Формирование навыка постановки целей в управлении временным ресурсом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы психологии

Опубликовано в

III международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 07.10.2014

Статья просмотрена: 309 раз

Библиографическое описание:

Щербакова, В. В. Формирование навыка постановки целей в управлении временным ресурсом / В. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6321/ (дата обращения: 16.10.2024).

Проблема времени чрезвычайно важна и многоаспектна, поскольку ни одна сфера жизни и деятельности человека не существует вне временного фактора, вне распределения во времени, планирования и структурирования жизненных целей и планов, мотивов и действий, задач и операций [1].

Актуальность данного исследования обуславливает то, что в современном обществе не теряют своей значимости и, приобретая всё большую популярность, технологии тайм-менеджмента, которые активно используются за пределами сферы управленческой деятельности, в виду того, что время является важным и невосполнимым ресурсом нашей жизни. Тайм-менеджмент включает в себя совокупность элементов, технологий, техник и методов планирования собственного времени. К этим элементам относятся: анализ использования времени, постановка целей, планирование времени, выработка различных методов борьбы в причинами нерационального использования временного ресурса. В свою очередь, правильно поставленная цель задает критерии для идентификации, дает возможность обоснованно ответить на вопрос о достижении цели и возможность своевременно и оперативно перейти к последующей намеченной цели, сберегая от непродуктивного расхода собственный временной ресурс.

Совершенствование процесса целеполагания и планирования диктуется необходимостью более продуктивного расхода собственного времени. Деятельность человека всегда целенаправлена и заключена в регламентированный временной промежуток. Цель, в свою очередь, выступает стержнем плана и, таким образом, глубокое понимание цели должно пронизывать деятельность для планирования собственного времени и эффективного распоряжения им. Целевая функция осуществляется через ряд этапов, каждый из которых соответствует тому или иному типу целевой установки: миссия, ценность, призвание, цель. Разработка собственного целевого конструкта производится по этапам управленческого целеполагания в менеджменте. В ходе работы мы осуществляем перенос виденья собственной личности в представление себя, как организации, которой необходимо стратегическое и пошаговое планирование для достижения общих целей и миссии данной организации.

Таким образом, первоочередным этапом данной работы является разработка или уточнение миссии данной организации, выражающей философию и смысл ее существования. Виденье организации разрабатывается на длительный период и отражает представление о том, какой должна стать организация по истечении этого периода. Доказано, что тайм-менеджмент может применяться не только как инструмент повышения эффективности использования времени, но и как инструмент развития организации.

Постановка цели — это взгляд в будущее, элемент, который позволяет сконцентрировать силы и энергию на том, что должно быть достигнуто. Цели, которые ставит перед собой и перед другими человек, задают направление движения. Так же, цели уменьшают неопределенность текущей деятельности, как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире. Они помогают сконцентрироваться на достижении нужных результатов, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственное поведение. Это помогает действовать быстрее, добиваясь намеченного с минимальными затратами.

На тему планирования времени, в свою очередь, было издано множество книг, записано множество аудиокассет и проведено огромное количество семинаров. Однако, возможно, главная проблема вовсе не во времени и не в его отсутствии. Временем нельзя управлять — управлять можно собой. Если же этого не делать, время будет руководить вами. [2] Выяснение характера своих взаимоотношений со временем — включая анализ мыслей, чувств и поступков, связанных с этим понятием, — это важнейшее условие формирования навыков эффективного использования времени. Взаимоотношения эти всегда сугубо индивидуальны, а потому и стратегии управления временем в каждом конкретном случае будут отличаться от остальных. В связи с этим, была разработана программа тренинга, способствующая создаю индивидуальной ТМ системы, с целью формирования у испытуемых навыка постановки целей для более эффективного управления временным ресурсом. Разработанный нами тренинг направлен на изучение методов и технологий оптимизации использования временного ресурса с целью повышения эффективности своей деятельности, как в рабочем процессе, так и в повседневной жизни.

Исследование было проведено в шесть этапов и при анализе полученных данных было выявлено, что у испытуемых существует тенденция к повышению показателей уровня планирования и постановки целей при овладении методами и правилами планирования собственного временного ресурса. Четко осознавая свое желание работать, человек знает, на чем следует сосредоточиться, и, так также известно, какие могут возникнуть препятствия [3].

Для практической части данного исследования был разработан тренинг, состоящий их двух основных частей: 1) Целепологание, 2) Основы тайм менеджмента. В основе разработанного нами тренинга лежит технология Глеба Архангельского [4], позволяющая выработать полезную привычку ставить и достигать цели, успевая больше и уставая меньше.

Испытуемые, группа студентов второго курса факультета Психологии филиала МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе, были ознакомлены с понятием «Тайм менеджмента», методиками формирования жизненных целей и долгосрочным планированием, отработаны навыки планирования времени для успешной реализации поставленных целей. Был дан инструментарий для составления собственной ТМ системы. Так же, осуществлялся поиск целей, и факторов, препятствующих их реализации, связанных с эффективным распределением времени. Группа активно принимала участие в обсуждениях, проявляя достаточно высокую степень открытости и откровенности перед участниками. Каждое из упражнений имело своей целью улучшить свои представления о целях и планах, о желаниях и намерениях к чему-либо.

В ходе проведения исследования в качестве инструментов оценки эффективности тренинга были использованы следующие методы и методики: беседа, тренинг, психодиагностические методики (опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) и авторский опросник, имеющей свой целью выявление эффективности испытуемого в управлении собственным временным ресурсом и определение типа планирования целей), метод обратной связи и видео фиксации. Зафиксированные в ходе проведения исследования данные позволяют отметить тенденцию и повышению уровня планирования и качества постановки целей при ознакомлении с возможными правилами и методами системы тайм менеджмента.

Таким образом, главный секрет управления временем очень прост и одновременно очень сложен — необходимо предельно отчетливо поставить перед собой цель. Для того, чтобы усилия, направленные на изменение структуры расходов времени, не стали бы сами по себе безрезультатными тратами времени необходима качественная постановка целей (целеполагание) и эффективное планирование путей и способов их достижения.

Литература:

1.                  Болотова А. К.. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов — М.: Аспект Пресс, 2006.— 254 с.

2.                  Маршал Кук. Эффективный Тайм — менеджмент: Как правильно распланировать свое рабочее и свободное время. — пер. с англ. К. Давыдовой. — М.: Фаир-пресс, 2003. — 336 с.

3.                  Боб Адамс. Время. Секреты управления. — М.: АСТ Астрель. 2007. — 304с.

4.                  Архангельский Г. В. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): временный ресурс, время, собственное время, деятельность человека, планирование времени, постановка целей, собственный временный ресурс, тайм менеджмента, ходя проведения.

Похожие статьи

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения

Формирование метапредметных компетенций в процессе патриотического воспитания

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Моделирование процесса управления качеством в образовательной деятельности

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Роль системы кадрового менеджмента инновационной организации в управлении развитием персонала

Формирование навыков выразительного чтения в начальных классах

Использование интерактивных методов при развитии лексических навыков говорения на среднем этапе изучения иностранного языка

Похожие статьи

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения

Формирование метапредметных компетенций в процессе патриотического воспитания

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Моделирование процесса управления качеством в образовательной деятельности

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Роль системы кадрового менеджмента инновационной организации в управлении развитием персонала

Формирование навыков выразительного чтения в начальных классах

Использование интерактивных методов при развитии лексических навыков говорения на среднем этапе изучения иностранного языка