Проблема современного общества — одиночество. Молодежное одиночество. Способы решения проблемы
Автор: Подгорнов Алексей Николаевич
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 26.08.2015
Статья просмотрена: 4571 раз
Библиографическое описание:
Подгорнов, А. Н. Проблема современного общества — одиночество. Молодежное одиночество. Способы решения проблемы / А. Н. Подгорнов. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/8573/ (дата обращения: 16.11.2024).
Всем известно, что социальная психология — это наука, изучающая человеческие взаимоотношения, которые возникают в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом, как в малых, так и больших группах, в частности в семье, в школе, в спортивных и музыкальных коллективах, но мало кто догадывается, что данное определение устарело. Так было раньше, когда общество являлось более открытым для общения, но сейчас стоит более серьезно и вдумчиво подходить к каждой составляющей общества, так как наблюдается неприятная тенденция хамелеона, особенно у молодежи. Именно эта тенденция позволяет приспосабливаться к окружающей среде, быть не тем, кем являешься на самом деле, прятать свои настоящие эмоции под непроницаемую маску, оправдывая все свои действия нежеланием быть белой вороной. Чтобы распознать такого приспособленца приходится много думать, анализировать поступки и действия, но, как ни странно, самым действенным оружием в таком случае является общение в различных его формах. Современная молодежь не умеет долго и связно излагать свои мысли, обладая клиповым мышлением. Современные люди очень быстро теряют суть разговора, не имея возможности доказать свою точку зрения, обращаются к интернету, пытаясь там найти для себя оправдание, тем самым лишая себя не только права быть счастливыми, но и права на достойную жизнь по юридическим законам.
Анализируя общение с людьми, удивляешься тому, что самые достойные из них, как правило, одиноки. Обычно эти индивиды обладают такими отличительными признаками как харизма, приятная внешность, аналитический ум, креативность, хорошее воспитание и манеры, за которыми всегда спрятан сильный взгляд, в котором просматривается грусть. Они ищут «своих» людей: для общения, для приятного отдыха, для отношений и образования семьи. Чаще ошибаются, сильнее страдают, реже идут на контакт, тяжелее переживают неудачи. Но каждый раз, сгорая дотла, они возрождаются из пепла, становясь ещё более совершенными и более сильными, обретая новую надежду и реализуя себя в новых начинаниях. Для них не существует границ, им чужды стереотипы современного общества, поэтому им невозможно навязать чужое мнение. Независимо от того, мужчина это или женщина, они находятся в поиске такого человека, рядом с которым будет тепло и спокойно. И это ощущение спокойствия основано не на отсутствии ссор, адреналина или крайних граней эмоций. Это «спокойно» означает, что рядом человек, который не предаст. Даже самые сильные люди бесконечно стремятся обрести уверенность, что их любят.
Анализируя свои наблюдения, я вначале попытался определить ширину понятия одиночество. Из этого вышло что одиночество — социально психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида. [2] Характеризуя одиночество как психологическое состояние, следует сказать о том, что оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх.
Современное общество многогранно, к сожалению, также многогранно и одиночество. Иногда оно приносит пользу, иногда своей силой оно вводит в подавленное состояние. Одиночество нельзя рассматривать как однородную «плоскость». У каждого человека оно свое. В зависимости от характера восприятия его, можно говорить о пользе или вреде состояния одиночества. Любому человеку удавалось сталкиваться с этим чувством или состоянием. Именно говоря о многогранности одиночества, следует рассматривать его как восприятие на фоне чувств, так и состояния. Чтобы было понятней можно привести классический пример человек, живущий в мегаполисе. Что мы имеем? Человек, живущий в огромном мегаполисе, окруженный ежедневно тысячей людей испытывает одиночество. Многим даже в голову, не придет действительно ли это возможно? Как бы то ни было, но это самый распространенный случай. И дело тут не в том, сколько мимо вас проходит людей в сутки, сколько человек работает в офисе. Человек постоянно находится в обществе, но тем, ни менее он все больше и больше ощущает, что он одинок. [5] Еще Орсон Уэллс заметил: «Мы рождаемся одинокими, мы живем одинокими, мы умираем одинокими». [3]
Основываясь на вышесказанном и своих наблюдениях, я пришел к выводу, что современное одиночество имеет три стадии. Первая, которую я бы назвал знакомством с одиночеством, возникает, когда человек с чем-то прощается, будь то любовь или же отъезд друга в другую страну. Так как эта стадия первоначальная из нее существует множество продолжений, например, такие как:
а) противостояние одиночеству
б) возвращение в нормальную среду, посредством заполнения появившегося пространства чем-либо
в) погружение в одиночество
Вторая стадия самая аморфная, единственная в своем роде, которая имеет два вида подвида:
а) когда человек противостоит одиночеству
б) когда человек теряет надежду и смиряется со своим одиночеством
Третья, самая опасная стадия, когда человек получает удовольствие от своего одиночества. Наверное, самая необычная и требующая отдельного внимания ступень одиночества. Один китайский мудрец сказал «Пока ты одинок — ты уникален и неповторим, твой жизненный путь замечателен, ты сам себе герой и идеал для себя. Ты личность, которой стоит восхищаться... Но лишь соприкоснувшись с массой, ты теряешь себя, свой облик. Ты умираешь... " [7] Пытаясь необдуманно соответствовать своей уникальности, многие на этом пути заходят в тупик и без чьей-либо помощи не могут выбраться.
Находясь в естественной среде наблюдения, а именно будучи преподавателем истории в колледже и одновременно являясь одним из представителей обширного класса общества терзаемого одиночеством, я попытался выяснить истоки данного состояния, а также узнать, если работает моя классификация, то к какой группе относится объект наблюдения. В процессе ведения лекций по своему предмету, я специально моделировал ситуации, которые требуют нестандартного мышления для решения. Студенты, которые являются представителем поколения нулевых, поразили меня своим взглядом и действиями в предложенной ситуации. Не умея работать в команде, каждый пытался найти решение, опираясь только на свои сугубо личные качества, тем самым стараясь доказать мне и своим однокурсникам, что они уже взрослые и умеют нести ответственность за свои поступки. Стараясь выглядеть старше, они забывают о простых детских радостях и ведут себя так, как будто бы иной дороги нет. Однако, при первых же неудачах, они стремятся найти утешение у родителей, которые, к сожалению, не всегда могут помочь им, особенно тогда, когда амбиции идут вразрез с объективным мнением. Если в этот критический момент не подобрать к ребенку ключик, есть риск, что мы получим неуправляемый объект, наполненный обидой и злобой. В таких случаях родители, чаще всего допускают фатальную ошибку, разрешая все, тем самым расписываясь в своей беспомощности и направляя своих детей на первую стадию, знакомя тем самым их с одиночеством. [4] Обретая вседозволенность, молодые люди теряют ощущение реального мира, происходит подмена моральных ценностей, создается иллюзия господства, которая лишает воли и открывает двери в лоно одиночества. Если и дальше на пути ребенка будут встречаться непонимание, обиды, упреки, то он рискует перейти ко второй стадии, погружению в одиночество без права воспользоваться путем возвращения к нормальной окружающей среде и как результат получить в дальнейшем трансформацию этой стадии в третью, то есть совсем потерять свет надежды и погрузиться в отчаянье.
Но если опустить все выше сказанное, то мы найдем еще один аспект не менее опасный, нежели все перечисленные, его бы я даже назвал бы колыбелью современного одиночества. Имя ему — интернет. [1] Вы можете, да и, наверное, возразите мне, аргументируя тем, что интернет — это источник информации, так необходимой подрастающему поколению. На это мне бы было нечего возразить, если бы не одно уточнение. Дело все в том, что современная молодежь не умеет использовать интернет в качестве источника информации. Для них, он — обширный виртуальный мир, который со временем успешно заменяет реальный. Виртуальность, имеющая обширные горизонты, поглощает разум школьников, студентов и не позволяет им радоваться обычным, реальным событиям. Кроме всего прочего виртуальный мир лишает возможности нормально общаться, тем самым вначале нарушая дружественные связи, а затем их разрывая. Более всего настораживает ситуация, когда вместо реальных друзей, появляются виртуальные, которые уверяют вас в своей дружбе, а затем, когда вам нужна помощь, превращаются в обычную картинку на аватарке или делают вид, что очень заинтересованы помочь вам, но по каким-то причинам не могут ее оказать. Это порождает изолированность и нежелание доверять кому-либо.
Наверное, стоит взглянуть пристальнее в корень осознанного пребывания в изолированной оторванности от других. Осознавая свою беспомощность перед обществом человек, интуитивно ставит защиту, отгораживаясь от своеобразного источника раздражения. При этом он думает примерно следующим образом: «Я беспокоюсь о собственной личной «целостности только с целью получения выгоды», и мне безразлично, что там снаружи. Все мои действия направлены на укрепление этого барьера, даже надевая на себя социально приемлемую маску, я сохраняю приличную дистанцию и не допускаю никого до своей жизни» Однако, он забывает, что любое чувство имеет свои временные рамки. Независимо от того, как долго эта изолированность будет удовлетворять потребностям одиночки, она не абсолютна. Как и любое чувство, она проходит свои стадии развития, свой жизненный цикл: зарождение, использование завершение. И когда наступает стадия завершения, человек стремится найти себя в обществе и больше не хочет быть одиноким.
Итак, основываясь на вышесказанном, можно сделать следующие выводы: одиночество — психологический процесс, который не только тягостен человеку, но и не позволяет ему полностью реализовать себя в обществе. Весьма вероятно, что проблема состоит в отсутствии веры не только в себя, но и в то, чего так сильно не хватает человеку, и потому, в первую очередь, задача заключается в необходимости убедиться, что такое уже было у других. Один из путей решения проблемы одиночества — прочитать факты с похожими событиями, то есть ознакомиться с документальными подтверждениями реальности надежды на получении положительного результата. Отсутствие веры в себя намного более серьёзно, чем можно предположить на первый взгляд. Если нет убежденности в том, что выбор верен, то человек никогда не сможет довериться интуиции. [6] По закону притяжения, в этом случае, он притягивает к себе такие жизненные ситуации, при которых никто кроме него не сможет сделать единственный и правильный выбор. То есть до тех пор, пока человек не обретет уверенность в себе и своих силах, то он продолжит пребывать в состоянии одиночества, даже, если рядом с ним находится его друг, знакомый или просто коллега.
Литература:
- http://ilady.info/odinochestvo-v-internete/
- http://text.tr200.biz/referat_sociologija/?referat=583795&page=1
- http://nasha-molodezh.ru/zhitzdorovo/semya/chuvstvo_odinochestva.html
- http://www.kraskizhizni.com/psy/2113-odinochestvo
- http://народный-опрос.рф/article/grani-odinochestva
- http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=861&t=38263
- http://zitata.com/