Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности
Автор: Пантелеева Татьяна Викторовна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
Дата публикации: 15.10.2015
Статья просмотрена: 16335 раз
Библиографическое описание:
Пантелеева, Т. В. Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности / Т. В. Пантелеева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/8957/ (дата обращения: 16.11.2024).
Период юности как фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной взрослости, представляет собой один из важнейших возрастных этапов формирования и становления личности. Данный период характеризуется завершением физического (полового) созревания и первичной социализацией, а также началом процесса самоопределения и социальной автономии того или иного индивида. Бесспорно, что на процессы, происходящие в ранней юности, существенное влияние оказывают как социально-экономические, так и этнокультурные особенности того общества, в котором происходит взросление молодого человека. Однако фундаментальные основы построения новой личности заложены в индивидуально-психологических характеристиках индивида. Большая роль в этом принадлежит семье и школе как важнейшим институтам первичной социализации.
В возрастных границах юности принято выделять раннюю юность (старший школьный возраст) и позднюю юность, однако хронологические рамки этих периодов жизни индивида будут несколько отличаться у представителей различных психологических школ.
У представителей биогенетических теорий (С. Холл, Ар. Гезелл и др.) период юношества колеблется от начала полового созревания (12–13 лет) до наступления взрослости (22–25 лет). Приверженцы концепции персонологической (личностной) ориентации (Эд. Шпрангер, Ш. Бюлер и др.) считают, что юношеский возраст у мальчиков протекает с 14 до 22, а у девочек с 13 до 19 лет. Согласно взглядам представителя гештальтпсихологии К. Левина, юношеская психология связана с особенностями социального статуса и зависит не столько от возрастных границ, сколько от индивидуально-типологических вариаций процесса развития. Одной из самых известных зарубежных концепций возрастного развития является теория представителя неофрейдизма американского психолога Э. Эриксона, который подразделяет весь жизненный цикл человека на восемь фаз, среди которых период юности приходится на пятую фазу развития и длится с 11 до 20 лет.
Различные возрастные периодизации существуют и в отечественной психологической науке, причем именно юношескому возрасту уделяется значительное внимание в работах, посвященных становлению человека как личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин, И. С. Кон и др.).
Наиболее распространенной является возрастная периодизация Д. Б. Эльконина, где период с 11 до 17 лет, названный автором «подростничество», включает в себя средний школьный возраст (11–15 лет) и старший школьный возраст или раннюю юность (15–17 лет) [4]. В основе данной периодизации лежит понятие ведущей деятельности и психологических новообразований, которые во многом определяют психологические особенности развивающейся личности и ее поведения. Для возрастного периода ранней юности, такими видами деятельности являются учебно-профессиональная деятельность и деятельность общения со сверстниками. В связи с тем, что уже в начале 2000-х годов российская система образования перешла с 10-летнего на 11-летний цикл обучения в средней школе, считаем, что верхняя граница старшего школьного возраста может быть увеличена до 18 лет.
По мнению другого авторитетного отечественного психолога И. С. Кона, наличие множественности схем возрастной периодизации (и в частности, теорий юности) представляет собой «объективный факт многомерности и многовариантности человеческого развития» [1, с.66], переход от детства к взрослости длится с 11–12 до 23–25 лет и включает в себя три этапа:
- Подростковый или отроческий возраст (11–12 лет — 14–15 лет);
- Ранняя юность (14–15 лет — 18 лет);
- Поздняя юность (18 лет — 23–25 лет).
В. С. Мухина, ведущий отечественный психолог в области психологии развития, считает, что возрастные рамки юности, как «периода жизни после отрочества до взрослости», весьма условны и существуют в пределах от 15–16 до 21–25 лет [3, с.420].
В связи с этим, возьмем за основу возрастную периодизацию, предложенную Д. Б. Элькониным и И. С. Коном, и рассмотрим психологические особенности ранней юности, исходя из хронологического периода от 15 лет до 18 лет.
Прежде всего, необходимо отметить, что на формирование индивидуально-психологических особенностей личности в этот возрастной период большое влияние оказывают биологические и социальные факторы, которые на данном этапе жизненного пути имеют переходный или критический характер. В то же время, происходящие биологические и социальные изменения в жизни индивида являются естественными, статистически нормальными и переходящими. Такие процессы в психологии принято называть нормативными жизненными кризисами.
С точки зрения психофизиологии в этом возрасте завершается процесс полового созревания молодых людей, а в социальном плане происходит расширение диапазона осваиваемых и выполняемых ими социальных ролей. Очевидно, что генетически запрограммированные процессы полового созревания у сегодняшних старшеклассников несколько опережают процессы их социального созревания. Причем у лиц женского пола это происходит значительно раньше, чем у лиц мужского пола того же возраста. Возрастная специфика этого жизненного этапа состоит в промежуточности общественного положения и статуса индивида, что в свою очередь, определяет некоторые психологические особенности ранней юности.
Одним из важных составляющих индивидуально-психических характеристик юношей и девушек являются новообразования когнитивных процессов и интеллектуальных способностей, связанных с процессами обучения, причем изменения имеют как количественный, так и качественный аспект. Количественные изменения выражаются в увеличении скорости и эффективности решения интеллектуальных задач, качественные — происходят в работе мыслительных процессов. В частности, происходит развитие абстрактно-логического мышления, проявляющееся в отвлеченном теоретизировании и философствовании. Причем те и другие изменения происходят на фоне расширения эмоционального и социального интеллектов, которые тесно связаны с общей направленностью личности. Появляется целеполагающий характер в социальной деятельности, который приходит на смену целесообразной активности.
Происходят изменения и в творческой деятельности молодых людей. Развитие творческих способностей выражается в проявлении интеллектуальной инициативы и создании чего-то нового, основанного на дивергентном мышлении. Интересной особенностью творческого мышления является тот факт, что творческие достижения старшеклассника статистически не связаны с успеваемостью в школе, причем это касается как научного, так и художественного творчества.
Интеллектуальное развитие в ранней юности, помимо накопления практических умений и изменения некоторых свойств интеллекта, заключается и в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Стиль умственной деятельности включает в себя особенности мышления, пути приобретения новых знание, способы накопления, переработки и использования той или иной информации. Стиль мышления также зависит от типа нервной системы (инертная или подвижная) и диктует индивидуальный подход в обучении с целью стимулирования самостоятельности и творчества учащихся. В случае слабо развитой в процессе обучения потребности в самостоятельности у старшеклассников может сформироваться привычка механического запоминания, которая отрицательно влияет на развитие смысловой и образной памяти, что ведет к недоразвитию эмоциональной сферы, которая также важна для полноценного становления личности.
Безусловно, некоторые особенности эмоциональных процессов в ранней юности коренятся в происходящих в этот возрастной период гормональных и физиологических процессах. Более того, по мнению авторитетного отечественного специалиста по юношеской психиатрии А. Е. Личко, возраст от 14 до 18 лет является критическим для развития психопатической личности [2].
С точки зрения психологической науки, эмоциональное поведение старшеклассников зависит также от индивидуально-типологических различий индивида, социальных факторов и условий его воспитания. В этот возрастной период повышается эмоциональная чувствительность, увеличивается разнообразие и продолжительность эмоциональных реакций. Одновременно с этими процессами возрастает возможность психологической защиты и эмоциональная устойчивость, происходит повышение уровня саморегуляции и самоконтроля. У большинства учащихся старших классов улучшается коммуникативность, общее эмоциональное самочувствие, облегчается управление собственными эмоциональными реакциями, повышается социальная адаптивность. Тем не менее, в данном возрастном периоде достаточно часты так называемые немотивированные поступки, которые связаны с внешними (социальными) и внутренними конфликтами и на первый взгляд не поддаются логическому анализу.
Все перечисленные изменения в интеллектуальной и эмоциональной сфере старшеклассников протекают на фоне развития их самосознания, представляющего центральный психический процесс указанного переходного возраста.
Открытие собственного внутреннего мира является главным психологическим приобретением ранней юности. Это развитие самосознания проходит на фоне формирования у индивида с одной стороны, своей личной идентичности, а с другой стороны — неповторимой индивидуальности. Такой процесс, как один из основных этапов становления личности, в психологической науке принято называть формированием «Я — концепции», когда образ «Я», построенный на самосознании и на самооценке, коррелирует с групповой идентификацией (групповым образом «Мы»). Интересно, что соотношение представлений о самом себе никогда полностью не совпадает с образом типичного представителя своей группы. Тем не менее, на фоне развития у молодых людей чувства своей уникальности, происходит осознание преемственности и единства с окружающим его обществом.
На самооценке в раннем юношеском возрасте выстраивается еще один очень важный компонент в структуре формирующейся личности. А именно — самоуважение, которое выражается в принятии и удовлетворенности собой, в чувстве собственного достоинства. Самооценка и самосознание естественным образом зависят от принятых в том или ином обществе стереотипов и служат необходимой предпосылкой для целенаправленного самовоспитания, которое в данный возрастной период постепенно заменяет воспитательный процесс со стороны взрослых.
В период ранней юности размышления о себе и направлении собственной жизни приобретают морально-философский оттенок и могут стать причиной индивидуально-психологических проблем старшеклассников. Рефлексивная самокритика и пониженное самоуважение, которые проявляются в конфликте реального и идеального «Я», в одних случаях могут стать стартовой площадкой преодоления или исправления тех или иных недостатков, в других, напротив, приводит к отказу от деятельности и пассивному созерцанию. Последний вариант отношения молодых людей к внешнему миру часто проявляется в снижении социальной активности и коммуникативным трудностям.
Тем не менее, в раннем юношеском возрасте одной из главных тенденций психического развития является усиление потребности в общении со сверстниками, которая тесно связана с потребностью в принадлежности к какой-либо группе или общности (аффилиация). Различными мотивами такой потребности являются стремление к эмоциональной сопричастности и слитности с группой; признанию себя и подкрепление самоуважения; получение информации и коммуникативных навыков и др. В подростковых и юношеских группах достаточно широко распространена конформность, которая означает желание индивида быть таким как все, но исключительно, среди представителей своей группы.
Как известно, в юношеской среде существует достаточное количество формальных и неформальных групп, в которые может вступить молодой человек или девушка, руководствуясь своими интересами и потребностями. Причем сегодня такие группы существуют как в реальной, так и в виртуальной жизни. Тенденция последних лет явно показывает, что все большее количество старшеклассников предпочитает именно последний вариант коммуникаций, в которых можно участвовать без раскрытия своих личных (персональных) данных, не афишируя свой визуальный портрет. Данная ситуация вполне объяснима с точки зрения психологических особенностей ранней юности, поскольку такой специфический вид межличностных отношений способен не только удовлетворить жажду в общении и групповой деятельности, но и позволяет «примерить» новые социальные статусы, широко осваиваемые в этот возрастной период. Однако в связи с легкодоступностью и удобством онлайн-коммуникаций, существует опасность полной подмены реального общения со сверстниками более удобным и на первый взгляд, безопасным виртуальным общением в сети Интернет.
Удовлетворяя потребность в общении таким образом, старшеклассник восполняет количественные пробелы в контактах. Но при этом молодой человек не в полной мере получает необходимое качественное содержание взаимоотношений, в том числе их эмоциональную составляющую, включая в первую очередь эмпатию как способность и необходимость в сочувствии и сострадании. Следовательно, недостаток реального общения влияет на уровень эмоционального интеллекта и тормозит его развитие в ранней юности, а пагубная привычка длительных интернет-коммуникаций может перерасти в интернет-аддикцию.
С другой стороны, каждое новое поколение имеет свою собственную возрастную субкультуру, которая ярче всего проявляется в раннем юношеском возрасте. В связи с чем перед научной и практической педагогической психологией в настоящее время стоит задача изучения тех изменений, которые происходят вне и внутри индивидов в период формирования личности и связаны с трансформацией социальных процессов в общемировом масштабе.
Еще одной особенностью данного возрастного периода, в частности, тенденцией, противоположной аффилиации, является потребность в личностной неприкосновенности или обособлении (приватизация). На первый взгляд, такая потребность в уединении возникает в отношениях с взрослыми, со стороны которых осуществляется определенный контроль за молодыми людьми, тем не менее, она проявляется и во взаимоотношениях со сверстниками. Однако потребность и способность быть одному зависят от того, насколько самостоятельным и целенаправленным к данному возрастному периоду становится молодой человек. Более того, одним из возрастных признаков ранней юности достаточно часто становится чувство одиночества и неприкаянности, которое достаточно трудно переживается индивидом.
В противоположность потребности к личной неприкосновенности у 15–18-летних ярко проявляется стремление к дружеским отношениям, а понятие «дружба» нередко возглавляет список юношеских жизненных ценностей. В основе желания иметь верных друзей лежит потребность в тесных эмоциональных контактах и в понимании себя другими. Дружеское общение занимает основное место в системе межличностных отношений раннего юношеского возраста.
Еще одной стороной взросления юноши или девушки является социальное самоопределение и формирование мировоззрения, включая моральное сознание. Социальное самоопределение, основанное на общем уровне социальных притязаний, включает в себя выбор сферы профессиональной деятельности и формирование жизненной перспективы. Мировоззрение формируется на основе имеющейся системы знаний и кругозора, а также выражается в ценностных ориентациях и убеждениях индивида. Моральное сознание или нравственная автономия представляет собой наличие системы определенных правил и принципов, которыми руководствуется молодые люди в принятии каких-либо решений или в осуществлении различных видов деятельности.
Все перечисленные индивидуально-личностные изменения и появляющиеся психические новообразования в возрасте ранней юности происходят на фоне психосексуального развития, которое зависит не только от биологических предпосылок полового созревания, но и от социального окружения. В первую очередь это личностные установки индивида и потребность в тесном эмоциональном контакте. Вполне очевидно, что в указанном возрастном периоде личностные характеристики подростков еще не достаточно устойчивы и подвержены влиянию извне. Соответственно, в будущем они могут быть изменены или откорректированы под влиянием различных жизненных ситуаций. Более того, отмечается их внутренняя противоречивость, которая часто граничит с юношеским цинизмом и моральным нигилизмом.
Таким образом, психологические особенности ранней юности имеют свою ярко выраженную характеристику, которая с точки зрения нормального развития индивида определяется как сложный и противоречивый процесс продолжающегося формирования личности. В целом этот процесс протекает на фоне развития когнитивной и коммуникативно-эмоциональной сферы, а также улучшения социально-психологической адаптивности.
Литература:
- Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256с.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С.288–318.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 1999. — 456с.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № I. С. 6–20.