эффективном решении актуальных практических задач в профессиональной деятельности психолога, работающего с различными проявлениями девиантного поведения личности
Тема 1. «Круглый стол»
В целях повышения эффективности деятельности психологу необходимо опираться на систему комплексного научного знания о том психологическом явлении, с которым приходится работать. Такой подход обеспечивает успешность профессиональной деятельности и прогрессивное личностно-профессиональное развитие профессионалов.
После прохождения курса целесообразно проведение «круглого стола», где принимаются решения, необходимые для оптимизации работы и профессиональных взаимодействий в области интеграции знания: категориально-понятийного аппарата; выбор методов, алгоритмов и технологий решения профессиональных задач, стратегии развития профессионализма педагогов и психологов.
Актуальность данной программы объясняется большой востребованностью знаний о психологической сущности и механизмах функционирования девиантного поведения. Эти знания необходимы для профессиональной ориентации в мире задач, связанных с изучением эффективных подходов в работе с различными проявлениями девиантного поведения личности.
Литература:
1. Акмеология: Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. — СПб.: Питер,2003. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
2. Выготский Л. С. О психологических системах / Л. С. Выготский. — Собр. соч. в 6 т.: Т.1. М. — 1982. С. 109–148.
3. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288с.
4. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондрашенко. — Минск, 1988.
5. Рубинштейн М. М. Проблема учителя: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 176с.
6. Скрипкина Н. В. Исследование структуры личностного отношения педагогов к детям / Ж-л «Молодой ученый». — Чита, 2010. — № 6 (17). — С.301–304
7. Скрипкина Н. В. Особенности распределения и характер устойчивости позитивных установок на детей у педагогов / Актуальные вопросы современной психологии: материалы международной заочной научной конференции. — Челябинск, 2011 -142с., С. 92–96
8. Узнадзе Д. Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 448 с.
9. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭЕК», 1997. — 416с.