Кинезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ
Автор: Пляскина Елена Прокопьевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 27.04.2015
Статья просмотрена: 4533 раза
Библиографическое описание:
Пляскина, Е. П. Кинезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ / Е. П. Пляскина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/7956/ (дата обращения: 19.12.2024).
В последние годы много говорится об инклюзивном образовании. Но сейчас говорить уже поздно — надо работать. Количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается. В 2012 году в нашем ДОУ № 28 г. Читы было 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на сегодняшний день их уже 8. Педагоги зачастую не готовы к работе с особыми детьми, им не хватает специальных знаний, технологий работы с особыми детьми. Одной из простых и доступных технологий являются кинезиологические упражнения.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Наука достаточно молодая. Ее разработали и запатентовали в США специалисты по образовательной кинезиологии Пол и Гейл Деннисон под названием «Гимнастика мозга» в 1964 г. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики.
Среди психологических характеристик детей с ограниченными возможностями здоровья — быстрая истощаемость, замедленный темп развития, низкая продуктивность и произвольная регуляция. При помощи «Гимнастики мозга» можно улучшать эффективность обучения детей с ОВЗ. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие у детей.
Все упражнения разбиты на 4 блока. Остановимся на особенностях каждого.
Во время занятий дети длительно находятся в неподвижных статичных позах, что приводит к неспособности удерживать внимание, которое у детей с ОВЗ истощаемо, дети не могут активно участвовать в процессе обучения. Деннисон в «Гимнастике мозга» выделяет отдельным блоком Энергетические упражнения, которые могут быть использованы для компенсации вредного воздействия статичных поз, помогая восстановить баланс, центрировать и выровнять тело, вернуть ощущение хорошего самочувствия. Это приводит к лучшему снабжению всего организма кислородом, что особенно актуально в условиях кислородной недостаточности, усиливаемой холодом экологически неблагополучного Забайкалья. Энергетические упражнения способствуют улучшению моторных навыков, что особенно важно для детей ОВЗ. Все это является здоровой основой когнитивных функций. Применение этих упражнений помогает детям в самоорганизации и контроле собственных движений.
Блок упражнений Углубление положения направлен на компенсацию таких последствий стресса как импульсивность и растерянность, что часто встречается у детей с ОВЗ. Упражнения помогают развитию способностей к самоконтролю, самоуспокоению, взаимодействию с окружающими. Таким образом, дети переживают и выражают эмоции, учатся справляться с собственными желаниями, освобождаются от страхов. Травмирующие воспоминания в процессе расслабления уходят. Многие дети испытывают затруднение с планированием и постановкой целей, переходу от информации к действию в результате эмоционального стресса, которому дети с ОВЗ однозначно подвергаются. Упражнения Углубления положения — простая и здоровая альтернатива напряжению и беспокойству.
Блок Растягивающих упражнений можно использовать для того, чтобы помочь расслабить, отпустить напряжение и увеличить степень подвижности мышц конечностей, которые перенапряжены и зажаты в результате длительного нахождение в одном положении. Шесть растягивающих упражнений подготавливают внимание детей, которое необходимо для высшей мыслительной деятельности.
Недостатки внимания детей с ОВЗ в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы. Внимание — это всегда часть процесса поиска порядка и структуры. Для мозга и нервной системы безопасность всегда является приоритетом. Ребенок, не чувствующий себя спокойно и в безопасности, не может сосредоточиться. В идеале, потребность ребенка в безопасности должна быть полностью удовлетворена, чтобы уверенность и чувство порядка были фоном, на котором естественном образом проявляется направленное внимание и функционирует кратковременная память. Вытягивание мышц позволяет освободить и направить внимание детей на предмет, который они изучают.
Блок Срединные упражнения направлен на координацию левосторонних и правосторонних функций мозга, которые необходимы для академической успеваемости.
Специализацией левого полушария является абстрактно-логическое мышление, а специализацией правого полушария — пространственно-образное мышление. То есть, когда мы анализируем, считаем и говорим — более активно наше левое полушарие, а когда мы рисуем, фантазируем, танцуем и молчим — более активно правое полушарие.
Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Нашей Западной культуре и цивилизации присуща чрезмерная ориентация на левополушарную деятельность (логика, наука, техника и т. д.). Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий.
Выполнение упражнений двумя руками полезны, так как любые операции двумя руками или глазами производятся в срединной зоне. Без развития навыков эффективной и комфортной работы в срединной зоне у ребенка будут затруднения с концентрации глаз на отдельных словах в процессе чтения. Потому что только с помощью слаженной работы обоих глаз можно достичь необходимой глубины визуального восприятия в срединной зоне, в которой разворачиваются сначала игра ребенка, а потом и чтение с письмом.
Неспособность к пересечению срединной линии часто связана с неспособностью корректно воспринимать визуальную, звуковою и символическую информацию, что приводит к ошибкам в узнавании слов и дисграфии, что часто встречается у особых детей.
Виды кинезиологических упражнений:
- Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус.
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие, позволяют расширить поле зрения. Разнообразные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
- Телесные упражнения снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, развивают межполушарное взаимодействие. Обездвиженный ребенок не обучается!
- Релаксационные упражнения способствуют снятию напряжения, расслабляют.
Применение кинезиологических упражнений
- В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
- Систематические занятия приводят к развитию межполушарных связей, улучшается память, концентрация внимания. У детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, к управлению своими эмоциями.
- Задействуются участки мозга, которые раньше в учении не участвовали, решаются проблемы неуспешности.
- Перед интенсивной умственной нагрузкой кинезиологические упражнения способствуют энергетизации и сосредоточению.
По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение. Образовательная кинезиология и призвана оживить, оптимизировать процесс обучения, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ.