Субъектные предпосылки коммуникативной эффективности младших школьников
Автор: Виноградова Анна Викторовна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 09.06.2015
Статья просмотрена: 100 раз
Библиографическое описание:
Виноградова, А. В. Субъектные предпосылки коммуникативной эффективности младших школьников / А. В. Виноградова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8297/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье доказывается наличие статистически достоверной взаимосвязи между уровнем субъектности и коммуникативной эффективностью младших школьников, показана определяющая роль рефлексии как одной из атрибутивных характеристик субъектности в становлении младших школьников как коммуникаторов.
Ключевые слова: субъектность, рефлексия, коммуникация, коммуникативная эффективность, младшие школьники.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным включением ребёнка в особую систему коммуникации, освоение которой имеет ряд особенностей и требует организации оптимального психолого-педагогического сопровождения данного процесса, что определяет актуальность исследования возможностей психологической поддержки младшего школьника в освоении коммуникативного пространства образовательной организации. Анализ состояния изученности данной проблемы позволяет констатировать, что ресурсный потенциал младшего школьника как коммуникатора практически не изучался с позиции субъектного подхода, акцентирующего внимание на преобразующей активности самого школьника, направленной как на предметную или социальную деятельность, так и на самоизменение, саморазвитие [1; 6]. В связи с этим было предпринято настоящее исследование, направленное на установление характера взаимосвязи между субъектностью и коммуникативной эффективностью младших школьников.
В качестве методического инструментария были применены: «Методика шкалирования успешности в общении «Конкурс мастеров общения» (авторская); «Методика исследования субъектности младших школьников» М. А. Пыжьяновой [5]; «Методика субъективного шкалирования для диагностики структуры эмоциональных переживаний младших школьников в общении» (авторская модификация «Методики субъективного шкалирования для диагностики структуры эмоциональных переживаний учителя в трудовой деятельности» [2]). В исследовании участвовали 368 обучающихся 1–4 классов. В качестве экспертов при выделении групп были привлечены 20 педагогов начальной школы. На основании кластерного анализа результатов диагностики и экспертной оценки педагогов были выделены три группы младших школьников: «высокоэффективные коммуникаторы» (70 обучающихся), «среднеэффективные коммуникаторы» (192 человека), «низкоэффективные коммуникаторы» (86 обучающихся). Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета SPSS.
Статистический анализ различий выраженности компонентов субъектности между всеми тремя группами респондентов по тесту Краскала-Уоллиса выявил статистически достоверную значимость различий по шкалам «Субъектность» (р = 0,048), «Способность к рефлексии» (р = 0,001), «Саморазвитие» (р = 0,002). Аналогичные данные получены и при оценке значимости различий выраженности компонентов субъектности между группами «высокоэффективные коммуникаторы» и «низкоэффективные коммуникаторы», которое проводилось с помощью непараметрического U-теста по методу Манна и Уитни. Также выявлены значимые различия в указанных группах по шкалам «Способность к рефлексии» (р = 0,000) и «Субъектность» (р = 0,034). Анализ таблиц сопряжённости и результатов статистического анализа по тесту хи-квадрат (X2) свидетельствует о том, что зависимость между переменными «Группа» и «Способность к рефлексии» достоверно существует (X2 = 7,305 при р = 0,026). При этом наибольшее расхождение наблюдается в отношении высокого и низкого уровня выраженности показателей по шкале «Способность к рефлексии» при приблизительно одинаковой представленности показателей среднего уровня: в группе «высокоэффективные коммуникаторы» в большем процентном соотношении по сравнению с двумя другими группами представлен высокий уровень способности к рефлексии (17,1 %), в группе «низкоэффективные коммуникаторы» — низкий уровень (31,0 %) (табл. 2).
Таблица 1
Процентное распределение уровней показателей по шкале «Способность к рефлексии» в группах «высокоэффективные» и «низкоэффективные коммуникаторы»
Группа |
Уровни способности к рефлексии |
||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
высокоэффективные коммуникаторы |
14,3 % |
68,6 % |
17,1 % |
низкоэффективные коммуникаторы |
31,0 % |
60,7 % |
8,3 % |
Полученные данные достоверно свидетельствуют о наличии статистической зависимости между уровнем развития субъектности и эффективностью коммуникативной деятельности младших школьников. При этом особая роль в становлении младших школьников как коммуникаторов принадлежит такой характеристике субъектности, как способность к рефлексии, что вполне объяснимо: для успешной коммуникации необходима способность занимать рефлексивную позицию в коммуникативной ситуации, обеспечивающей возможность анализировать основания своих коммуникативных действий, а также ориентироваться в условиях коммуникативной ситуации, своём потенциале как коммуникатора, особенностях и намерениях своего партнёра по общению, что позволит, спрогнозировав результат, выбрать наиболее оптимальную коммуникативную стратегию.
Корреляционный анализ (расчёт ранговой корреляции по Спирмену) между показателями «Методики исследования субъектности младших школьников» М. А. Пыжьяновой и уровнем выраженности эмоциональных переживаний младших школьников в общении, обеспечивающих субъективное ощущение удовлетворённости общением, позволяет констатировать наличие связи между субъектностью и удовлетворённостью общением в младшем школьном возрасте, эта связь характеризуется как слабая положительная (r = 0,252 для р < 0,000). Другими словами, чем выше уровень субъектности респондента, тем большую удовлетворённость от процесса общения он испытывает. Верным будет и обратное утверждение: чем успешнее складывается процесс общения младшего школьника с одноклассниками, тем более благоприятны условия для развития его субъектности как интегрального свойства личности.
Детальный анализ корреляции отдельных компонентов субъектности показал достоверно наличие положительной связи между показателями «Удовлетворённость общением» и показателями по шкалам «Способность к рефлексии» (r = 0,136 для р < 0,05) и «Осознание своей уникальности» (r = 0,146 для р < 0,05). Сила данной связи может быть охарактеризована как очень слабая связь (значение коэффициента корреляции находится в пределах до 0,2), тем не менее существование связи между «Удовлетворённостью общением» и «Осознанием своей уникальности» отражает общую тенденцию в становлении субъектности у младших школьников, так как подтверждает положение М. А. Пыжьяновой о том, что в младшем школьном возрасте развитие субъектности обусловлено развитием ценностного отношения к себе и другим людям, в основе которого лежит эмоциональное принятие себя и других людей [5].
Таким образом, предположение о наличии взаимосвязи между субъектностью младших школьников и уровнем их эффективности в общении со сверстниками получило статистическое подтверждение: при помощи различных методов математической статистики достоверно показано, что уровень коммуникативной эффективности и удовлетворённости своим общением со сверстниками у младших школьников положительно взаимосвязан с уровнем их развивающейся субъектности. Статистически подтверждено существование значимой взаимосвязи между коммуникативной эффективностью младших школьников и их способностью к рефлексии как атрибутивной характеристикой субъектности, что соответствует общим положениям фундаментальных исследований о значении среды сверстников для развития рефлексивных способностей младших школьников [3; 4; 7]. В то же время наличие достаточного уровня рефлексивных способностей является необходимым условием для организации коммуникативной деятельности. На основании этого можно рассматривать развитие субъектности как интегративного свойства личности, а также таких его атрибутивных характеристик, как способность к рефлексии и осознание своей уникальности в качестве важных предпосылок для повышения эффективности коммуникативной деятельности младших школьников.
Литература:
1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульханова. — М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 224с.
2. Ермолаева М. В. Смысловые факторы эмоциональной устойчивости / Ермолаева М. В. // Компоненты адаптационного процесса; под ред. В. И. Медведева. — Л.,1984. — С.87–100.
3. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / Сборник статей под ред. действ. члена РАО В. В. Рубцова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Rko-1996/RKo-0011.htm
4. Петровская Л. А. Общение — компетентность — тренинг: Избранные труды / Л. А. Петровская. — М.: Смысл, 2007. — 687 с.
5. Пыжьянова М. А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Пыжьянова Мария Александровна. — Нижний Новгород, 2006. — 160 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 720 с.
7. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству / Г. А. Цукерман, Н. В. Елизарова, М. И. Фрумина и др. // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С.35–43.
Ключевые слова
рефлексия, коммуникация, младшие школьники, субъектность, младшие школьники., коммуникативная эффективностьПохожие статьи
К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом
В статье рассматриваются общие вопросы организации дискурса, а также влияние уровня коммуникативной компетенции специалиста (врача) на результаты эффективного общения с пациентами разных возрастных групп.
Значимость коммуникативной компетентности в будущей профессиональной деятельности инспектора профилактики
В статье рассказывается о важности, значимости повышения коммуникативной компетентности будущих инспекторов по профилактике, о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции при организации подготовки будущих сотрудников правоохра...
Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи
В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...
Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов
Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...
Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося
Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...
Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию
В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...
Акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе
В статье раскрыты акмеологические основы развития конкурентоспособной личности, рассмотрены детерминанты конкурентоспособности, выделены акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе.
Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза
В статье предлагается описание диагностических методик, позволяющих выявить уровни сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза как качества, необходимого для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях,...
Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя
В статье раскрываются понятия «коммуникативная компетентность», «общекультурная подготовка педагога», рассматриваются коммуникативные качества личности, которые составляют основу педагогического общения.
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку
В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...
Похожие статьи
К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом
В статье рассматриваются общие вопросы организации дискурса, а также влияние уровня коммуникативной компетенции специалиста (врача) на результаты эффективного общения с пациентами разных возрастных групп.
Значимость коммуникативной компетентности в будущей профессиональной деятельности инспектора профилактики
В статье рассказывается о важности, значимости повышения коммуникативной компетентности будущих инспекторов по профилактике, о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции при организации подготовки будущих сотрудников правоохра...
Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи
В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...
Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов
Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...
Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося
Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...
Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию
В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...
Акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе
В статье раскрыты акмеологические основы развития конкурентоспособной личности, рассмотрены детерминанты конкурентоспособности, выделены акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе.
Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза
В статье предлагается описание диагностических методик, позволяющих выявить уровни сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза как качества, необходимого для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях,...
Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя
В статье раскрываются понятия «коммуникативная компетентность», «общекультурная подготовка педагога», рассматриваются коммуникативные качества личности, которые составляют основу педагогического общения.
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку
В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...