Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коноплёва, Л. С. Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи / Л. С. Коноплёва. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7219/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальность темы исследования. Проблема толерантности возникла благодаря тому, что интолерантность стала серьёзным социальным вызовом. Толерантность и интолерантность — два полюса одного понятия. В настоящее время существует недостаточная исследованность структуры толерантности, её сущностных характеристик и компонентов. Исследований по обобщению накопленного эмпирического материала по проблеме толерантного сознания так же недостаточно. Коллектив авторов под руководством Солдатовой Г. У.,(Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А.) в рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001–2005 годы) составили практическое пособие «Психодиагностика толерантности личности». Способность человека устанавливать позитивные отношения с другими людьми формируется в семье. Толерантное сознание супругов выражается в стремлении достичь взаимопонимания в процессе общения, при этом используются методы сотрудничества и диалога. Жизненный цикл семьи — это определённая последовательность стадий, которые проходит любая семья в соответствии с физиологическими, психологическими и нравственными изменениями, происходящими с её членами. Эффективность межличностного взаимодействия и взаимопонимания в семье строятся на способности каждого из супругов принимать себя, другого, сопереживать и поддерживать друг друга. Предполагается, что с изменением места детей в семейной структуре (детский сад, школа и т. д.), изменяется толерантное сознание у супругов (улучшаются психологические характеристики толерантности). Таким образом, представляется актуальным изучение психологических характеристик толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи, что и будет рассмотрено в работе.

Цель исследования: выявить различия в психологических характеристиках толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи.

Задачи исследования:

1)      провести теоретический анализ проблемы толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи;

2)      эмпирически изучить психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи.

3)      установить различия психологических характеристик толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи.

Объект исследования: толерантное сознание.

Предмет исследования: психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи.

Гипотеза исследования: психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи различны.

Методы исследования.

1.      Теоретический анализ литературы по проблеме формирования толерантного сознания.

2.      Метод сбора психологических данных — тестирование (метод поперечных срезов).

Методики:

а)      методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко);

б)      методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко);

в)      опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова и Г. П. Бутенко);

г)      томский опросник ригидности (Г. В. Залевский).

3.      Статистическая обработка эмпирических данных в системе IBM SPSS Statistics 20 и STATISTICA — 6.0.

Модель исследования толерантного сознания супругов.

Согласно модели диагностики взаимоотношения членов семьи рассматриваются эмоциональные и ролевые планы отношений, что сходится с определением основных факторов формирования толерантного сознания: способность устанавливать позитивные отношения с другими людьми и формирование позитивного образа самого себя. Предлагается диагностировать уровень толерантного сознания по внутреннему и внешнему критерию (эмоциональный, внутренний, оценочный) и (ролевой, внешний, поведенческий).

Для диагностики внутреннего аспекта толерантного сознания предлагается использовать методику «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко) — способность к эмпатии является внутренним механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении, позволяет предугадывать и предсказывать эмоциональное состояние других людей. С помощью эмпатии происходит отождествление себя при общении с другим человеком с целью понимания его эмоциональной среды. Также с помощью методики «Опросник удовлетворённости браком» (В. В. Столин) можно определить уровень эмоционального фона взаимоотношений между супругами или психологический климат в семье. Поэтому уровень эмоционального отношения к своей семье у брачных партнёров будет индикатором развития толерантного сознания личности.

Внешний аспект толерантного сознания (поведенческий) диагностируется следующими методиками: «Томский опросник ригидности» (Г. В. Залевский), ригидность — не способность играть свою роль, предвидеть роли других людей, а поэтому не в состоянии успешно играть свою собственную роль по отношению к ним; «Общая коммуникативная толерантность»(В. В. Бойко) — способность к позитивному общению с другими людьми.

Положение, выносимое на защиту:

1.      В основе позитивного взаимодействия личности с окружающим миром лежит сформированное толерантное сознание.

2.      Толерантное сознание супругов выражается в стремлении достичь взаимопонимания в процессе общения и принимать другого во всём его многообразии.

3.      На разных этапах жизненного цикла семьи у супругов психологические характеристики толерантного сознания различны.

4.      Структура взаимосвязей между переменными, характеризующими толерантное сознание супругов, различна.

5.      Теоретически возможно предположить, что активное развитие толерантного сознания у супругов начинается с появлением детей.

Исследование взаимоотношений между супругами затруднительно, так как экспериментальные методы трудно применимы. Сегодня молодые люди получают дипломы специалистов, ни в малейшей степени не научившись тому, как общаться с людьми, улаживать конфликты и справляться со своим раздражением и другими негативными чувствами. Они могут не иметь никакого представления о том факте, что каждому мужчине отчасти свойственна женственность, беспомощность, инфантильность, а каждой женщине — сила, независимость, зрелость и наоборот в каждом случае. Полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога с семейными парами и психологов социально-педагогической-психологической службы.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в г. Новополоцке, выборка случайная. Периодизация этапов жизненного цикла семьи Авнера Баркаи основателя института семьи в г. Тель-Авиве, Израиль [4]. В исследовании принимали участие супруги (всего N=600: 1) супруги без детей, средний возраст 25 лет, средний стаж семейной жизни 2,7 лет, (N=100); 2) супруги с малыми детьми, средний возраст 28 лет, средний стаж семейной жизни 4,5 года, (N=100); 3) супруги с детьми, посещающими детский сад, средний возраст 32 года, средний стаж семейной жизни 7 лет, (N=100); 4) супруги, у которых дети школьники, средний возраст 40 лет, средний стаж семейной жизни 12 лет, (N=100); 5) супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей, средний возраст 50 лет, средний стаж семейной жизни 22 года, (N=100); 6) супруги, у которых дети оставили родителей, средний возраст 55 лет, средний стаж семейной жизни 30 лет, (N=100).

Заключение

Статистический и графический методы анализа различий, компонентов толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи с помощью дисперсионного анализа Краскала Уоллиса позволяет сделать следующие выводы:

1.      Статистически значимые различия по способности к эмпатии появляются у семей, когда дети пошли в школу. Можно предположить, что когда дети находятся в активной фазе социализации, то у родителей развивается механизм децентрации. При этом человек менее склонен оценивать происходящее из переживаний собственных эмоций. В регуляцию поведения включается оценка переживаний других людей, что приводит к гармонизации отношений как внутри семьи, так и во внешнем взаимодействии системы (семьи) с социальной средой. Эмпатия зависит от жизненного опыта человека. Интуитивный непосредственный отклик на чувства других, способность к идентификации с другим человеком и глубокому сопереживанию с ним является особой человеческой способностью, которая считается врождённой, но поддающейся воспитанию.

2.      Показатели по общей коммуникативной толерантности у супругов постепенно с развитием этапов семьи улучшаются за исключением семей, в которых дети посещают детский сад. У них повышаются интолерантные установки. Это можно объяснить тем, что молодые родители должны адаптироваться к тому, что их ребёнок (элемент системы) посещает детский сад (выходит на новый уровень социализации, связанный с расширением границ системы). Родители испытывают сильный стресс, когда их дети начинают ходить в детский сад, так как по поведению ребёнка будет оценена система воспитания в семье. Это как бы тестирование со стороны общества успешности семьи. Развитие семьи — двуединый процесс. Развитие детей в социальной структуре способствует развитию коммуникативной толерантности родителей, потому что, обучая других, больше всего учатся родители.

3.      Статистически значимых различий по изучаемым признакам ригидности у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи не выявлено. Это можно объяснить тем, что ригидные черты личности незначительно меняются с возрастом в семейных отношениях.

4.      Удовлетворённость браком у супругов с началом семейной жизни постепенно снижается, затем, начиная с семей, у которых дети становятся более самостоятельными, повышается. Снижение удовлетворённости браком в период активной стадии социализации детей у родителей свидетельствует о том, что для семьи важнее воспитать детей, а не получать эмоциональное удовлетворение от межличностного общения. Брак создаётся не для удовольствия, а для совместной созидательной деятельности: вырастить детей, построить дом и так далее [1, 2].

В результате факторного анализа составлены психологические характеристики структуры взаимосвязей между изучаемыми переменными супругов на разных этапах жизненного цикла семьи:

-        У супругов без детей существует жёсткое ожидание относительно поведения окружающих, и если нет подтверждения ожидания, возникает чувство обиды, что создаёт трудности в общении. Поэтому в общении с супругами без детей желательно придерживаться определённого поведения, учитывая выше, указанную особенность характера (ключевые слова: обида, шаблонная оценка).

-        Супругам с малыми детьми присуще снижение способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, связанное с новыми ситуационными требованиями. В общении с супругами с малыми детьми следует учитывать активное существование процесса перестройки привычных представлений о мире и связанных с этим процессом эмоциональных реакций (контрастность, крайность эмоциональных оценок событий, излишняя фиксированность на объектах) (ключевые слова: максимализм, зацикленность).

-        Супругам с детьми, посещающими детский сад, свойственно регламентировать проявление индивидуальности партнёров и требовать предпочтительного для себя однообразия. Также характерно проявление неуправляемых реакций в ответ на некоммуникабельные (грубость) качества партнёров (ключевые слова: категоричность; неприятие грубости; грубость вызывает отвращение; неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнёра).

-        У супругов с детьми школьников активно происходит процесс выработки общей точки зрения партнёров на происходящие события, обобщение отдельных эмоций в чувства, сближение эмоциональной сферы партнёров. Актуальны вопросы перестройки мотивации поведения, связанные с удовлетворением новых потребностей, роли родителей (оценка родителей в лице школы по поведению ребёнка). Перечисленные выше особенности следует учитывать при общении с супругами с детьми школьников.

-        Супругам с детьми, которые отчасти независимы, свойственно требовать от партнёра однообразного поведения в различных жизненных ситуациях, неприятие грубости, актуально чувство обиды и ретроспективная оценка поведения партнёров. Важно переживание чувства удовлетворённости браком, отмечается нетерпимость к жалобам и капризам окружающих людей.

-        У супругов, где дети оставили семью, становятся актуальными вопросы ригидности. В процессе общения с супругами следует учитывать неприятие дискомфортных состояний и ожидание стереотипных форм поведения [3].

Итак, проведённый статистический анализ эмпирических данных и интерпретация результатов однофакторного дисперсионного анализа, дисперсионного анализа Краскала-Уоллиса и факторного анализа, позволяют заключить что, выдвинутая в ходе исследования гипотеза о том, что существуют различия в психологических характеристиках толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи, подтвердилась.

Выражается признательность и благодарность всем семейным парам, принявшим участие в исследовании.

 

Литература:

 

1.      Коноплёва, Л. С. Анализ ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2014. № 3 (4). URL: http://www.7universum.com/en/psy/archive /item/1089.

2.      Коноплёва, Л. С. Анализ общей коммуникативной толерантности у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (37).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 117–125.

3.      Коноплёва Л. С. Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи [Текст] / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 52–60.

4.      Barcai A. Normative family development // Journal of marriage and family therapy, 1981. — Vol.7. — № 3. — P. 353–358.

Основные термины (генерируются автоматически): жизненный цикл семьи, толерантное сознание супругов, толерантное сознание, супруг, детский сад, ребенок, семья, этап, дисперсионный анализ, процесс общения.

Похожие статьи

Психологические особенности процесса восприятия личности на разных этапах её социализации

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Регрессионная модель силы взаимовлияния компонентов толерантного сознания у супругов

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в современном обществе

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте

Конституциональные и психофизиологические предпосылки становления гендерной идентичности девушек и юношей 14-17 лет

Похожие статьи

Психологические особенности процесса восприятия личности на разных этапах её социализации

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Регрессионная модель силы взаимовлияния компонентов толерантного сознания у супругов

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в современном обществе

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте

Конституциональные и психофизиологические предпосылки становления гендерной идентичности девушек и юношей 14-17 лет