Представления педагогов-воспитателей о характеристиках управленческой деятельности в ДОУ
Авторы: Филинкова Евгения Борисовна, Перешивко Марина Евгеньевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 03.10.2014
Статья просмотрена: 466 раз
Библиографическое описание:
Филинкова, Е. Б. Представления педагогов-воспитателей о характеристиках управленческой деятельности в ДОУ / Е. Б. Филинкова, М. Е. Перешивко. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6289/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ключевые слова: отношение педагогов к руководителю; представления воспитателей; управленческая, педагогическая деятельность.
Социально-экономические реалии существенно влияют не только на психологию современного руководителя (прежде всего, на его экономическое мышление), но и на психологию подчиненного, который, обладая своими личностными характеристиками и представлениями, в свою очередь, воздействует на эффективность деятельности [2, с.26]. Повышение эффективности (в т. ч. и экономической) образовательных учреждений является насущной задачей сегодняшнего дня. Высокая практическая и теоретическая значимость обозначенной проблемы обусловили проведение нами исследования, целью которого было изучение отношения педагогов-воспитателей к управленческой деятельности. Исследование являлось составной частью программы изучения управленческой деятельности руководителей системы образования, реализуемой в МГОУ [3].
Одной из задач исследования было изучение представлений педагогов-воспитателей о характеристиках педагогической и управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Анализу этих результатов и посвящена настоящая статья.
В исследовании, проведенном весной 2014 г., принимали участие 70 воспитателей, работающих в государственных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) г. Москвы и Московской области. Возраст респондентов - от 20 до 62 лет, стаж работы - от 1 года до 43 лет. Основной метод исследования — глубинное стандартизированное интервью, содержащее открытые и закрытые вопросы.
Первоначально мы задавали педагогам вопрос о том, насколько хорошо они осведомлены о содержании деятельности руководителей разного ранга (методистов и заведующих) в сравнении с руководителями производственных отраслей народного хозяйства. Необходимо было оценить уровень своей осведомленности по пятибалльной шкале (1 балл — минимальная осведомленность, 5 баллов — максимальная).
Анализ результатов показал, что самооценки осведомленности педагогов о содержании деятельности руководителей образовательной и производственной сфер народного хозяйства находятся в границах средних значений. Меньше всего, как и предполагалось, воспитатели знают о работе руководителей сферы производства (средний балл 3,11), несколько больше о работе заведующего (средний балл 3,52), и еще больше о содержании деятельности методиста (3,84). Возможно, различия в показателях осведомленности о содержании деятельности руководителей ДОУ разного ранга связаны с тем, что воспитатели каждый день могут наблюдать работу методиста, которая происходит непосредственно у них на глазах, а вот деятельность руководителя организации педагоги представляют в меньшей степени, т. к. работа заведующего ДОУ происходит за «закрытыми дверями кабинета».
Обращая внимание на близкую к среднему значению оценку педагогов-воспитателей своих знаний о содержании труда руководителей производства, можно предположить что, анализируемые представления являются общественными стереотипами, мало перекликающимися с реальностью, так как респонденты не имеют какого-либо опыта работы вне образовательной сферы. Наблюдается переоценка воспитателями своих знаний по данному вопросу: высокие оценки (4–5 баллов) своим знаниям о работе производственных руководителей дали 35,7 % опрошенных, о работе заведующих — 38,4 %, методистов –68,5 %. Самооценка находится в прямом противоречии с ответами педагогов-воспитателей на открытые вопросы о содержании деятельности руководителей ДОУ. Эти ответы характеризуются расплывчатостью, излишней обобщенностью и неполнотой.
Задавая вопрос об оценке деятельности методистов и заведующих ДОУ, мы пытались понять, насколько привлекательной или непривлекательной представляется работа руководителя ДОУ рядовым педагогам (табл. 1).
Таблица 1
Представления воспитателей о характеристиках деятельности воспитателя, методиста, заведующего ДОУ (в % от ответивших)
Характеристика деят-ти |
Группы работников |
Степень выраженности характеристики деятельности |
Среднее значение |
|||||||||
1 (мин.) |
2 |
3 |
4 |
5 (макс.) |
||||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|||
Сложность |
Воспит. |
2 |
2,8 |
1 |
1,4 |
15 |
21,4 |
23 |
32,8 |
28 |
4,0 |
4,07 |
Метод. |
0 |
0 |
1 |
1,4 |
5 |
7,1 |
32 |
45,7 |
32 |
45,7 |
4,35 |
|
заведующ. |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2,8 |
20 |
28,5 |
48 |
68,7 |
4,65 |
|
Разнообразие |
Воспит. |
1 |
1,4 |
2 |
2,8 |
12 |
17,1 |
27 |
38,5 |
28 |
40 |
4,13 |
Метод. |
3 |
4,2 |
2 |
2,8 |
20 |
28,5 |
24 |
34,2 |
21 |
30 |
3,83 |
|
заведующ. |
2 |
2,8 |
7 |
10 |
17 |
24,2 |
20 |
28,5 |
22 |
31,4 |
3,67 |
|
Креативность |
Воспит. |
0 |
0 |
1 |
1,4 |
3 |
4,2 |
20 |
28,5 |
46 |
65,7 |
4,58 |
Метод. |
0 |
0 |
2 |
2,8 |
13 |
18,5 |
22 |
31,4 |
33 |
47,1 |
4,23 |
|
заведующ. |
6 |
8,5 |
8 |
11,4 |
23 |
32,8 |
15 |
21,4 |
18 |
25,7 |
3,44 |
|
Ответствен-ность |
Воспит. |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4,2 |
11 |
15,7 |
56 |
80 |
4,75 |
Метод. |
0 |
0 |
1 |
1,4 |
4 |
5,7 |
18 |
25,7 |
47 |
67,1 |
4,58 |
|
заведующ. |
0 |
0 |
1 |
1,4 |
0 |
0 |
8 |
11,4 |
61 |
87,1 |
4,81 |
|
Самостоятельность |
Воспит. |
3 |
4,2 |
14 |
20 |
26 |
37,1 |
19 |
27, 1 |
8 |
11,8 |
3,21 |
Метод. |
1 |
1,4 |
4 |
5,7 |
21 |
30 |
29 |
41,4 |
15 |
21,4 |
3,76 |
|
заведующ. |
1 |
1,4 |
1 |
1,4 |
2 |
2,8 |
23 |
32,8 |
43 |
61,4 |
4,51 |
|
Доходность |
Воспит. |
21 |
30 |
33 |
47,1 |
13 |
18,5 |
3 |
4,2 |
0 |
0,0 |
1,97 |
Метод. |
0 |
0 |
4 |
5,7 |
13 |
18,5 |
25 |
35,7 |
28 |
40 |
4,1 |
|
заведующ. |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2,8 |
10 |
14,2 |
58 |
82,8 |
4,8 |
|
Рискованность |
Воспит. |
2 |
2,8 |
19 |
27,1 |
23 |
32,8 |
12 |
17,1 |
14 |
20 |
3,24 |
Метод. |
2 |
2,8 |
13 |
18,5 |
11 |
15,7 |
24 |
34,2 |
20 |
28,5 |
3,67 |
|
заведующ. |
3 |
4,2 |
1 |
1,4 |
7 |
10 |
22 |
31,4 |
37 |
52,8 |
4,27 |
|
Психол. комфорт |
Воспит. |
0 |
0 |
6 |
8,5 |
17 |
24,2 |
26 |
37,1 |
21 |
30 |
3,64 |
Метод. |
3 |
4,2 |
9 |
12,8 |
17 |
24,2 |
22 |
31,4 |
19 |
27,1 |
3,88 |
|
заведующ. |
1 |
1,4 |
7 |
10 |
14 |
20 |
25 |
35,7 |
23 |
32,8 |
3,88 |
|
Интенсивность |
Воспит. |
1 |
1,4 |
1 |
1,4 |
12 |
17,1 |
27 |
38,5 |
29 |
41,4 |
4,16 |
Метод. |
0 |
0 |
6 |
8,5 |
8 |
11,4 |
25 |
35,7 |
31 |
44,2 |
4,16 |
|
заведующ. |
0 |
0 |
5 |
7,1 |
2 |
2,8 |
23 |
32,8 |
39 |
55,7 |
4,33 |
Анализ результатов показывает, что из девяти изучаемых переменных, педагоги поставили более высокие баллы работе воспитателя (по сравнению с работой руководителей ДОУ) только по двум характеристикам деятельности: разнообразию и креативности. Это подтверждает вывод о том, что среди педагогов-воспитателей имеет широкое распространение стереотип восприятия деятельности руководителя как работы, где основной акцент сделан на ведение документации, велика доля хозяйственно-административной деятельности, происходит отрыв от педагогической работы, и, как следствие всего этого, уровень творчества — низкий (средний балл уровня креативности деятельности заведующих ДОУ равен 3,44; а свою работу с точки зрения креативности педагоги оценили в 4,58 балла).
По всем остальным показателям деятельность заведующего превзошла работу воспитателя. Респонденты считают, что работа заведующего более сложная, ответственная, доходная, рискованная, интенсивная и связана с большей самостоятельностью и психологическим комфортом субъекта деятельности.
Количественный анализ позволяет увидеть, что различия в представлениях воспитателей об особенностях собственного труда и труда руководителей ДОУ носят не случайный, а закономерный характер. В то же время педагогическая деятельность оценивается респондентами как более творческая, чем деятельность управленческая. По мнению воспитателей, в работе заведующего есть всего два выраженных плюса: значительно более высокий уровень доходности (4,8 против 1,97 у воспитателей), самостоятельности (средние баллы равны 4,51 и 3,21, соответственно).
В контексте проблемы отношения воспитателей к управленческой деятельности нами были также изучены их представления о степени удовлетворенности основных трудовых потребностей в деятельности воспитателя, методиста, заведующего ДОУ (табл.2).
Таблица 2
Представления воспитателей о степени удовлетворенности трудовых потребностей в деятельности воспитателя, методиста, заведующего ДОУ
Потребности |
Группы работников |
Степень удовлетворения потребностей |
Среднее значение |
|||||||||
1 (мин.) |
2 |
3 |
4 |
5 (макс.) |
||||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|||
В творчестве |
Воспитатель |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
7,1 |
26 |
37,1 |
39 |
55,7 |
4,49 |
Методист |
0 |
0 |
2 |
2,8 |
12 |
17,1 |
25 |
35,7 |
31 |
44,2 |
4,21 |
|
Заведующий |
8 |
11,4 |
7 |
10,0 |
25 |
35,7 |
16 |
22,8 |
14 |
20,0 |
3,3 |
|
В независимости |
Воспитатель |
2 |
2,8 |
18 |
25,7 |
19 |
22,8 |
16 |
22,8 |
15 |
21,4 |
3,34 |
Методист |
4 |
5,7 |
7 |
10,0 |
24 |
34,2 |
18 |
25,7 |
17 |
24,2 |
3,53 |
|
Заведующий |
2 |
2,8 |
7 |
10,0 |
17 |
24,2 |
23 |
32,8 |
21 |
30,0 |
3,77 |
|
В общении |
Воспитатель |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
2 |
2,8 |
17 |
41,1 |
51 |
72,8 |
4,70 |
Методист |
0 |
0 |
1 |
1,4 |
5 |
7,1 |
16 |
22,8 |
48 |
68,5 |
4,59 |
|
Завидующий |
0 |
0 |
4 |
5,7 |
12 |
17,1 |
13 |
18,5 |
41 |
58,5 |
4,30 |
|
В работе с детьми |
Воспитатель |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
6 |
8,5 |
64 |
91,4 |
4,91 |
Методист |
0 |
0 |
7 |
10,0 |
23 |
32,8 |
19 |
27,1 |
21 |
30,0 |
3,77 |
|
Заведующий |
6 |
8,6 |
11 |
15,7 |
26 |
37,1 |
13 |
18,6 |
14 |
20,0 |
3,26 |
|
В развитии способностей |
Воспитатель |
2 |
2,8 |
4 |
5,7 |
12 |
17,1 |
19 |
27,1 |
33 |
47,1 |
4,10 |
Методист |
1 |
1,4 |
7 |
10,0 |
9 |
12,9 |
23 |
32,9 |
30 |
42,9 |
4,06 |
|
Заведующий |
2 |
2,8 |
7 |
10,0 |
16 |
22,9 |
21 |
30,0 |
24 |
34,2 |
3,83 |
|
В познании нового |
Воспитатель |
3 |
4,8 |
5 |
7,1 |
17 |
24,3 |
16 |
22,9 |
29 |
41,4 |
3,87 |
Методист |
1 |
1,4 |
5 |
7,1 |
24 |
34,3 |
15 |
21,4 |
25 |
35,7 |
3,87 |
|
Заведующий |
4 |
5,7 |
3 |
4,8 |
14 |
20,0 |
18 |
25,7 |
31 |
44,3 |
3,99 |
|
Во власти |
Воспитатель |
2 |
2,9 |
9 |
12,9 |
25 |
35,7 |
16 |
22,9 |
18 |
25,7 |
3,56 |
Методист |
1 |
1,4 |
4 |
5,7 |
26 |
37,1 |
23 |
32,9 |
16 |
22,9 |
3,70 |
|
Заведующий |
0 |
0 |
2 |
2,9 |
19 |
27,1 |
26 |
37,1 |
23 |
32,9 |
4,00 |
|
В достиж. матер. благополучия |
Воспитатель |
2 |
2,9 |
21 |
30,0 |
28 |
40,0 |
13 |
18,6 |
6 |
8,6 |
3,03 |
Методист |
0 |
0 |
14 |
20,0 |
23 |
32,9 |
20 |
28,6 |
13 |
18,6 |
3,46 |
|
Заведующий |
0 |
0 |
4 |
5,7 |
20 |
28,5 |
19 |
27,1 |
27 |
38,6 |
3,99 |
|
В уважении коллег |
Воспитатель |
0 |
0 |
2 |
2,9 |
15 |
21,4 |
23 |
32,9 |
30 |
42,9 |
4,16 |
Методист |
0 |
0 |
3 |
4,8 |
19 |
27,1 |
14 |
20,0 |
34 |
48,6 |
4,13 |
|
Заведующий |
1 |
1,4 |
5 |
7,1 |
13 |
18,6 |
18 |
25,7 |
33 |
47,1 |
4,1 |
|
В достиж. высокого соц. статуса |
Воспитатель |
5 |
7,1 |
4 |
5,7 |
32 |
45,7 |
17 |
24,3 |
12 |
17,1 |
3,39 |
Методист |
0 |
0 |
6 |
8,6 |
14 |
20,0 |
23 |
32,6 |
27 |
38,6 |
4,01 |
|
Заведующий |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
10 |
14,3 |
22 |
31,4 |
38 |
54,3 |
4,4 |
Потребность в творчестве, в развитии способностей, в общении и в работе с детьми, как и ожидалось, по мнению воспитателей в большей степени можно удовлетворить именно в их в деятельности (средние баллы равны 4,7; 4,1; 4,91 и 4,49, соответственно). Потребность в независимости, самостоятельности в работе, а также потребности во власти и высоком социальном статусе скорее можно удовлетворить, находясь на должности заведующего (средние баллы равны 3,8; 4,0 и 4,4, соответственно). Значительные различия связаны с возможностями достижения материального благополучия на разных должностях в дошкольном учреждении. Результаты вполне ожидаемы: с точки зрения воспитателей заведующий ДОУ получает значительно больше, чем они сами, поэтому данную потребность можно удовлетворить, работая заведующим, в значительно большей степени (3,99 против 3,03 у воспитателей), даже по сравнению с методистами (3,46).
Потребность в уважении со стороны коллег-профессионалов и в познании нового можно приблизительно одинаково удовлетворить в деятельности на любой из представленных должностей.
Подводя итог, можно сказать, что педагоги считают себя более осведомленными о содержания деятельности руководителей ДОУ, в особенности методиста, в сравнении с содержанием деятельности руководителей любой другой организации. Общая эмоциональная окраска представлений воспитателей об управленческой деятельности руководителя ДОУ скорее негативная, чем позитивная, поскольку управленческая работа воспринимается как нетворческая, «бумажная», что, в конечном итоге, влияет на формирование малопривлекательного образа трудовой деятельности руководителей ДОУ. В исследовании Е. Н. Сиващенко [1] обнаружено, что отношение работника к своему руководителю влияет на удовлетворенность работника различными элементами производственной ситуации. Изменение такого отношения педагогов к управленческому труду в ДОУ — важная задача сегодняшнего дня.
Литература:
1. Сиващенко Е. Н. Отношение работников к руководителям на предприятиях с разными формами собственности: дисс. …к.пс.н.. М., 2003
2. Смирнова Н. П. Представления об идеальном руководителе как основание психологической типологии подчиненных: дисс. … к.пс.н. М., 2003
3. Филинкова Е. Б. Психология принятия решения о переходе от педагогической к другим видам деятельности: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2012
Ключевые слова
Педагогическая деятельность, педагогическая деятельность., , отношение педагогов к руководителю, представления воспитателей, управленческаяПохожие статьи
Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества
В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...
Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования
Статья представляет собой описание опыта управленческой деятельности по внедрению в образовательную практику дошкольного учреждения инновационные управленческие и педагогические процессы.
Народные обряды в семье и в системе работы воспитателя ДОО
В статье показаны особенности использования народных обрядов в семье и системе работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Опыт командной работы педагогов с обучающимися педагогических классов
В статье раскрыты особенности организации профориентационной работы с обучающимися педагогических классов. Представлены возможности и особенности педагогической командной работы с учащимися. Раскрыты потенциалы командного взаимодействия педагогов и ф...
Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии»
В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке, так и в процессе самостоятел...
Авторитет современного менеджера сферы образования: некоторые подходы к руководству педагогическим коллективом
В статье автор обосновывает необходимость опоры на комплексный и системный подходы в руководстве педагогическим коллективом современной образовательной организации. Описывая реализацию данных подходов в деятельности современного менеджера сферы образ...
Наставничество как условие становления молодого специалиста
В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...
Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов
В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.
Похожие статьи
Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества
В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...
Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования
Статья представляет собой описание опыта управленческой деятельности по внедрению в образовательную практику дошкольного учреждения инновационные управленческие и педагогические процессы.
Народные обряды в семье и в системе работы воспитателя ДОО
В статье показаны особенности использования народных обрядов в семье и системе работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Опыт командной работы педагогов с обучающимися педагогических классов
В статье раскрыты особенности организации профориентационной работы с обучающимися педагогических классов. Представлены возможности и особенности педагогической командной работы с учащимися. Раскрыты потенциалы командного взаимодействия педагогов и ф...
Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии»
В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке, так и в процессе самостоятел...
Авторитет современного менеджера сферы образования: некоторые подходы к руководству педагогическим коллективом
В статье автор обосновывает необходимость опоры на комплексный и системный подходы в руководстве педагогическим коллективом современной образовательной организации. Описывая реализацию данных подходов в деятельности современного менеджера сферы образ...
Наставничество как условие становления молодого специалиста
В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...
Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов
В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.