Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации
Автор: Долганина Вера Васильевна
Рубрика: 1. Общие вопросы психологии
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 05.06.2015
Статья просмотрена: 5051 раз
Библиографическое описание:
Долганина, В. В. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации / В. В. Долганина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8342/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных направлений по психологическому сопровождению: профилактике, диагностике, консультированию, развивающей и коррекционной работе
Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.
Разработка и внедрение различных программных комплексов по психологическому сопровождению детей раннего возраста в период их адаптации к дошкольной образовательной организации является важной задачей, реализация которой может существенным образом повлиять на дальнейшее психическое развитие ребенка. Изучением данной проблемы в отечественной литературе занимались такие учение-психологи как Н. М. Аксарина, Л. Г. Голубева, Н. П. Жукова, К. Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская и др. [2, 3, 5].
Исследование характера и длительности протекания периода приспособления позволило выделить некоторые факторы, оказывающие влияние на особенности психологического сопровождения детей изучаемой возрастной группы, а именно возраст, состояние здоровья, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества, а также параметры его психического развития [7, С. 56].
Так, причиной трудного привыкания ребенка к дошкольной образовательной организации может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослым. Другим фактором может являться становление потребности в общении со сверстниками и др.
При первичном поступлении в дошкольную образовательную организацию дети раннего возраста зачастую переживают стресс, т. к. отсутствие привычного контакта со взрослыми (особенно с матерью), незнакомая обстановка, общение с новыми людьми, лишают ребенка чувства защищенности, что является жизненно важным, особенно в данном возрасте. Все вышеизложенные факторы могут приводить к дезадаптации ребенка. Особенно болезненно это может отразиться на детях, имеющих какие-либо психофизические нарушения.
Отметим, что у всех детей адаптационные возможности протекают по-разному. В этой связи, ученые выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт, предполагающий эмоциональную удовлетворенность, внешнюю адекватность поведения, а именно способность личности с высокой долей точности выполнять требования среды.
В этой связи, одной из важнейших задач психологической службы в дошкольной образовательной организации является индивидуальная работа с каждым ребенком раннего возраста, а также поиск адекватного подхода к разным группам детей. Проблема реализации данной задачи заключается в том, что практически невозможно использовать один для всех детей раннего возраста метод адаптации. Это связано с тем, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе. Важным для всех детей является возможность завоевать доверие и расположение со стороны взрослого, без которого нормальное эмоциональное самочувствие в данных условиях невозможно. Поэтому реализация индивидуального подхода имеет большое значение: ребенок раннего возраста может воспринять только то воздействие взрослого, которое направленно лично на него. Более того, он обращает внимание на такие детали во взаимоотношениях как взгляд в глаза в глаза, обращение к нему по имени, ласковое прикосновение, т. е., всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только тогда велика вероятность того, что дети могут принять предложения взрослого.
Стоит отметить еще одну особенность в психологическом сопровождении детей раннего возраста это неэффективность вербальных методов воздействия, так как дети еще плохо понимают их. Поэтому любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. До 3–4 дети в силу возрастных особенностей не в состоянии регулировать свое поведение посредством слова, так как они живут только настоящим. Воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем слова взрослого. В этой связи в работе с маленькими детьми психолог должен обладать повышенной чувствительностью к психологическому состоянию ребенка, а также выразительности его двигательной активности. Слова психолога, обращенные к ребенку раннего возраста, должны иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями, а также включены в контекст реальных действий [6].
Практически все дети (от 1,5 года) растущие в семье, нуждаются в регулярных контактах со сверстниками и овладении навыками общения. Раннее детство является сензитивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Поэтому в работе психолога важно объединять в одной группе детей с различными психологическим проблемами. Вместе с тем, правильная организация общения малышей в интегративной группе, представляет серьезные трудности и требует участия профессиональных психологов.
Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь ребенку раннего возраста в решении актуальных задач развития и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, а также педагогов [4].
Рассмотрим основные направления работы по психологическому сопровождению детей раннего возраста в период их адаптации к дошкольной образовательной организации.
Профилактика — позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем в будущем. Особенность профилактики детей раннего возраста заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей или лиц их заменяющих, воспитателей, а также других работников дошкольной образовательной организации [3].
Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит, диагностировать их.
Итак, первичная диагностика проходит по трем направлениям:
- характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных;
- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации через анализ специальной карты наблюдений за ребенком;
- оценка психо-эмоционального состояния детей раннего возраста через анализ индивидуального листа адаптации.
По результатам проведенного анкетирования родителей воспитатели обозначают для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями [1].
- Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями. Основная задача заключается не просто в информировании родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка раннего возраста, но и разработать рекомендации по взаимоотношениям родителей с детьми в этот период.
- Развивающая работа (индивидуальная, групповая) заключается в том, что воспитатель ориентируется на средневозрастные нормы развития детей данного возраста для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, причем ребенок может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Развивающая работа, прежде всего, ориентирована на работу с факторами, определяющими продвижение в учебной работе [7].
- Коррекционная работа (индивидуальная, групповая) заключается в возможности устранения проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Задачами коррекционной работы с детьми раннего возраста в период адаптации являются:
- создание благоприятного психологического климата;
- принятие и понимание ребенка таким, какой он есть;
- предоставление ребенку раннего возраста относительной свободы и самостоятельности в поведении [4].
При проведении занятий воспитатели должен, прежде всего, учитывают возрастные особенности детей раннего возраста, а именно знать о том, что ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах. В этой связи они зачастую могут косвенно проявляться, а именно через отставание в развитии, капризность, агрессивность и пр. Вышеперечисленные обстоятельства обусловливает необходимость активности со стороны педагога, психолога по выявлению психологических проблем у детей, в том числе и в период адаптации [2, С. 13].
Показателями успешного окончания адаптационного процесса у ребёнка раннего возраста являются:
- уравновешенность, позитивное настроение ребёнка во время общения с родителями;
- спокойное настроение в период всего пребывания в группе, выполнение поручений взрослых, проявление инициативы в общении с воспитателями и другими работниками дошкольной образовательной организации;
- доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;
- хороший аппетит и проявление самостоятельности в употреблении пищи;
- крепкий дневной сон в группе [1, С. 256].
Таким образом, процесс адаптации детей раннего возраста будет проходить наиболее успешно, если:
- определить уровень адаптированности ребёнка к дошкольной образовательной организации;
- организовать коррекционно-развивающую среду для своевременного разрешения детских трудностей, возникающих в адаптационный период;
- определить динамику адаптационных возможностей через систему комплексных занятий;
- обеспечить методической и практической поддержкой родителей и педагогов;
- преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
Литература:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
2. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ — Москва.: Просвещение, 2007.-№ 3.-104с.
3. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. — Москва.: Просвещение., 2007.-156с.
4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Москва.: Просвещение., 2005. -286с.
5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях — Москва.: Владос, 2007, — 176с.
6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению — Москва.: Книголюб, 2007. — 72с.
7. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 2007. № 6.
Ключевые слова
адаптация, семья, психологическое сопровождение, дошкольная образовательная организация, детско-родительские отношения, дети раннего возрастаПохожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве
В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении
В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи
В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дал...
Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы
Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...
Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников
В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...
Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...
Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассматриваются актуальный вопрос реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. направленный на преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. Теоретический анализ позволяет автору обо...
Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря
В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...
Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...
Похожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве
В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении
В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи
В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дал...
Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы
Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...
Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников
В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...
Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...
Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассматриваются актуальный вопрос реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. направленный на преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. Теоретический анализ позволяет автору обо...
Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря
В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...
Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...