Множественный линейный регрессионный анализ способности к эмпатии, общей коммуникативной толерантности, ригидности и удовлетворённости браком супругов на разных этапах жизненного цикла семьи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 31.05.2015

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Коноплёва, Л. С. Множественный линейный регрессионный анализ способности к эмпатии, общей коммуникативной толерантности, ригидности и удовлетворённости браком супругов на разных этапах жизненного цикла семьи / Л. С. Коноплёва. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8272/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время существует дефицит эмпирических исследований по проблемам, связанным с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности. Исследований по обобщению накопленного эмпирического материала по проблеме толерантного сознания так же недостаточно. Исследование взаимоотношений между супругами затруднительно, так как экспериментальные методы трудно применимы. Эффективность межличностного взаимодействия и взаимопонимания в семье строятся на способности каждого из супругов принимать себя, другого, сопереживать и поддерживать друг друга.

В рамках магистерской диссертации (2013–2014 гг.) проводилось исследование по изучению психологических характеристик толерантного сознания у супругов на разных этапах жизненного цикла семьи методом поперечных срезов. В магистерской диссертации представлены результаты количественно качественного анализа кросстабулирования по шести стратам. Выполнен статистический и графический анализ результатов Н-критерия Краскала Уоллиса и проведён факторный анализ, в результате которого изучены и описаны структуры взаимосвязей между изучаемыми переменными, характеризующими толерантное сознание супругов. Результаты исследования опубликованы и находятся в НЭБ [2,3,4,5,6].

Дальнейшее исследование проводится в рамках подготовки к защите диссертационного исследования на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

В основе разделения изучаемых выборок положена классификация Авнера Баркаи. Автор предлагает изучать семейные пары по признаку разного социального статуса детей в структуре семьи [7].

Согласно классификации названного автора созданы 6 страт для проведения исследования по изучению характеристик толерантности: 1) супруги без детей, средний возраст 25 лет, средний стаж семейной жизни 2,7 лет, (N=100); 2) супруги с малыми детьми, средний возраст 28 лет, средний стаж семейной жизни 4,5 года, (N=100); 3) супруги, у которых дети посещают детский сад, средний возраст 32 года, средний стаж семейной жизни 7 лет, (N=100); 4) супруги, где дети школьники, средний возраст 40 лет, средний стаж семейной жизни 12 лет, (N=100); 5) супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей, средний возраст 50 лет, средний стаж семейной жизни 22 года, (N=100); 6) супруги, где дети оставили родителей, средний возраст 55 лет, средний стаж семейной жизни 30 лет, (N=100).

Толерантность — это интегральная характеристика личности, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации. Толерантное сознание супругов выражается в способности человека принимать другого во всём его многообразии. В основе позитивного взаимодействия личности с окружающим миром лежит сформированное толерантное сознание.

В зарубежном и отечественном подходах к изучению жизненных циклов семьи распространены подходы: в отечественной — Э. К. Васильева, С. Кратохвил, В.Сатир, в зарубежной — Р. Хилл, Р.Нойберт, А.Баркаи. В классификации этапов существует определённая аналогия: статистика кризисов семьи (отечественный подход) совпадает с изменением места детей в семейной структуре (зарубежный подход). Жизненный цикл семьи — это определённая последовательность стадий, которые проходит любая семья в соответствии с физиологическими, психологическими и нравственными изменениями, происходящими с её членами. На каждой стадии жизненного цикла семьи меняются условия жизни для вех её членов. Иначе говоря, с изменением структуры семьи, изменяются её функции.

Толерантное сознание согласно функциональному подходу предлагается диагностировать по двум параметрам: внутреннему и внешнему. Для диагностики внутреннего аспекта толерантного сознания предлагается использовать методики: «Опросник удовлетворённости браком» (В. В. Столин) и «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко) — способность к эмпатии является внутренним механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении, позволяет предугадывать и предсказывать эмоциональное состояние других людей. С помощью эмпатии происходит отождествление себя при общении с другим человеком с целью понимания его эмоциональной среды. С помощью методики «Опросник удовлетворённости браком» (В. В. Столин) можно определить уровень эмоционального фона взаимоотношений между супругами или психологический климат в семье. Поэтому уровень эмоционального отношения к своей семье у брачных партнёров будет индикатором развития толерантного сознания личности.

Внешний аспект толерантного сознания (поведенческий) диагностируется следующими методиками: «Томский опросник ригидности» (Г. В. Залевский) — ригидность — не способность играть свою роль, предвидеть роли других людей, а потому не в состоянии успешно играть свою собственную роль по отношению к ним; «Общая коммуникативная толерантность» (В. В. Бойко) — способность к позитивному общению с другими людьми.

В ходе теоретического и эмпирического исследования проблемы формирования толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи автор обращает внимание на важность способности к любви, механизмом которой выступает способность к эмпатии [1]. Для детального изучения взаимосвязи способности к эмпатии с переменными ригидности и общей коммуникативной толерантности у супругов на разных этапах жизненного цикла семьи с помощью программы IBM SPSS Statistics 20 проведён множественный линейный регрессионный анализ. В качестве зависимой переменной выступает способность к эмпатии, а независимыми переменными (предикторами) выступают субшкалы ригидности и отдельно субшкалы общей коммуникативной толерантности. Для изучения влияния способности к эмпатии на удовлетворённость браком у супругов на разных этапах жизненного цикла семьи проведён парный линейный регрессионный анализ. Зависимой переменной выступает удовлетворённость браком, а независимой (предиктор) способность к эмпатии. Расчёты проводились отдельно по шести стратам.

Цель исследования: выявить наиболее характерные взаимосвязи способности к эмпатии с общей коммуникативной толерантностью, ригидностью и удовлетворённостью браком у супругов на разных этапах жизненного цикла семьи методом регрессионного анализа.

Гипотезы исследования: 1. У супругов на разных этапах жизненного цикла семьи способность к эмпатии обусловлена различными интолерантными установками личности. 2. У супругов на разных этапах жизненного цикла семьи способность к эмпатии имеет различия в аспектах проявления психической ригидности. 3. У супругов на разных этапах жизненного цикла семьи взаимосвязь способности к эмпатии и удовлетворённости браком имеет различия.

Рассмотрим таблицу 1, где представлены статистически значимые результаты множественной линейной регрессии способности к эмпатии и общей коммуникативной толерантности (низкие коэффициенты регрессии с низким Р-уровнем в таблицу не вносились). Субшкалы общей коммуникативной толерантности: 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека. 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей. 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей. 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров. 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров. 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным». 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности. 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми. 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.

Таблица 1

Статистически значимые результаты анализа множественной регрессии способности к эмпатии и общей коммуникативной толерантности супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Страты

Переменные

Свободный член

(константа)

Коэффициент регрессии

1. Супруги без детей (N = 100)

Эмпатия — Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»

18, 4

-0,8 **

2. Супруги с малыми детьми (N = 100)

Эмпатия — Консерватизм в оценках других людей

22,9

-0,4 Т

3. Супруги, у которых дети посещают детский сад (N = 100)

Эмпатия — Консерватизм в оценках других людей

20,3

-0,6 *

4. Супруги, где дети-школьники (N = 100)

Эмпатия — Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

24,5

-0,5 Т

Эмпатия — Консерватизм в оценках других людей

24,5

-0,5 *

5. Супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей (N = 100)

Эмпатия — Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

27,5

-1,4 ***

Эмпатия — Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

27,5

-0,5 Т

6. Супруги, где дети оставили родителей (N = 100)

Эмпатия — Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

32,8

-1,6 ***

Эмпатия — Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей

32,5

-0,7 **

Эмпатия — Стремление переделать, перевоспитать партнеров

32,5

-0,5 Т

Эмпатия — Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

32,5

-0,6 *

*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05; Т 0,05 > p > 0,1

 

У супругов без детей в большей мере способность к эмпатии детерминирована переменной общей коммуникативной толерантности «Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»». Повышение величины «Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»» на 1 балл статистически значимо снижает способность к эмпатии на 0,8 балла при постоянных значениях остальных субшкал общей коммуникативной толерантности. У супругов с малыми детьми эмпатия в наибольшей степени отрицательна с тенденцией к статистической значимости обусловлена переменной «Консерватизм в оценках других людей» при (k = — 0,4). У супругов, у которых дети посещают детский сад, также переменная «Категоричность или консерватизм в оценках других людей» отрицательно значима взаимосвязана со способностью к эмпатии (k = — 0,6). У супругов, где дети школьники, наибольшее влияние на способность к эмпатии значимо отрицательно оказывает переменная «Категоричность или консерватизм в оценках других людей» (k = — 0,5) и с тенденцией к статистической значимости отрицательно переменная «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека» (-0,5). У супругов, у которых дети отчасти независимы от родителей, на способность к эмпатии в наибольшей мере влияет «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека» (-1,4) и в меньшей мере «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров» (-0,5). У супругов, где дети оставили родителей, наибольшее значение коэффициента (-0,6) принадлежит переменной «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека». Затем по нисходящей «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей» (-0,7), «Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других» (-0,6) и «Стремление переделать, перевоспитать партнеров» (-0,5).

На первых этапах жизненного цикла семьи способность к эмпатии в наибольшей степени блокируется категоричным, консервативным поведением супругов. В дальнейшем наибольшее отрицательное влияние на способности к эмпатии оказывает неприятие индивидуальности другого человека. Наибольший спектр интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе общения, присущ супругам, у которых дети оставили родителей.

Рассмотрим взаимосвязь способности к эмпатии и психической ригидности (см. таблицу 2). Субшкалы симптомокомплекса ригидности:

1.      Актуальная ригидность.

2.      Сензитивная ригидность.

3.      Установочная ригидность.

4.      Ригидность как состояние.

5.      Преморбидная ригидность.

У супругов без детей статистически значимой взаимосвязи способности к эмпатии и изучаемых переменных не обнаружено. У супругов с малыми детьми наибольшее влияние на способность к эмпатии оказывает переменная «Ригидность как состояние». Если на 1 балл повысится значение ригидности, то способность к эмпатии статистически значимо снизится на 0,3 балла или на 30 %, при постоянных значениях остальных переменных психической ригидности. У супругов, у которых дети посещают детский сад, незначительно (-0,08) с тенденцией к статистической значимости «Преморбидная ригидность» снижает уровень эмпатических способностей. У супругов, где дети школьники, две переменные незначительно с тенденцией к статистической значимости оказывают влияние на понижение способности к эмпатии — «Установочная ригидность» и «Ригидность как состояние». У супругов, у которых дети отчасти независимы от родителей, определяющие значения в снижении способности к эмпатии имеют «Установочная ригидность» и «Преморбидная ригидность» (-0,1) и (-0,2) соответственно, при статистически значимом значении Р-уровня. Супруги, где дети оставили родителей, наибольшее влияние на способность к эмпатии оказывает «Преморбидная ригидность» отрицательна (-0,3) высокозначима.

Таблица 2

Статистически значимые результаты анализа множественной регрессии способности к эмпатии и ригидности супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Страты

Переменные

Свободный член

(константа)

Коэффициент регрессии

1. Супруги без детей (N = 100)

Эмпатия — Ригидность как состояние

22,8

0,2 Т

2. Супруги с малыми детьми (N = 100)

Эмпатия — Ригидность как состояние

26,3

-0,3 *

3. Супруги, у которых дети посещают детский сад (N = 100)

Эмпатия — Преморбидная ригидность

21,2

-0,08 Т

4. Супруги, где дети школьники (N = 100)

Эмпатия — Установочная ригидность

25,7

-0,1Т

Эмпатия — Ригидность как состояние

25,7

-0,2 Т

5. Супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей (N = 100)

Эмпатия — Установочная ригидность

31,9

-0,1 *

Эмпатия — Преморбидная ригидность

31,9

-0,2 **

6. Супруги, где дети оставили родителей (N = 100)

Эмпатия — Преморбидная ригидность

34,9

-0,3 ***

*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05; Т 0,05 > p > 0,1

 

Анализируя коэффициенты регрессии субшкал психической ригидности в изучаемых выборках, следует отметить выраженное влияние ригидности как состояния на способности к эмпатии у супругов с малыми детьми. Это можно объяснить тем, что при появлении ребёнка происходит адаптация к новой социальной роли. Супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей, и у которых дети оставили родителей, наибольшее влияние на способности к эмпатии оказывает преморбидная ригидность. Иначе говоря, ретроспективная оценка своего поведения. В целом, ригидные установки незначительно оказывают влияние на способность к эмпатии.

Способность к эмпатии (см. таблицу 3), начинает влиять на удовлетворённость браком у супругов, у которых дети посещают детский сад. Это можно объяснить тем, что социальная ответственность родителей перед ребёнком способствует развитию способности к эмпатии и, как видно из таблицы 3, с ростом жизненного цикла семьи влияние эмпатии увеличивается. Иными словами, если увеличить на 1 балл способность к эмпатии у супругов, у которых дети посещают детский сад, то удовлетворённость браком повысится на 0,4 балла; у супругов, где дети школьники — на 0,7 баллов; у супругов, у которых дети отчасти независимы от родителей — на 0,5 баллов; у супругов, где дети оставили родителей — на 0,9 баллов, при высокозначимом статистическом уровне.

Таблица 3

Статистически значимые результаты парного регрессионного анализа удовлетворённости браком и способности к эмпатии супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Страты

Переменные

Свободный член

(константа)

Коэффициент регрессии

3. Супруги, у которых дети посещают детский сад (N = 100)

Удовлетворённость браком — Эмпатия

19,7

0,4 *

4. Супруги, где дети школьники (N = 100)

Удовлетворённость браком — Эмпатия

12,2

0,7 ***

5. Супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей (N = 100)

Удовлетворённость браком — Эмпатия

25,7

0,5 **

6. Супруги, где дети оставили родителей (N = 100)

Удовлетворённость браком — Эмпатия

17,2

0,9 ***

*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05

 

Вывод: понимание эмоциональной сферы других людей, причин, вызывающие те или иные эмоции, позволяет прогнозировать действие других людей, а поэтому и эффективно управлять. Эмоции выполняют функцию контроля психической деятельности человека и управляют его поведением, поэтому эмпатия способствует предугадыванию событий. Индивидуальность другого человека представляет собой систему отношений к самому себе, другим людям и окружающему миру. Смысл жизни, мотивация, самосознание являются основными составляющими личности. Развитое чувство любви путём эмпатических способностей позволяет безошибочно представлять личностный портрет другого человека и прагматично выстраивать с ним отношения. Способность к эмпатии развивается в онтогенезе, значит, её возможно развивать. Выдвинутые в ходе исследования гипотезы подтвердились. Способность к эмпатии как внутренний компонент человеческого сознания играет большую роль в формировании толерантного сознания личности человека.

 

Литература:

 

1.                  Коноплёва Л. С. Роль эмпатии и любви в семейных отношениях в аспекте толерантного сознания / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 201–206.

2.                  Коноплёва Л. С. Анализ ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович// Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2014. № 3 (4). URL: http://www.7universum.com/en/psy /archive /item/1089.

3.                  Коноплёва Л. С. Анализ общей коммуникативной толерантности у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (37).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 117–125.

4.                  Коноплёва Л. С. Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи [Текст] / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 35–38.

5.                  Коноплёва Л. С. Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи [Текст] / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 52–60.

6.                  Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008. — 172 с.

7.                  Barcai A. Normative family development / A. Barcai // Journal of marriage and family therapy 1981. — Vol.7. — № 3. — P. 353–358.

Основные термины (генерируются автоматически): эмпатия, супруг, жизненный цикл семьи, ребенок, способность, детский сад, непонимание индивидуальности, общая коммуникативная толерантность, ригидность, толерантное сознание.

Похожие статьи

Исследование суверенности психологического пространства у мужчин и женщин на разных стадиях брачно-семейного цикла

В статье представлены результаты исследования суверенности психологического пространства мужчин и женщин на разных стадиях брачно-семейного цикла. Выявлено наличие гендерной специфики изменений различных параметров суверенности психологического прост...

Различия способности к эмпатии, удовлетворённости браком, психической ригидности и общей коммуникативной толерантности как компонентов толерантного сознания у супругов с учётом пола

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Становление и развитие понятий «эмпатия» и «партисипация» в рамках проблемы эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя

Взаимосвязь успешности формирования музыкально-ценностных ориентаций с индивидуально-психологической характеристикой подростка в процессе обучения игре на синтезаторе

В статье раскрывается роль психолого-педагогических и индивидуальных особенностей личности подростка, как одного из основополагающих педагогических принципов.

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Изучение феномена «эмоционального выгорания» и социальной депривации женщин, работающих в условиях ИТК

Кризисы маскулинности и причины трансформации образа мужчины

Маскулинность является комплексом ожиданий, которые детерминируют социальную практику тех или иных групп, объединённых по половому признаку. Изменение мужских гендерных конструктов, изменение мужской идентичности может быть связано со стремлением жен...

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов у детей старшего дошкольного возраста

Опираясь на изученные работы, в статье сформулировано рабочее определение толерантности детей старшего дошкольного возраста, рассматриваемое как интегративное качество личности и одновременно ее диспозиционная структура, обусловливающая желание и уме...

Выраженность эмпатии и рефлексивности у оптантов, рассматривающих профессию психолога

В статье рассмотрены эмпатия и рефлексивность, как важные механизмы для осуществления профессиональной деятельности психолога. Представлены результаты исследования уровня развитости эмпатии и рефлексивности у оптантов, рассматривающих возможность ста...

Похожие статьи

Исследование суверенности психологического пространства у мужчин и женщин на разных стадиях брачно-семейного цикла

В статье представлены результаты исследования суверенности психологического пространства мужчин и женщин на разных стадиях брачно-семейного цикла. Выявлено наличие гендерной специфики изменений различных параметров суверенности психологического прост...

Различия способности к эмпатии, удовлетворённости браком, психической ригидности и общей коммуникативной толерантности как компонентов толерантного сознания у супругов с учётом пола

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Становление и развитие понятий «эмпатия» и «партисипация» в рамках проблемы эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя

Взаимосвязь успешности формирования музыкально-ценностных ориентаций с индивидуально-психологической характеристикой подростка в процессе обучения игре на синтезаторе

В статье раскрывается роль психолого-педагогических и индивидуальных особенностей личности подростка, как одного из основополагающих педагогических принципов.

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Изучение феномена «эмоционального выгорания» и социальной депривации женщин, работающих в условиях ИТК

Кризисы маскулинности и причины трансформации образа мужчины

Маскулинность является комплексом ожиданий, которые детерминируют социальную практику тех или иных групп, объединённых по половому признаку. Изменение мужских гендерных конструктов, изменение мужской идентичности может быть связано со стремлением жен...

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов у детей старшего дошкольного возраста

Опираясь на изученные работы, в статье сформулировано рабочее определение толерантности детей старшего дошкольного возраста, рассматриваемое как интегративное качество личности и одновременно ее диспозиционная структура, обусловливающая желание и уме...

Выраженность эмпатии и рефлексивности у оптантов, рассматривающих профессию психолога

В статье рассмотрены эмпатия и рефлексивность, как важные механизмы для осуществления профессиональной деятельности психолога. Представлены результаты исследования уровня развитости эмпатии и рефлексивности у оптантов, рассматривающих возможность ста...