Характеристика компонентов психологического здоровья работающих и неработающих пенсионеров
Автор: Коноплёв Николай Николаевич
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 27.01.2015
Статья просмотрена: 767 раз
Библиографическое описание:
Коноплёв, Н. Н. Характеристика компонентов психологического здоровья работающих и неработающих пенсионеров / Н. Н. Коноплёв. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7220/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность темы исследования. Говоря, что люди — это социальные животные, предполагается, что человек придает своей жизни смысл и удовлетворяет свои базовые потребности, общаясь с другими людьми: в семье, игровых и рабочих коллективах, общественных организациях, с друзьями и возлюбленными. Некоторые теории считают, что эти группы имеют важнейшее значение, тогда как другие уделяют первостепенное внимание внутреннему миру индивида и обходят молчанием социальные отношения. Согласно «Устава Всемирной организации здравоохранения» от 22 июля 1946 г. вступил в силу для Республики Беларусь 1 апреля 1948 г. — «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данным науки, оно обусловливается на 50 % — образом жизни, на 20 % — наследственностью, на 20 % — состоянием окружающей среды и примерно на 10 % — возможностями медицины и здравоохранения. Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Здоровье психическое — состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Здоровый образ жизни — социологическое понятие, характеризующее степень социального благополучия, как единства уровня и качества жизни, причём, категория «образ жизни» была введена в научный оборот советской социологией в статусе альтернативного описательного средства термину «качество жизни». Понятие жизнестойкости введено Съюзен Кобейса и Сольваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциональной и прикладной области психологии стресса. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Здоровый образ жизни человека связан с образом мышления человека с его мировоззрением, так как поведение — следствие ментального функционирования личности. Абрахам Харольд Маслоу ввёл понятие «Основные потребности». Он пытался ответить на вопрос «Что делает людей невротиками?» В результате 12 лет психотерапевтической и исследовательской работы и двадцати лет изучения личности, ответ на вопрос звучит так: невроз — болезнь нуждающегося, его порождает неудовлетворённость потребности. Эмпирически он доказал, что с преодолением недостаточности удовлетворения потребности исчезает заболевание. У здорового человека недостаточность удовлетворения потребности отсутствует или незаметно. Психологическое здоровье — состояние душевного благополучия. Включает в себя реализацию потребностей в хорошем самочувствии, позитивном самоотношении, в труде (самореализации).
Согласно биопсихосоциальной модели представления понятия психологического здоровья и трёхкомпонентной классификации потребностей (мотивов) К. Альдерфер «ERG-модель», Д. Т. Кемпбелл, Л. Фон Розенштиль, можно выделить:
1. Биологическое индивида (организма) — активность субъекта определено системой «организм — среда» и вызывается потребностями в самосохранении, индикатором которого является самочувствие (методика «самооценка психических состояний» Г. Ю. Айзенк).
2. На уровне психическом в него включены элементы биологического и часть социального индивида. Активность подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Быть принятым другими людьми отражается в самоотношении (методика личностного семантического дифференциала институт им. В. М. Бехтерева).
3. На уровне социальном включает в себя активность личности и вызывается потребностью в труде (самореализации). Конструктивное мышление личности возможно диагностировать по уровню позитивных и негативных установок личности, так как установка — это состояние готовности субъекта в определённой активности, в определённой ситуации в соответствии с представлением субъекта об окружающей действительности и отношения к ней (методика «тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова); (методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко).
Цель исследования: выявить различия компонентов психологического здоровья работающих и неработающих пенсионеров. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров. 2. Эмпирически изучить характеристики компонентов психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров. 3. Выявить различия в характеристиках компонентов психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров. Объект исследования: лица пенсионного возраста. Предмет исследования: характеристика компонентов психологического здоровья работающих и неработающих пенсионеров. Гипотеза исследования: характеристики компонентов психологического здоровья работающих и неработающих пенсионеров различны.
Методы исследования: 1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследований. 2. Методы психологического тестирования: а) методика «тест жизнестойкости» (Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова); б) методика личностного семантического дифференциала (адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева); в) методика диагностики коммуникативной установки (В. В. Бойко); г) методика «самооценка психических состояний» (Г. Ю. Айзенк). 3. Методы математической статистики: при помощи программы STATISTICA — 6.0 и IBM SPSS Statistics 20.
Положение, выносимое на защиту:
1. Психологическое здоровья — состояние душевного благополучия. Включает в себя реализацию потребностей в хорошем самочувствии, позитивном самоотношении и в труде (самореализация).
2. Согласно и системному подходу, и принципу иерархичности, реализованная потребность в труде, удовлетворяет потребность в принадлежности человека к общности (позитивно воспринимаемой сознанием) и соответственно хорошему самочувствию.
3. У работающих и неработающих пенсионеров существуют различия в характеристиках компонентов психологического здоровья, выраженных в конструктивном мышлении, самоотношении и самочувствии.
4. Структура взаимосвязей компонентов психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров различна.
5. У неработающих пенсионеров будет существовать тенденция к снижению уровня конструктивного мышления, самоуважения и самочувствия (дизайн повторных измерений).
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в г. Новополоцке Республика Беларусь, выборка случайная. В исследовании принимали участие (всего N=624; работающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 58 лет (N=312); неработающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 61 год (N=312).
Заключение
В ходе проведения диагностирования компонентов психологического здоровья для выявления сформированного образа пенсионера задавались вопросы о том, что люди делают на пенсии и что говорят о пенсионерах. Проведя анализ анкетных данных, можно описать сформированный образ пенсионера: Старость — не радость; болезни; грусть; одиночество, увядание. Что делают на пенсии: помогают детям, внукам; дача; огород; деревня. Пенсионеры в «3Д»: доедают, донашивают, доживают. Понятно, что воздействие на пенсионера сформированного социумом образа, негативно влияет на личность человека. Как следствие, жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношение других. В пенсионном возрасте актуальным становится направление энергии сознания на самопознание. Самопознание возможно лишь при участии в учебном процессе, где развивается представление о себе (личностные качества), о мире и отношении с миром. Согласно концепции жизнестойкости более полное, адекватное представление о себе позволит с новой точки зрения увидеть окружающий мир и выстроить позитивное отношение с этим миром.
Анализ процентных показателей распределения частот изучаемых признаков жизнестойкости а также оценки различий U-критерия Манна-Уитни в выраженном проявлении компонентов жизнестойкости позволяют сформулировать следующие выводы: у неработающих пенсионеров понижается социальный статус, что приводит к снижению сопротивляемости стрессовым нагрузкам. Стрессогенная ситуация, связанная с выходом на пенсию, возможно, порождает дистресс, связанный с социальной депривацией. Таким образом, полученные материалы статистического анализа подтверждают гипотезу о том, что существуют различия в проявлении жизнестойкости у работающих и неработающих пенсионеров.
На основании количественно-качественного анализа и расчёта U-критерия Манна-Уитни, можно описать увеличение свойств негативных установок у неработающих пенсионеров таким образом, как склонность личности не скрывать негативных оценок по поводу большинства окружающих, но в то же время словно носят розовые очки, не замечают то, что вызывает обоснованный негативизм. Увеличивается склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнёрами и в наблюдении за социальной действительностью. Намечается тенденция оценивания своего ближайшего круга знакомых с точки зрения негативизма. Налицо свидетельство внутреннего напряжения, связанного с маскировкой негативного настроя по отношению к окружающим. Необходимость сдерживать себя создаёт внутреннее напряжение, приводящее к стрессовому состоянию. Настоящие выводы подтверждают частную гипотезу исследования о различии в коммуникативных установках работающих и неработающих пенсионеров [1].
Выдвинутая в ходе исследования гипотеза о различии самооценки психических состояний подтвердилась частично. Обобщая полученные результаты, необходимо сделать следующий вывод: неработающие пенсионеры более склонны к неспровоцированной враждебности по отношению к людям и окружающему миру, вызванной неудовлетворённой потребностью социальной значимости, наблюдается снижение способности адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды. У неработающих пенсионеров возникают затруднения, связанные с перестройкой целей, задач, поведения в условиях новой социальной ситуации развития личности. Выдвинутая в ходе исследования гипотеза о том, что у неработающих и работающих пенсионеров существуют различия в самоотношении, подтвердилась (у неработающих пенсионеров снизился уровень самоуважения) [2, 3].
Факторный анализ позволяет сделать следующие выводы: для работающих пенсионеров наиболее характерно активное отношение к жизни, высокую общительность, «Агрессивность» и «Брюзжание»; для неработающих пенсионеров более свойственно делать негативные, резкие, однозначные выводы в отношении большинства окружающих, испытывать «Ригидность». Неработающие пенсионеры, так же как и работающие характерно активное отношение к жизни. Наряду с этим у неработающих пенсионеров актуальны вопросы самоуважения [4].
Выдвинутая в ходе исследования гипотеза о снижении уровня психологического здоровья у работающих пенсионеров, которые стали неработающими, подтвердилась. Снижение уровня жизнестойкости происходит вследствие утраты позитивных установок на участие в происходящих событиях, активность по отношению к жизни и получение нового опыта. Возрастает негативный настрой по отношению к окружающему миру. Отмечается снижение самоуважения, уверенности в себе и общительности. Увеличивается склонность к переживаниям, повышается эмоциональная напряжённость. Все, выше перечисленные факторы, негативным образом влияют на психологическое здоровье в пенсионном возрасте.
Выдвинутая в ходе исследования гипотеза о повышении уровня психологического здоровья у неработающих пенсионеров, которые стали работающими, подтвердилась частично. У неработающих пенсионеров, ставших работающими, не увеличивается радость от своих действий и происходящих вокруг них событий. Отмечается увеличение уровня самоуважения, что связано с осознанием себя, как носителя позитивных, социально желательных характеристик, вследствие чего происходит снижение уровня негативных коммуникативных установок.
У работающих пенсионеров, которые остались работающими, отсутствуют различия в характеристиках психологического здоровья — гипотеза подтвердилась частично. У неработающих пенсионеров, которые остались неработающими, отсутствуют различия в характеристиках психологического здоровья — гипотеза подтвердилась. Теоретическое предположение, выносимое на защиту о том, что у неработающих пенсионеров будет существовать тенденция к снижению конструктивного мышления, самоуважения и самочувствия подтвердилась [5].
Возможно, основным риском для неработающих пенсионеров является принадлежность к социуму пенсионеров, окрашенному психологически негативным образом. Старость не радость. Доедание, донашивание, доживание и так далее. Напротив, в развитых странах слово «пенсионер» имеет позитивный образ. Поэтому, поступая на работу или службу, пенсионер переходит в другой социум (удовлетворяет потребность принадлежности к группе, более престижной). Реализуемая потребность принадлежать к позитивному социуму — залог социально-психологического здоровья человека.
Создать позитивный образ пенсионера возможно лишь через деятельность. Если государство освобождает пенсионера от физического труда, то тогда это должен быть умственный труд. Умственная деятельность развивается в учебном процессе, поэтому учебная деятельность в пенсионном возрасте должна стать основной. Пенсионерам предлагается осваивать психологические знания, так как они имеют наиважнейшее значение в аспекте формирования картины мира субъекта. Улучшая себя, своё сознание, человек содействует тому, чтобы окружающий мир не выродился в хаос.
Литература:
1. Коноплёв, Н. Н. Анализ жизнестойкости и коммуникативной установки у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2014. № 3 (4). URL: http://www.7universum.com/en/psy/archive/item/1088.
2. Коноплёв, Н. Н. Анализ самооценки психических состояний у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (37).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 131–135.
3. Коноплёв, Н. Н. Анализ самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет [Текст] / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 33–35.
4. Коноплёв Н. Н. Факторы психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет [Текст] / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 743–745.
5. Коноплёв Н. Н. Характеристики психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет (одна и та же выборка) [Текст] / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 48–52.