Психологических проблемы студенческой семьи
Автор: Вишнивецкая Анна Ивановна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 28.01.2015
Статья просмотрена: 1682 раза
Библиографическое описание:
Вишнивецкая, А. И. Психологических проблемы студенческой семьи / А. И. Вишнивецкая. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7238/ (дата обращения: 16.11.2024).
Молодая студенческая семья в большей степени, чем зрелые семьи нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечения воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства, удовлетворения личных интересов каждого члена семьи.
Создавая семью, молодые люди сталкиваются с множеством разнообразных проблем, таких как: совместимость характеров, преодоление различных кризисов, планирование рождения ребенка и его воспитание, материальные и жилищные проблемы, профессиональный рост членов семьи.
Роль семьи в жизни общества и человека в отечественной науке долгое время недооценивалась. Представления об отмирании института семьи в социалистическом обществе, присущие 1920-м гг., поддерживавшиеся официальными идеологией и пропагандой, оказались весьма живучими. В настоящее время ситуация изменилась. Понятие семья широко представлено в современной психолого-педагогической литературе. Обратимся к определению, которое даёт А. Монахова. Она считает, что семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
В свою очередь «Брак — это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни», — утверждают С. И. Голод и А. А. Клецин. Целью брака является создание семьи и рождение детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Следует также иметь в виду, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Рассмотрим основные этапы жизни семьи.
1. Период добрачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи.
2. Заключение брака и фаза без детей. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет «допущен» в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера.
3. Молодая семья с маленькими детьми.
Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.
4. Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии жизненного цикла — совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы.
Студенческая семья, как правило, находится на втором или третьем этапе жизни семьи или находится на стадии перехода между этими, и тогда она испытывает проблемы, связанные с данным переходом.
Определение студенческой семьи предложила Ю. Е. Алешина. Она считает, что студенческая семья — особый вид молодой семьи, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая другая молодая семья, т. к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу [2].
Важно отметить, что студенческие семьи являются социально гомогенными. «Социальная гомогенность — внутреннее устройство общества или социальной группы; упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними», — дал понятие С. Ю. Головин.
Таких, по данным социологических исследований, примерно 45 % от общего числа семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все студенты. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что можно выделить тенденцию рассматривать студенческую семью как социальную, культурную общность, основанную на наличии некоторой тождественности ценностей, а также схожести жизненных позиций супругов во взаимоотношениях с миром.
Основные проблемы студенческой семьи и понятие супружеский конфликт.
Р. Левин предлагает нам следующее определение понятия супружеский конфликт — «Столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т. д. по отношению к конкретному предмету или ситуации».
Можно выделить основные трудности студенческой семьи, которые, в случае неуспешного преодоления, могут привести к серьезным внутрисемейным проблемам
Процесс адаптации супругов друг к другу (противоречия или неадекватный ход процесса могут привести семью к распаду, столь частому на первых 5-ти годах супружества).
Ограничение свободы и независимости. Каждому из супругов-студентов приходится приспосабливаться к состоянию, которое по сравнению с добрачной независимостью и свободой кажется тяжёлой необходимостью.
Возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени.
Изменение содержания досуга.
Материально-бытовые и жилищные проблемы.
Психологические причины конфликтов в студенческой семье
Семья — уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность заключается в том, что этот тесный союз нескольких людей (муж и жена; дети, которые впоследствии с ними могут совместно проживать; родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессе взаимодействия радость и удовольствие друг другу.
Семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения. На их поведение в конфликтных ситуациях оказывают влияние темперамент, характер и личность. В связи с этим, в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода конфликты.
Как уже упоминалось раньше, «конфликт — это столкновение двух разных мнений, противоречий, в результате которых человека поглощают неприятные мысли и чувства, переживания»
Основными психологическими причинами конфликтов в студенческих семьях являются:
- несовпадение ценностных иерархий у супругов
Противоречия в этой области не всегда обнаруживаются в повседневной жизни, но антагонизм ценностных установок обычно становится очевидным еще в период «проб» и приводит к разрыву отношений. Для молодых супругов более актуальным является умение разрешить конфликты.
- разные взгляды на семейные ценности
Представляют собой установки супругов по поводу того, для чего существует семья. Для благополучного осуществления взаимной адаптации брачных партнеров необходимо достижение совместимости их представлений по трем указанным параметрам. Не случайно именно в первое время после заключения брака (или создания пары) молодые люди интенсивно общаются.
- отсутствие идентичных взглядов на роли в семье
И обязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей; с другой — укрепляется мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнении семейных функций.
Психологическая проблема состоит также в неумении отказаться от чего-либо, необходимого одному из супругов, для удовлетворения общей потребности.
- отсутствие коммуникативных навыков
Кроме того, причиной конфликтов становится простое неумение договариваться, искать компромиссные варианты решения общей проблемы, отсутствие навыков коммуникации.
Создает серьезные психологические проблемы и процесс физиологической, сексуальной адаптации молодых партнеров.
Также, на возникновение внутрисемейных конфликтов влияют личностные особенности, такие как свойства темперамента, черты характера, адекватность самооценки.
Таким образом, молодая студенческая семья в большей степени, чем зрелые семьи нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечения воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства, удовлетворения личных интересов каждого члена семьи.
Исходя, из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод, что конфликты в студенческих семьях зачастую зависят от несхожести темпераментов, не до конца сформированной личности одного из супругов, неадекватной самооценки и отсутствие конструктивных навыков. Студенческие семьи, это семьи, стаж которых не превышает 5- ти лет, поэтому конфликтные ситуации могут возникать, из-за личностных особенностей супругов.
Таким образом, углубленное представление о проявлениях темперамента, типа характера, особенностей личности дает реальную возможность для предотвращения и профилактики внутрисемейных конфликтов, для их конструктивного разрешения, а также для создания атмосферы благоприятного взаимодействия.
Литература:
1. Андреева Т. В. Психология современной семьи. — СПб: Речь. 2005
2. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы Психология семьи. Хрестоматия: учебное пособие. — Самара. 2002
3. Гришаев С. П. Семейное право в вопросах и ответах. — М.,2000
4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. Пособие — М.: Гардарики, 2006.
5. Сатир В. Психотерапия семьи // Изд. Речь 2006.