Школьная тревожность в контексте интеллектуального компонента психологической готовности к школе первоклассников
Авторы: Шлыкова Ольга Николаевна, Каспер Анастасия Павловна
Рубрика: 3. Общая психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 05.06.2015
Статья просмотрена: 483 раза
Библиографическое описание:
Шлыкова, О. Н. Школьная тревожность в контексте интеллектуального компонента психологической готовности к школе первоклассников / О. Н. Шлыкова, А. П. Каспер. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8315/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления школьной тревожности у обучающихся с разным уровнем интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению.
Ключевые слова: школьная тревожность, психологическая готовность к обучению.
Образ жизни ребенка меняется коренным образом с началом обучения в школе. Возрастают требования к его развитию, умениям, появляются оценки его достижений и неудач. Ребенок вступает в сложные отношения между двумя институтами социализации — семьей и школой.
Весьма актуальной является проблема высокой школьной тревожности, которая накладывает отпечаток не только на состояние психического и физического здоровья обучающихся, но и на успешность их учебной деятельности.
Школьная тревожность — это самое широкое понятие, которое включает в себя разные аспекты эмоционального школьного неблагополучия. Она выражается в беспокойстве, ожидании негативного отношения к себе, отрицательной оценки своих действий и высказываний сверстниками, учителями [3, с. 89]. Неустойчивость эмоционального состояния обучающихся может усугубляться в процессе дальнейшего обучения с увеличением учебных нагрузок, возникновением трудностей ученика в построении взаимоотношений со взрослыми, сверстниками и др.
Психологический аспект проблемы требует внимательного изучения комплекса причин, порождающих риски возникновения школьной тревожности у детей.
В нашем исследовании в качестве рисков возникновения школьной тревожности мы рассматриваем уровень психологической готовности обучающихся к школе, а именно его интеллектуальный компонент.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы [2, с. 92].
Целью нашего эмпирического исследования стало выявление особенностей проявления школьной тревожности у обучающихся с разным уровнем развития интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению.
Мы исходим из гипотезы о том, что существует взаимосвязь между уровнем психологической готовности первоклассников к школе и выраженностью школьной тревожности. Мы считаем, что обучающихся с выраженными показателями школьной мотивации, идентификации со школой, положительным отношением к школе будут в большей степени беспокоить мысли о школе как образовательном процессе, менее беспокоить ситуация проверки знаний. Чем выше у обучающихся уровень умственного развития, тем в меньшей степени привлекательной для них будет ситуация публичного оценивания. Обучающиеся со средним общим уровнем интеллектуальной готовности к школе будут характеризоваться повышенным уровнем беспокойства в ситуации проверки знаний и менее положительным отношением к школе.
Исследование проводилось на базе МБОУ Гимназии № 3 г. Рубцовска. В исследовании приняли участие 27 обучающихся первых классов, из них 11 девочек и 16 мальчиков в возрасте 7 лет.
В качестве диагностического критерия измерения школьной тревожности использованы: цвето-ассоциативная методика А. М. Парачева, проективная методика «Я в школе» (Р. В. Овчарова). В качестве методик для выявления уровня интеллектуального компонента психологической готовности к школе использованы: «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин), «Образец и правило» (Венгер А. Л.), «Первая буква» (Д. Б. Эльконин), проективная методика «Рисунок человека» (Ф. Гуденаф).
В результате диагностики показателей школьной тревожности было выявлено противоречивое отношение обучающихся к школе, осознание большинством позиции школьника. Наиболее положительно обучающиеся относятся к ситуациям: «Я иду в школу» и «Я отвечаю у доски». Негативными эмоциями сопровождаются ситуации: «Думаю о школе» и «Я получил двойку».
По результатам диагностики интеллектуального компонента психологической готовности было выявлено, что обучающиеся могут внимательно слушать взрослого и точно выполнять его указания, умеют действовать по образцу, понимают условия задания, умеют ориентироваться на начальный звук слова и умеют находить схожий, обладают достаточной сформированностью познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи) и умением выделять учебную задачу. Обучающиеся готовы к учебной деятельности и усвоению знаний, умений. Они способны концентрировать свое внимание, обладают достаточно развитым уровнем самоконтроля, уравновешенностью поведения и развитием речи.
С целью выявления взаимосвязи между показателями школьной тревожности и интеллектуальным компонентом психологической готовности к школе, был проведен корреляционный анализ методом r-Пирсона.
В результате было выявлено, что:
- чем больше выражен у обучающихся показатель «общая энергия» (положительное отношение к школе), тем в меньшей степени для них привлекательны ситуации «После каникул встречаюсь с одноклассниками» и «Думаю о школе»;
- чем больше обучающийся идентифицирует себя со школой, осознает свою позицию, как школьника, тем в большей степени будет привлекательна ситуация «Я на контрольной», но в меньшей степени будет привлекательна ситуация «Думаю о школе».
- чем выше уровень школьной мотивации (обучающиеся с желанием посещают школу, проявляют любознательность, стремление преодолевать трудности, им нравится думать, рассуждать, общаться с одноклассниками, учителем), тем менее привлекательными для обучающихся будут ситуации «После каникул встречаются с одноклассниками», «Думаю о школе».
Полученные результаты подтверждает гипотезу о том, что обучающихся с выраженными показателями школьной мотивации, идентификации со школой, положительным отношением к школе будут в большей степени беспокоить мысли о школе как образовательном процессе, менее беспокоить ситуация проверки знаний.
Гипотезу о том, что чем выше у обучающихся уровень умственного развития, тем в меньшей степени привлекательной для них будет ситуация публичного оценивания подтверждают корреляционная взаимосвязь шкалы «Умственное развитие» и шкалы «ситуация «Я отвечаю у доски» (r= — 0,22 p= 0,15).
Так же получена положительная взаимосвязь между шкалой «Уровень организации» и шкалой ситуация «Я жду родителей с родительского собрания» (r= 0,2 p= 0,15). Это говорит о том, что чем выше уровень организации (умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов, действовать по образцу) у обучающихся, тем более привлекательной будет данная ситуация.
Для подтверждения гипотезы о том, что обучающиеся со средним общим уровнем интеллектуальной готовности к школе будут характеризоваться повышенным уровнем беспокойства в ситуации проверки знаний и менее положительным отношением к школе, обучающиеся были разделены на три группы по уровню общей интеллектуальной успешности готовности к школе.
Проведя сравнительный анализ групп по показателю «общая интеллектуальная успешность» было выявлено, что:
- 17 человек обладают высоким уровнем интеллектуальной готовности;
- средний уровень развития интеллектуального компонента психологической готовности выражен у 8 обучающихся;
- низкий уровень интеллектуальной готовности у 2 испытуемых.
С использованием метода Краскела-Уоллиса мы сравнили данные группы по показателям школьной тревожности. Были выявлены статистически значимые различия по шкалам: ситуация «Я на контрольной» (p= 0,15 — уровень тенденции) и «Общая энергия» (p= 0,07). Это значит, что в меньшей степени привлекательна ситуация «Я на контрольной» для обучающихся со средним уровнем общей готовности, то есть они в большей степени беспокоятся в данной ситуации. Так же обучающиеся со средним уровнем интеллектуальной готовности менее положительно относятся к школе.
Таким образом, в результате эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
- для обучающихся с выраженной школьной мотивацией, идентифицирующих себя со школой не являются привлекательными мысли о школе, обучающиеся с данными характеристиками положительно относятся к ситуации проверки знаний;
- обучающиеся с низким уровнем интеллектуальной готовности в большинстве случаев будут испытывать положительные эмоции относительно школы и в меньшей степени беспокоится в ситуации проверки знаний;
- в большей степени беспокоятся в ситуации проверки знаний обучающиеся со средним уровнем интеллектуальной готовности к школе. Данная категория обучающихся менее положительно относится к школе по сравнению с обучающимися с низким и высоким уровнем интеллектуальной готовности к школе;
- обучающиеся с высоким уровнем интеллектуальной готовности будут характеризоваться нейтральным отношением к школе и средним уровнем беспокойства в ситуации проверки знаний.
Литература:
1. Александров A. A. Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова— СПб: Питер, 2008–384 с.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. перераб. и дополн. / Н. И. Гуткина. — СПб.: Питер, 2004. — с. 92
3. Микляева А. В., Румянцев П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Руменцев. — СПб.: Речь, 2004. — с. 89
4. Прихожан A. M. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст -2-е изд. («Детскому психологу») / Прихожан A. M. — СПб.: Изд-во Питер, 2009. — 192 с.
Похожие статьи
Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте
Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...
Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе
В статье рассмотрена проблема психологической готовности дошкольников к учебной деятельности, приведены результаты психодиагностического обследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2015–2016 учебного года.
Тревожность младших школьников в учебном процессе
Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...
Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...
Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.
Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)
В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.
Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения
В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.
Тревожность у детей среднего школьного возраста
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.
Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений
В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.
Готовность детей к началу школьного обучения
В статье рассматривается динамика мотивационной готовности ребенка к школе, возникающая в ситуации недооценки современными педагогами общей линии развития психологического состояния дошкольника и предоставления приоритетного значения развитию его поз...
Похожие статьи
Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте
Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...
Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе
В статье рассмотрена проблема психологической готовности дошкольников к учебной деятельности, приведены результаты психодиагностического обследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2015–2016 учебного года.
Тревожность младших школьников в учебном процессе
Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...
Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...
Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.
Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)
В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.
Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения
В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.
Тревожность у детей среднего школьного возраста
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.
Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений
В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.
Готовность детей к началу школьного обучения
В статье рассматривается динамика мотивационной готовности ребенка к школе, возникающая в ситуации недооценки современными педагогами общей линии развития психологического состояния дошкольника и предоставления приоритетного значения развитию его поз...