Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Саратова Людмила Михайловна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 01.06.2015
Статья просмотрена: 1741 раз
Библиографическое описание:
Саратова, Л. М. Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Саратова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8255/ (дата обращения: 19.12.2024).
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного опыта личности, так как именно в там закладывается фундамент нового человека, проходят начальные стадии социализации ребенка, формируются азы нравственных отношений, а внутрисемейные отношения являются своеобразной проекцией общественных отношений.
В связи с рождением ребенка с ОВЗ у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самому себе, своему ребенку — не такому как все, к другим людям и к жизни вообще. Поэтому важно исследовать и оказывать помощь не только детям и подросткам с ОВЗ, но и их родителям. Во-первых родители как правило не подготовлены к такому трагическому для них событию и как следствие ощущают свою беспомощность, боль, отчаяние, что приводит к нарушению эмоциональной стабильности. Посвящая все свое время лечению больного ребенка, часто мамы забывают о других членах семьи, что также не способствует благоприятному климату в семье.
Разработанная программа сопровождения и оказания психологической помощи родителям на базе центра состоит из двух частей, в которые входят блоки, состоящие из соответствующих занятий.
Первая часть — «Диагностика внутрисемейных отношений в родительских группах», предлагается для родителей. В неё включены следующие блоки («Межличностные отношения в семье», «Повышение толерантности к ребенку», «Гармонизация внутренних эмоциональных состояний»). Вторая часть — «Совместная работа с подростками и их родителями». Совместные занятия для родителей и подростков, на которых рассматриваются не только сложные конфликтные ситуации в семье, но даются советы по их устранению, а также разнообразные варианты сотрудничества в детско-родительских парах.
Программа помогает повысить психологическую компетентность родителей, выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения и осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, семинарах-дискуссиях, тренингах, индивидуальных консультациях.
В подростковом возрасте сомнения в возможностях собственной личности и чувства неполноценности достигают обычно наибольшей силы и здесь родителям необходимо быть особенно внимательными и терпимыми. Наша задача — помочь родителям пройти этот период, приобретя некий ресурс на физическом, духовном и интеллектуальном уровне, помочь почувствовать полноту жизни.
Анализируя данные диагностики семейных эмоциональных состояний родителей (или одного из родителей) на первом этапе знакомства, можно отметить что у 80 % матерей — эмоциональное состояние характеризуется депрессией, чувством вины. Семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются. Недостаточная психологическая поддержка со стороны родственников и знакомых также ведет к эмоциональной неустойчивости и росту уровня тревожности. Можно увидеть положительную динамику, уже после 4–5 месяцев посещения семинаров, тренингов и других занятий, проводимых на базе центра для укрепления семьи, семейных ценностей, повышения самооценки и эмоциональной стабильности родителей. Родителям или часто мамам занятия помогают расставаться со старыми стереотипами и создавать новые отношения. Уходит социальная изолированность, он видят, что они не одиноки в своих проблемах, повышается психолого-педагогическая грамотность родителей. Появляются новые друзья. Здоровые и с особыми потребностями члены семьи имеют шанс продемонстрировать множество способов выражения адекватных эмоциональных реакций, уходит эмоциональная депривация из отношений между членами семьи.
Данная программа помогает преодолеть сложившиеся внутрисемейные стереотипы, способствует развитию конструктивных способов взаимодействия внутри семьи, что положительно влияет не только на динамику внутрисемейных отношений, но и на развития детей и подростков с ОВЗ.
По результатам анализа семейных отношений, можно отметить, что независимо от того, в какой семье воспитывается подросток с ОВЗ (в полной, неполной, является ли он опекаемым), главное наличие эмоционального, двухстороннего контакта, а не только уход за физическим состоянием ребенка.
Литература:
1. Эйдемиллер Э. Г. «Практикум по семейной психотерапии». СПб.:Речь,2010
2. Шипицына Л. М. «Необучаемый ребенок в семье и обществе». СПб.:Речь,2005
3. Ткачева В. В. «Исторический экскурс в проблему семьи воспитывающей ребенка с отклонением в развитии». Хрестоматия. СПб.: Речь,2007
4. Маттеят Ф. «Семья как пространство для развития». Хрестоматия. СПб.:Речь,2007.