Соотношение понятийных, креативных и когнитивных способностей: ресурсный подход
Автор: Трифонова Алина Владимировна
Рубрика: 3. Общая психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 07.06.2015
Статья просмотрена: 541 раз
Библиографическое описание:
Трифонова, А. В. Соотношение понятийных, креативных и когнитивных способностей: ресурсный подход / А. В. Трифонова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8321/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлен анализ проблемы соотношения понятийных, креативных и когнитивных способностей с позиции ресурсного подхода. Индивидуальный интеллектуальный ресурс рассматривается как своеобразие ментального опыта личности, выраженного в терминах взаимосвязи понятийных, когнитивных, креативных способностей и их соотношения с реальными интеллектуальными достижениями. Показано, что академическая успешность респондентов связана с высоким уровнем развития вербальной креативности и психометрического интеллекта, в свою очередь, взаимосвязь невербальной креативности и понятийных способностей предполагает наличие способности порождать некоторое ментальное содержание, которое соотносится с понятийным опытом респондента.
Ключевые слова: интеллектуальный ресурс, понятийные способности, интеллект, креативность.
Несомненно, что исследование интеллектуальных способностей является чрезвычайно актуальной проблемой, так как именно интеллектуальные ресурсы личности являются главной ценностью общества. Однако подходы к этой проблеме многообразны, а иногда даже и противоречивы. При исследовании общих интеллектуальных способностей личности авторами используется обширный спектр понятий: «когнитивный ресурс» (D. Kahneman [9], В. Н. Дружинин [7], Н. Б. Горюнова [6]), «интеллектуальный потенциал» (Д. В. Ушаков [16], А. А. Крылов, Л. А. Головей [8]), «интеллектуально-личностный потенциал» (Т. В. Корнилова [10]), «интеллектуальный ресурс» (М. А. Холодная [19], Е. А. Сергиенко [14], А. А. Алексапольский [3], С. А. Хазова [17]), «интеллектуальная компетентность» (Дж. Равен [12], R. Sternberg [22], М. А. Холодная [19], И. А. Зимняя, А. А. Деркач [1]), «интеллектуальная одаренность» (Ю. Д. Бабаева [4], Д. Б. Богоявленская [5], М. А. Холодная [18] и др.). Однако соотношение этих понятий и границы их использования в современной психологической науке не определены, что требует дополнительного анализа.
Кроме того, чрезвычайно важной и все более актуальной становится проблема динамики интеллектуального развития в различных возрастных периодах. Большинство авторов признает особую роль старшего подросткового и юношеского возраста, характеризующегося качественными изменениями в развитии интеллектуальных ресурсов личности, связанными со становлением «мышления в понятиях» (Л. С. Выготский), «формального мышления» (Ж. Пиаже), «понятийного мышления» (Л. М. Веккер, М. А. Холодная [20], Л. Я. Ясюкова [21]).
В настоящее время не выработан единый взгляд на природу и механизмы развития общих способностей, определяющих продуктивность интеллектуальной деятельности. В нашей работе мы попытались проанализировать данную проблему с позиций ресурсного подхода, считая, вслед за М. А. Холодной и С. А. Хазовой, что интеллектуальный ресурс определяется особенностями организации индивидуального ментального опыта: во-первых, сбалансированным сочетанием когнитивных способностей разного типа, ведущую роль среди которых играют понятийные способности, во-вторых, сформированностью компонентов метакогнитивного опыта, в том числе стратегий непроизвольного и произвольного контроля за состоянием индивидуальной системы интеллектуальных ресурсов, в-третьих, наличием индивидуальных познавательных предпочтений, интенций и т. д. [20, 17, с. 44].
Таким образом, соотношение понятийных, креативных и когнитивных способностей можно считать аспектами индивидуального интеллектуального ресурса, характеризующего актуальной состояние интеллектуальной сферы личности.
Особый интерес для исследования индивидуального интеллектуального ресурса представляет старший подростковый и юношеский возраст, так как именно этот возрастной период можно считать сензитивным для развития понятийных способностей.
Методика и выборка исследования. В качестве показателя уровня интеллекта (когнитивных способностей) был использован показатель по тесту «Стандартные плюс прогрессивные матрицы» Равена [13]. В качестве показателя творческих (креативных) способностей — показатели вербальной креативности (методика «Необычное использование») [2] и невербальной креативности (методика «Незавершенные фигуры») [15].
В качестве показателей понятийных (категориальных) способностей — показатели по методикам: «Обобщение трех слов» [20]; в качестве показателя понятийных (концептуальных) способностей — показатели по методикам: «Понятийный синтез» [20]; «Метод микроструктурного анализа рисованных шуток на предмет выявления их когнитивной структуры на примере шуточной картинки «Кот» [11]; Методика «Семантический дифференциал» (на примере слов «почва» и «болезнь»), представляющий собой модифицированный вариант метода семантического дифференциала и позволяющий оценить меру участия сенсорно-эмоциональных впечатлений в функционировании концепта [20].
Участники исследования: студенты 2–4 курсов гуманитарных факультетов ВУЗов г. Москвы возрасте от 19 до 21 года, n=110.
Результаты и их обсуждение. в целях снижения размерности базы данных и проверки гипотезы о взаимосвязи между показателями понятийных (категориальных и концептуальных) способностей, вербальной и невербальной креативности, аналитического интеллекта, нами был проведен эксплораторный факторный анализ (метод главных компонент, вращение варимакс) с использованием следующих переменных:
семантический дифференциал — СД (выборы в графах «нет», «слабо/средне», «сильно»; сумма баллов по двум словам «почва» и «болезнь» как индикатор сформированности концептуальных структур, референтным данным понятиям);
категориальное обобщение (в баллах);
понятийный синтез (в баллах);
интерпретация рисованной шутки «Кот» (сумма баллов).
вербальная креативность — ВК (беглость, гибкость, оригинальность);
невербальная креативность — НК (беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названия, сопротивление замыканию);
аналитический интеллект (в баллах);
Результаты факторного анализа представлены в таблице 1 (выделись пять факторов, объясняющих 75,9 % общей дисперсии).
Таблица 1
Факторная матрица, включающая показатели понятийных (категориальных и концептуальных) способностей, вербальной и невербальной креативности, аналитического интеллекта в юношеской выборке
Показатели |
Фактор 1 (22,4 %) |
Фактор 2 (19,3 %) |
Фактор 3 (13,9 %) |
Фактор 4 (11,3 %) |
Фактор 5 (9,1 %) |
ВК–беглость |
,956 |
,137 |
,097 |
,111 |
,046 |
ВК–гибкость |
,954 |
,110 |
,019 |
,158 |
,017 |
ВК–оригинальность |
,936 |
,196 |
,081 |
,086 |
,107 |
НК — беглость |
,288 |
,190 |
,389 |
,583 |
,053 |
НК–оригинальность |
-,025 |
,147 |
-,049 |
,918 |
,134 |
НК–разработанность |
,209 |
,783 |
,036 |
,216 |
,065 |
НК–абстрактность названия |
-,013 |
,911 |
,092 |
,017 |
-,092 |
НК–сопротивление замыканию |
,050 |
,869 |
-,073 |
,133 |
,150 |
Аналитический интеллект |
,221 |
,455 |
,258 |
,068 |
,196 |
СД — количество выборов в графе «нет» |
-,044 |
-,037 |
-,824 |
,007 |
,428 |
СД — количество выборов в графах «слабо/средне» |
,046 |
,014 |
,879 |
,068 |
,337 |
СД — количество выборов в графах «сильно» |
-,041 |
-,124 |
,040 |
-,089 |
-,947 |
Категор. обобщение |
,300 |
,190 |
,472 |
,365 |
-,119 |
Понятийный синтез |
,348 |
,553 |
,017 |
,497 |
-,115 |
Интерпретация рисунка-шутки |
,515 |
-,002 |
,401 |
-,077 |
-,177 |
В контексте задач нашего исследования, представляют интерес три фактора (1-й, 2-й и 4-й). Как следует из Таблицы 1, в первый фактор вошли показатели вербальной креативности (беглость (0,956), гибкость (0,954) и оригинальность (0,936)) и уровня интерпретации рисованной шутки (0,515), то есть проявления вербальной креативности в юношеском возрасте связаны со сформированностью концептуальных способностей, выраженных в успешности содержательной интерпретации неопределенного визуального сюжета.
Во второй фактор вошли показатели невербальной креативности (разработанности (0,783), абстрактности названия (0,911) и сопротивления замыканию (0,869)), понятийного синтеза (0,553) и аналитического интеллекта (0,455), что подтверждает наше предположение о наличии взаимосвязи между креативными, когнитивными и понятийными способностями как проявлениями индивидуального интеллектуального ресурса. Данный факт был получен и на подростковой выборке, то есть данная взаимосвязь воспроизводится в разных возрастах [20].
В четвертый фактор вошли показатели невербальной беглости и оригинальности, что характеризует «количественный» аспект невербальной креативности: чем больше порождается идей, тем выше вероятность появления «редкой» (оригинальной) идеи. Тот же самый эффект обнаружил себя и в подростковой выборке. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что показатель оригинальности оказался не связанным ни с другими показателями невербальной креативности, ни с показателями понятийных способностей, образуя самостоятельный фактор. Аналогичный результат был получен в исследованиях М. А. Холодной (на студенческой выборке), сделавшей вывод о том, что показатель оригинальности (частотной редкости ответа) не может рассматриваться как индикатор продуктивной креативности [20].
Стоит, наконец, отметить и тот факт, что концептуальные способности (в терминах показателей понятийного синтеза и интерпретации рисованной шутки) более тесно связаны с проявлениями креативности и интеллекта — сравнительно с показателями категориальных способностей, которые не вошли ни в одни фактор со значимыми весами.
В целях более четкого описания характера связей понятийных, креативных и когнитивных способностей нами были подсчитаны интегральные показатели вербальной и невербальной креативности (в виде суммы z-оценок всех показателей вербальной и невербальной креативности соответственно). Далее был проведен эксплораторный факторный анализ (метод главных компонент, вращение варимакс) с использованием следующих переменных:
вербальная креативность (интегральный показатель);
невербальная креативность (интегральный показатель);
аналитический интеллект (в баллах);
категориальное обобщение (в баллах);
понятийный синтеза (в баллах);
интерпретация рисованной шутки «Кот» (сумма баллов).
Результаты факторного анализа представлены в таблице 2 (выделись два фактора, объясняющих 63,1 % общей дисперсии).
Таблица 2
Факторная матрица, включающая показатели понятийных (категориальных и концептуальных) способностей, вербальной и невербальной креативности аналитического интеллекта в юношеской выборке
Показатели |
Фактор 1 (35,2 %) |
Фактор 2 (27,9 %) |
Вербальная креативность |
,373 |
,679 |
Невербальная креативность |
,882 |
,029 |
Аналитический интеллект |
,627 |
,163 |
Категориальные способности: категориальное обобщение |
,416 |
,562 |
Концептуальные способности: понятийный синтез |
,789 |
,279 |
Концептуальные способности: интерпретация рисунка-шутки |
-,065 |
,890 |
Согласно таблице 2, ранее выявленные зависимости воспроизводятся еще более отчетливо: существуют тесные взаимосвязи между невербальной креативностью, уровнем аналитического интеллекта и концептуальными способностями, в терминах способности конструировать «невозможные» связи между понятиями (первый фактор). В свою очередь, имеют место тесные связи между вербальной креативностью, способностью к категориальным обобщениям и концептуальными способностями, в терминах способности строить содержательную интерпретацию неоднозначного рисунка-шутки.
По результатам данного исследования можно сделать вывод, что уровень взаимосвязи между понятийными, креативными и когнитивными способностями может служить индикатором развития индивидуального интеллектуального ресурса.
Наиболее перспективными в данной области представляются исследования, связанные с уточнением роли понятийных способностей в структуре индивидуального интеллектуального ресурса и разработкой ресурсного подхода к диагностике интеллектуальной сферы личности.
Литература:
1. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. / под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: Изд- во РАГС, 2006. С. 298.
2. Аверина И. С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». М.: Соборъ, 1996. — 60 c.
3. Алексапольский, А. А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: автореф. дисс.…канд. психол.н.: 19.00.01 / Алексапольский Алексей Александрович. — М., 2008. — 26 с.
4. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности //Основные современные концепции творчества и одаренности, под ред. Д. Б. Богоявленской, М.: Молодая гвардия, 1997, с.275–294.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.-Самара: Издательский дом «Федотов», 2009. — 426 с.
6. Горюнова Н. Б. Теоретические и прикладные аспекты проблемы когнитивного ресурса. // Психология человека в современном мире: материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — Т.2. — С. 327–337.
7. Дружинин, В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В. Н. Дружинин. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН–М, 2001. — 224 c.
8. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Головей. — СПб.: Изд-во С. –Петерб.ун-та, 2003. — 200 с.
9. Канеман Д. Внимание и усилие / пер. с англ. И. С. Уточкина. — М.: Смысл, 2006. — 288 с.
10. Корнилова, Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. — 2010. — № 1. — С. 46–57.
11. Осорина М. В. К вопросу о качественной и количественной оценке уровней понимания изобразительного текста. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2014. № 3. С. 21–36.
12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
13. Равен М., Стайл И. Стандартные плюс прогрессивные матрицы Равена (серии А, В, С, D, Е) Буклет. М.: Когнито — Центр, 2001. — 64 c.
14. Сергиенко, Е. А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции [Электронный ресурс] / Е. А. Сергиенко // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2009. — № 5(7). — URL: http://psystudy.ru (дата обращения 10.12.2014).
15. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Адаптированный вариант. С-Пб.: Речь, 2006. — 176 c.
16. Ушаков, Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. — М.: Институт психологии, 2003. — 262 с.
17. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды. Дис.... д-ра психол. наук. — Москва, 2014. — 540 с.
18. Холодная М. А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический Журнал. 2011. № 5. — с. 69–78.
19. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-ое изд, перераб. и доп. / М. А. Холодная. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
20. Холодная, М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям / М. А. Холодная. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — 288 с.
21. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб.: ГП ИМАТОН, 2005.
22. Sternberg, Robert J. Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence. — Cambridge: Cambridge University Press. — XVI, 1987. — 411 p.
Ключевые слова
креативность, интеллект, креативность., интеллектуальный ресурс, понятийные способностиПохожие статьи
Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте модуса личностного бытия
В статье описана теоретическая модель личностной профессиональной успешности менеджеров по продажам. Концептуализовано понятие модуса личностного бытия, раскрыты структурные компоненты профессиональной успешности в аспекте экзистенциально-гуманистиче...
Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи
В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...
Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект
В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...
«Любовь» в контексте метафорического моделирования
Актуальность статьи обусловлена интегративной тенденцией исследований в сфере гуманитарных наук. Лингвоцентрическая установка замещается антропоцентрической и когнитивной: язык рассматривается как часть человеческого сознания, культуры и жизни челове...
Фамилистические представления в контексте личностного смыслообразования
В статье раскрываются проблемы отношения к семейному статусу в обществе. Выделены основные понятия для определения содержания фамилистических представлений. Рассматривается отношение ответственности личности к принятию решений в партнёрских отношения...
Искусственный интеллект и проблема моделирования его самосознания
В статье осуществляется философский анализ проблемы моделирования самосознания в системах с искусственным интеллектом. Автор статьи оценивает современное состояние данной области исследований и констатирует, что способностью к актам самосознания и ре...
Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля
Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личност...
Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция»
В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — эт...
Понятие «интерес» сквозь призму взаимоотношений родителей и детей
В статье предпринята попытка изучения феномена познавательного интереса с позиции взаимоотношений родителей и детей на разных этапах взросления и обучения в школе. Кроме того, рассматривается взаимосвязь интереса с любознательностью, склонностями, сп...
Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов
В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...
Похожие статьи
Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте модуса личностного бытия
В статье описана теоретическая модель личностной профессиональной успешности менеджеров по продажам. Концептуализовано понятие модуса личностного бытия, раскрыты структурные компоненты профессиональной успешности в аспекте экзистенциально-гуманистиче...
Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи
В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...
Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект
В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...
«Любовь» в контексте метафорического моделирования
Актуальность статьи обусловлена интегративной тенденцией исследований в сфере гуманитарных наук. Лингвоцентрическая установка замещается антропоцентрической и когнитивной: язык рассматривается как часть человеческого сознания, культуры и жизни челове...
Фамилистические представления в контексте личностного смыслообразования
В статье раскрываются проблемы отношения к семейному статусу в обществе. Выделены основные понятия для определения содержания фамилистических представлений. Рассматривается отношение ответственности личности к принятию решений в партнёрских отношения...
Искусственный интеллект и проблема моделирования его самосознания
В статье осуществляется философский анализ проблемы моделирования самосознания в системах с искусственным интеллектом. Автор статьи оценивает современное состояние данной области исследований и констатирует, что способностью к актам самосознания и ре...
Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля
Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личност...
Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция»
В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — эт...
Понятие «интерес» сквозь призму взаимоотношений родителей и детей
В статье предпринята попытка изучения феномена познавательного интереса с позиции взаимоотношений родителей и детей на разных этапах взросления и обучения в школе. Кроме того, рассматривается взаимосвязь интереса с любознательностью, склонностями, сп...
Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов
В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...