Конструирование педагогом психологических технологий вхождения в профессиональное пространство как фактор сохранения индивидуальных защитных барьеров личности, предупреждающих профессиональную деформацию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 27.10.2015

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Гордиенко, Н. В. Конструирование педагогом психологических технологий вхождения в профессиональное пространство как фактор сохранения индивидуальных защитных барьеров личности, предупреждающих профессиональную деформацию / Н. В. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9026/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В связи с модернизацией Российского образования все более актуальной является проблема профилактики деформаций личности педагога в системе образования. Профессионально-личностные деформации снижают качество преподавательской деятельности, невротизируют личность учащихся и самих работников сферы образования, мешают проявлению профессионально значимых качеств личности, препятствуют внедрению в учебно-воспитательный процесс идей личностно ориентированного образования и помогающей психологии.

Профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем и при ее выполнении, приводит к искажению личностного профиля специалиста, так как конкретные виды труда не требуют всего многообразия личностных качеств и способностей, ресурсные возможности человека остаются невостребованными и личность не достигает своего «акме».

Профессиональная деформация — это деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность, искажают личностные качества, способствуют накоплению негативных признаков (Р. М. Грановская, Э. Ф. Зеер, Л. Н. Корнеева, А. К. Маркова). На фоне снижения психического тонуса учитель теряет интерес к педагогической деятельности, которая превращается в нежеланную, рутинную, бесполезную трудовую повинность. Таким образом, происходит стагнация профессионального развития педагога, приводящая к профессиональному кризису.

Психологическими детерминантами возникновения профессиональных деформаций являются разнонаправленными онтогенетические изменения, неблагополучные варианты выхода их возрастных кризисов, предмет, объект и содержание профессии, социальная среда, жизненно важные событиям и случайные моменты 1, 34. К основным особенностям профессиональных деформаций относятся психофизиологические изменения, стереотипы профессиональной деятельности, стагнация профессионального развития, акцентуации характера и психологические защиты. О личностно-профессиональных деформациях педагогов можно говорить, как о «третьем состоянии», то есть о неуверенности в благополучии организма при отсутствии диагноза. Нередко появление деформаций возникает из-за повышения должностного положения или «сращивания» работника образования с объектом и предметом труда.

Профессия «учитель» относится к категории профессий, подверженных хроническому влиянию деструктивных факторов. Это требует постоянного профилактического воздействия, как со стороны самого субъекта педагогической деятельности, так и лиц, осуществляющих внедрение превентивно-профилактических мероприятий, посредством которых решаются вопросы профилактики возникновения стагнации профессионального развития педагога, профессиональных деформаций и деструкций его личности 2, 65.

В настоящее время возникла настоятельная необходимость в создании профилактических программ профессиональной деформации, реализуемых в ходе психолого-акмеологического сопровождения труда педагогов. Акмеологический характер модели способствует раскрытию творческих возможностей личности, обеспечивает продуктивную саморегуляцию психической устойчивости и сохранение здоровья. Комплекс мер медико-психолого-педагогического характера, назначение которых — ослабление косвенным путем деформирующего влияния деятельности педагога на субъекта профессиональной деятельности будет способствовать созданию условий для восстановления и актуализации личностно-профессионального ресурса учителей.

Одним из основных путей профилактики профессиональных деформаций является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, в которых педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности 3, 34.

Внедрение коррекционно-диагностической концепции в систему подготовки и переподготовки педагогических кадров позволяет повысить эффективность ее функционирования за счет снижения уровня аддиктивности поведения учителей, а им встать на новый уровень роста за счет апробации себя в роли обучающегося.

Безусловно, дальнейшее изучение подобной проблематики необходимо как в теоретическом, так и практическом плане. Конструирование педагогом психологических технологий вхождения в профессиональное пространство является значимым фактором сохранения индивидуальных защитных барьеров личности, предупреждающих профессиональную деформацию. Профессиональную помощь в создании данной конструкции создает профессионал-психолог. Наши дальнейшие исследования, в основном, обращены на выстраивание системы психологического сопровождения предупреждения профессиональных деформаций педагогов.

 

Литература:

 

  1. Maslach C., Jackson S. E. The Maslach Burnout Inventory. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1986.
  2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.- 336 с.
  3. Гордиенко Н. В. Исследование структуры и динамики профессиональной деформации личности педагога с применением проективных методик. — Научные проблемы гуманитарных исследований.-Пятигорск,2008.-с.34–42
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная деформация, деформация, педагогическая деятельность, профессиональное развитие педагога.

Похожие статьи

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда

Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Потенциал арт-терапевтических методик в коррекции реальных личностных стереотипов студентов профиля подготовки «педагогическое образование»

Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций

Антиципирующая мотивация как основополагающий фактор формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Курирование информационных потоков как эффективное средство формирования персональной учебной среды

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Похожие статьи

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда

Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Потенциал арт-терапевтических методик в коррекции реальных личностных стереотипов студентов профиля подготовки «педагогическое образование»

Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций

Антиципирующая мотивация как основополагающий фактор формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Курирование информационных потоков как эффективное средство формирования персональной учебной среды

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся