Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи
Автор: Коноплёва Людмила Семёновна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 27.01.2015
Статья просмотрена: 249 раз
Библиографическое описание:
Коноплёва, Л. С. Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи / Л. С. Коноплёва. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7219/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность темы исследования. Проблема толерантности возникла благодаря тому, что интолерантность стала серьёзным социальным вызовом. Толерантность и интолерантность — два полюса одного понятия. В настоящее время существует недостаточная исследованность структуры толерантности, её сущностных характеристик и компонентов. Исследований по обобщению накопленного эмпирического материала по проблеме толерантного сознания так же недостаточно. Коллектив авторов под руководством Солдатовой Г. У.,(Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А.) в рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001–2005 годы) составили практическое пособие «Психодиагностика толерантности личности». Способность человека устанавливать позитивные отношения с другими людьми формируется в семье. Толерантное сознание супругов выражается в стремлении достичь взаимопонимания в процессе общения, при этом используются методы сотрудничества и диалога. Жизненный цикл семьи — это определённая последовательность стадий, которые проходит любая семья в соответствии с физиологическими, психологическими и нравственными изменениями, происходящими с её членами. Эффективность межличностного взаимодействия и взаимопонимания в семье строятся на способности каждого из супругов принимать себя, другого, сопереживать и поддерживать друг друга. Предполагается, что с изменением места детей в семейной структуре (детский сад, школа и т. д.), изменяется толерантное сознание у супругов (улучшаются психологические характеристики толерантности). Таким образом, представляется актуальным изучение психологических характеристик толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи, что и будет рассмотрено в работе.
Цель исследования: выявить различия в психологических характеристиках толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи;
2) эмпирически изучить психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи.
3) установить различия психологических характеристик толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи.
Объект исследования: толерантное сознание.
Предмет исследования: психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи.
Гипотеза исследования: психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи различны.
Методы исследования.
1. Теоретический анализ литературы по проблеме формирования толерантного сознания.
2. Метод сбора психологических данных — тестирование (метод поперечных срезов).
Методики:
а) методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко);
б) методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко);
в) опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова и Г. П. Бутенко);
г) томский опросник ригидности (Г. В. Залевский).
3. Статистическая обработка эмпирических данных в системе IBM SPSS Statistics 20 и STATISTICA — 6.0.
Модель исследования толерантного сознания супругов.
Согласно модели диагностики взаимоотношения членов семьи рассматриваются эмоциональные и ролевые планы отношений, что сходится с определением основных факторов формирования толерантного сознания: способность устанавливать позитивные отношения с другими людьми и формирование позитивного образа самого себя. Предлагается диагностировать уровень толерантного сознания по внутреннему и внешнему критерию (эмоциональный, внутренний, оценочный) и (ролевой, внешний, поведенческий).
Для диагностики внутреннего аспекта толерантного сознания предлагается использовать методику «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко) — способность к эмпатии является внутренним механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении, позволяет предугадывать и предсказывать эмоциональное состояние других людей. С помощью эмпатии происходит отождествление себя при общении с другим человеком с целью понимания его эмоциональной среды. Также с помощью методики «Опросник удовлетворённости браком» (В. В. Столин) можно определить уровень эмоционального фона взаимоотношений между супругами или психологический климат в семье. Поэтому уровень эмоционального отношения к своей семье у брачных партнёров будет индикатором развития толерантного сознания личности.
Внешний аспект толерантного сознания (поведенческий) диагностируется следующими методиками: «Томский опросник ригидности» (Г. В. Залевский), ригидность — не способность играть свою роль, предвидеть роли других людей, а поэтому не в состоянии успешно играть свою собственную роль по отношению к ним; «Общая коммуникативная толерантность»(В. В. Бойко) — способность к позитивному общению с другими людьми.
Положение, выносимое на защиту:
1. В основе позитивного взаимодействия личности с окружающим миром лежит сформированное толерантное сознание.
2. Толерантное сознание супругов выражается в стремлении достичь взаимопонимания в процессе общения и принимать другого во всём его многообразии.
3. На разных этапах жизненного цикла семьи у супругов психологические характеристики толерантного сознания различны.
4. Структура взаимосвязей между переменными, характеризующими толерантное сознание супругов, различна.
5. Теоретически возможно предположить, что активное развитие толерантного сознания у супругов начинается с появлением детей.
Исследование взаимоотношений между супругами затруднительно, так как экспериментальные методы трудно применимы. Сегодня молодые люди получают дипломы специалистов, ни в малейшей степени не научившись тому, как общаться с людьми, улаживать конфликты и справляться со своим раздражением и другими негативными чувствами. Они могут не иметь никакого представления о том факте, что каждому мужчине отчасти свойственна женственность, беспомощность, инфантильность, а каждой женщине — сила, независимость, зрелость и наоборот в каждом случае. Полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога с семейными парами и психологов социально-педагогической-психологической службы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в г. Новополоцке, выборка случайная. Периодизация этапов жизненного цикла семьи Авнера Баркаи основателя института семьи в г. Тель-Авиве, Израиль [4]. В исследовании принимали участие супруги (всего N=600: 1) супруги без детей, средний возраст 25 лет, средний стаж семейной жизни 2,7 лет, (N=100); 2) супруги с малыми детьми, средний возраст 28 лет, средний стаж семейной жизни 4,5 года, (N=100); 3) супруги с детьми, посещающими детский сад, средний возраст 32 года, средний стаж семейной жизни 7 лет, (N=100); 4) супруги, у которых дети школьники, средний возраст 40 лет, средний стаж семейной жизни 12 лет, (N=100); 5) супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей, средний возраст 50 лет, средний стаж семейной жизни 22 года, (N=100); 6) супруги, у которых дети оставили родителей, средний возраст 55 лет, средний стаж семейной жизни 30 лет, (N=100).
Заключение
Статистический и графический методы анализа различий, компонентов толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи с помощью дисперсионного анализа Краскала Уоллиса позволяет сделать следующие выводы:
1. Статистически значимые различия по способности к эмпатии появляются у семей, когда дети пошли в школу. Можно предположить, что когда дети находятся в активной фазе социализации, то у родителей развивается механизм децентрации. При этом человек менее склонен оценивать происходящее из переживаний собственных эмоций. В регуляцию поведения включается оценка переживаний других людей, что приводит к гармонизации отношений как внутри семьи, так и во внешнем взаимодействии системы (семьи) с социальной средой. Эмпатия зависит от жизненного опыта человека. Интуитивный непосредственный отклик на чувства других, способность к идентификации с другим человеком и глубокому сопереживанию с ним является особой человеческой способностью, которая считается врождённой, но поддающейся воспитанию.
2. Показатели по общей коммуникативной толерантности у супругов постепенно с развитием этапов семьи улучшаются за исключением семей, в которых дети посещают детский сад. У них повышаются интолерантные установки. Это можно объяснить тем, что молодые родители должны адаптироваться к тому, что их ребёнок (элемент системы) посещает детский сад (выходит на новый уровень социализации, связанный с расширением границ системы). Родители испытывают сильный стресс, когда их дети начинают ходить в детский сад, так как по поведению ребёнка будет оценена система воспитания в семье. Это как бы тестирование со стороны общества успешности семьи. Развитие семьи — двуединый процесс. Развитие детей в социальной структуре способствует развитию коммуникативной толерантности родителей, потому что, обучая других, больше всего учатся родители.
3. Статистически значимых различий по изучаемым признакам ригидности у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи не выявлено. Это можно объяснить тем, что ригидные черты личности незначительно меняются с возрастом в семейных отношениях.
4. Удовлетворённость браком у супругов с началом семейной жизни постепенно снижается, затем, начиная с семей, у которых дети становятся более самостоятельными, повышается. Снижение удовлетворённости браком в период активной стадии социализации детей у родителей свидетельствует о том, что для семьи важнее воспитать детей, а не получать эмоциональное удовлетворение от межличностного общения. Брак создаётся не для удовольствия, а для совместной созидательной деятельности: вырастить детей, построить дом и так далее [1, 2].
В результате факторного анализа составлены психологические характеристики структуры взаимосвязей между изучаемыми переменными супругов на разных этапах жизненного цикла семьи:
- У супругов без детей существует жёсткое ожидание относительно поведения окружающих, и если нет подтверждения ожидания, возникает чувство обиды, что создаёт трудности в общении. Поэтому в общении с супругами без детей желательно придерживаться определённого поведения, учитывая выше, указанную особенность характера (ключевые слова: обида, шаблонная оценка).
- Супругам с малыми детьми присуще снижение способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, связанное с новыми ситуационными требованиями. В общении с супругами с малыми детьми следует учитывать активное существование процесса перестройки привычных представлений о мире и связанных с этим процессом эмоциональных реакций (контрастность, крайность эмоциональных оценок событий, излишняя фиксированность на объектах) (ключевые слова: максимализм, зацикленность).
- Супругам с детьми, посещающими детский сад, свойственно регламентировать проявление индивидуальности партнёров и требовать предпочтительного для себя однообразия. Также характерно проявление неуправляемых реакций в ответ на некоммуникабельные (грубость) качества партнёров (ключевые слова: категоричность; неприятие грубости; грубость вызывает отвращение; неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнёра).
- У супругов с детьми школьников активно происходит процесс выработки общей точки зрения партнёров на происходящие события, обобщение отдельных эмоций в чувства, сближение эмоциональной сферы партнёров. Актуальны вопросы перестройки мотивации поведения, связанные с удовлетворением новых потребностей, роли родителей (оценка родителей в лице школы по поведению ребёнка). Перечисленные выше особенности следует учитывать при общении с супругами с детьми школьников.
- Супругам с детьми, которые отчасти независимы, свойственно требовать от партнёра однообразного поведения в различных жизненных ситуациях, неприятие грубости, актуально чувство обиды и ретроспективная оценка поведения партнёров. Важно переживание чувства удовлетворённости браком, отмечается нетерпимость к жалобам и капризам окружающих людей.
- У супругов, где дети оставили семью, становятся актуальными вопросы ригидности. В процессе общения с супругами следует учитывать неприятие дискомфортных состояний и ожидание стереотипных форм поведения [3].
Итак, проведённый статистический анализ эмпирических данных и интерпретация результатов однофакторного дисперсионного анализа, дисперсионного анализа Краскала-Уоллиса и факторного анализа, позволяют заключить что, выдвинутая в ходе исследования гипотеза о том, что существуют различия в психологических характеристиках толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи, подтвердилась.
Выражается признательность и благодарность всем семейным парам, принявшим участие в исследовании.
Литература:
1. Коноплёва, Л. С. Анализ ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2014. № 3 (4). URL: http://www.7universum.com/en/psy/archive /item/1089.
2. Коноплёва, Л. С. Анализ общей коммуникативной толерантности у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (37).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 117–125.
3. Коноплёва Л. С. Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи [Текст] / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 52–60.
4. Barcai A. Normative family development // Journal of marriage and family therapy, 1981. — Vol.7. — № 3. — P. 353–358.